Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел V. Решение олимпиадных задач
Приложение к разделу Решение олимпиадных задач

Задание № 1

Нередко ученики допускают ошибку в написании, например, таких слов: «весть», «честь», «кость».

Определите, какую ошибку допускают ученики.

С каким фонетическим процессом, характерным для русского языка, связана эта орфографическая ошибка?

Ответ:

Ученики пишут «весьть», «чесьть», «косьть» — 1 балл.

Ошибка связана с процессом ассимиляции согласных по мягкости (дополнительно 1 балл за термин). Перед мягким [т’] согласный [с’] должен быть непременно мягким — 1 балл.

Итого — 3 балла максимум.

Задание № 2

Н. И. Греч в «Чтениях о русском языке» (1840) писал: «Что сказать о тех юродивых исчадиях прихоти, безвкусия и невежества, которые насильно вторгаются в наш язык, ниспровергают его уставы, оскорбляют слух и здравый вкус! Таковы, например, слова: вдохновить, вдохновитель, вдохновительный. Ими хотели перевесть слова inspire, inspirateur. Но эти слова варварские, беспаспортные, и места им в русском языке давать не должно. Они производятся от слова вдохновение, которое само есть производное от глагола вдохнуть, как отдохновение от отдохнуть, столкновение от столкнуты, но можно ли сказать: отдохновитель, столкновитель\ Если можно, то говорите и вдохновить».

• Разберите выделенные жирным курсивом слова по составу.

• Среди выделенных жирным курсивом слов укажите слово(-а), в котором(-ых) произошёл процесс опрощения.

• Как с точки зрения словообразования соотносятся между собой в современном русском языке выделенные жирным курсивом слова?

• Как в современном русском языке образуются имена существительные с суффиксом — енщ?

Ответ:

1) Вдохнов-eниj — е(э); вдохнов-и-ть (допустимо -ть и суффикс, и окончание), в-дох-ну-ть — 3 балла.

2) вдохновить, вдохновение — 1 балл.

В современном языке в глаголе вдохнуть выделяется корень дох (с чередованием гласных и согласных) и приставка (ср.: вдохнуть — выдохнуть), а в словах вдохновить, вдохновение произошло опрощение, и приставка в них не выделяется.

1) вдохновить —> вдохновение

вдохнуть — отдельное словообразовательное гнездо — 1 балл.

2) Имена существительные с суффиксом — енщ образуются от глаголов суффиксальным способом — 1 балл.

Итого — 6 баллов.

Задание № 3

Прочитайте фрагмент дневниковой записи В. П. Горчакова (Горчаков Владимир Петрович (1800 — 1868) — один из ближайших друзей А. С. Пушкина периода его первой ссылки на юг.) о «Фонтане Бахчисарайского дворца» А. С. Пушкина: «Прочитав мне это стихотворение, Пушкин заметил, что, несмотря на усилие некоторых заменить все иностранные слова русскими, он никак не хотел назвать фонтан ..., как никогда не назовёт бильярда — ...».

• Вставьте пропущенные слова.

• Укажите приметы иностранного происхождения слов фонтан и бильярд.

Ответ:

Водомёт, шарокат — 1 балл (можно учитывать как правильные близкие по значению слова).

Буква ф: у восточных славян не было звука [ф] и соответствующий графический знак использовался лишь для обозначения его в заимствованных словах (http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.32) — 1 балл.

Сочетание — ьярд — 1 балл.

Указание на итальянское (допустимо: латинское, но с указанием суффиксации) происхождение слова фонтан и французское слова бильярд — 1 балл. Оба слова не имеют и не имели в русском языке внутренней формы — 1 балл.

Дополнительный материал.

Об иностранном происхождении этого слова свидетельствует его старая орфография биллиард с зиянием гласных и с двойным согласным в корне (так слово писалось почти до конца XIX в.)

Итого — 5 баллов.

Задание № 4

Познакомьтесь со словарной статьёй:

маа́ры, -ов; ед. маа́р, -а

• В каком лингвистическом словаре Вы можете встретить такую статью? (Автора указывать не обязательно.)

• Напишите статью в указанный Вами словарь для любого другого слова.

• Назовите 3 лингвистических словаря и их авторов.

Ответ:

Статья взята из словаря ударений — 1 балл (русское словесное ударение).

Конкретно: Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь.

Статья по образцу, без ошибок — 1 балл (слово по выбору учащегося).

Если слово с дополнительными пометами допустимости / недопустимости ударения, вариантов ударения и др. + 1 балл.

Название одного лингвистического словаря и его автора (одного из авторов) — 1 балл.

Итого — 6 баллов.

Задание № 5

Считается, что «коммуникативные неудачи — это недостижение инициатором общения коммуникативной цели ...а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения». (Виноградове. И., Платонова О. В. и др. Культура русской речи).

• Сочините диалог (полилог), в котором участников общения постигла коммуникативная неудача. Кратко поясните причину(-ы) такой неудачи в общении.

Ответ:

Ответ — не более 6 баллов в зависимости от правильности составления диалога (3 балла) и пояснений (3 балла).

Справка: http: // sbiblio. com/biblio/archi ve/graudina_shiry aev_spiking_cul ture/ 7. aspx

Задание № 6

Даны слова в начальной форме: знать, всякий, Солнце, Земля, вокруг, вращаться, что.

• Сконструируйте предложения, которые бы различались расположением предикативных частей (простых частей) в составе сложного предложения.

• Определите часть речи и разряд слова всякий.

Ответ:

1) Всякий знает, что Земля вращается вокруг Солнца.

2) Знает, что Земля вращается вокруг Солнца, всякий.

3) Что Земля вращается вокруг Солнца, знает всякий (всякий знает). — 3 балла.

Правильно расставленные знаки препинания в 3 конструкциях + 1 балл. Всякий — определительное местоимение (местоимение-прилагательное) — 1 балл. В данном предложении слово «всякий» заменяет собой имя существительное и выступает в его роли — 1 балл.

Итого — 6 баллов.

Задание № 7

В современном русском литературном языке есть следующие закономерности произношения:

• Перед мягкими зубными твёрдые парные зубные звуки меняются на мягкие.

• Перед мягкими шумными передненёбными твёрдые парные зубные звуки меняются на парные мягкие.

• Приведите по 3 примера, иллюстрирующие эти закономерности.

Ответ:

1) Вместе, песня, везде ... — не более 3 баллов.

2) Женщина, барабанчик, барабанщик ... — не более 3 баллов.

Примечание.

Допустимо: учащийся может говорить не о звуке, а о фонеме и закономерностях её нейтрализации.

Итого — 6 баллов.

Задание № 8

Даны слова: белеть, синеть, стареть, молодеть; белить, синить, старить, молодить.

• От какой части речи образованы эти глаголы?

• В чём состоит грамматическое отличие глагола, образованного при помощи суффикса -е-, от глагола, образованного от той же основы при помощи суффикса -и-?

Ответ:

Глаголы белеть, синеть, стареть, молодеть образованы от прилагательных с помощью суффикса -е-. Особенность: Суффикс -е- образует непереходные глаголы первого спряжения — 2 балла.

Глаголы белить, синить, старить, молодить образованы от прилагательных с помощью суффикса -и-. Особенность: Суффикс -и- образует переходные глаголы второго спряжения — 2 балла.

Итого — 4 балла.

Задание № 9

Прочитайте предложения со словом искание (исканий).

1) В то время как боязливое недоверие к вещи утверждаемой побудило монахов учредить ценсуру и мысль истреблять в её рождении, в то самое время дерзал Колумб в неизвестность морей на искание Америки; Кеплер предузнавал бытие притяжательной в природе силы, Ньютоном доказанной; в то же время родился начертавший в пространстве путь небесным телесам Коперник. (А. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву)

2) Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдётся — враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний...

(А. Грибоедов. Горе от ума)

3) Мне хотелось бы знать: принято ли моё искание места чиновника по особым поручениям. (И. Аксаков. Письма к родным)

• Объясните значения слова искание (исканий).

Ответ:

1) Действие по глаголу искать, т. е. стараться найти, обнаружить (скрытое, спрятанное, потерянное). Или: стремление, попытка найти, обнаружить (скрытое, спрятанное, потерянное) — 2 балла.

2) Заискивание... льстивые и униженные просьбы...; льстивое и униженное выпрашивание благосклонности — 2 балла.

3) Прошение, официальная просьба, допустимо: заявление, попытка получить что-либо — 2 балла.

Итого — 6 баллов.

Задание № 10

Познакомьтесь со словарной статьёй:

Лапчатый 1

лАп/чат/ый 1 (отлАп/а)

Лапчатый 2

лАп/ч/ат/ый 2 (от лАп/к/а)

• В каком лингвистическом словаре Вы можете встретить такую статью?

• Напишите статью в указанный Вами словарь с любым другим словом.

• Назовите 3 лингвистических словаря и их авторов.

Ответ:

Морфемно-орфографический (допустимо: морфемный словарь, морфемно-словообразовательный, словообразовательный) — 1 балл.

Конкретно: Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь.

Статья по образцу, без ошибок — 1 балл (слово по выбору учащегося).

Если слово с двойной мотивировкой, указаны варианты словообразования, в том числе по значению, то + 1 балл.

Название одного лингвистического словаря и его автора (одного из авторов) — 1 балл.

Итого — 6 баллов.

Задание № 11

Дайте синтаксическую характеристику приведённым ниже предложениям по следующим параметрам: простое/сложное (если простое, то тип; если сложное, то тип, количество частей и смысловые отношения между ними).

• У него экзамен не сдан, а ему хоть бы что.

• Я люблю учиться, а потому и отметки у меня отличные.

Ответ:

1) Сложносочинённое, две части, отношения несоответствия (допустимо: противопоставления) — 3 балла.

2) Сложносочинённое, две части, отношения следствия, вывода — 3 балла. Итого — 6 баллов.

Прочитайте текст и выполните задания 12 — 15

Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.

Всё замерло удручённо и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.

Снова зной. Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне всё дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребёнка.

(В. П. Астафьев)

Задание № 12

Выпишите из текста одно из слов, ограниченное по употреблению.

Сделайте соответствующие пометы.

Определите его значение, подобрав синонимы.

Ответ:

Например:

Шалый — (разг.). 1. Неуравновешенный, сумасбродный; ошалелый. Ш. парень. 2. Беспорядочный; случайный, непостоянный. Шалая стрельба. Шалые деньги.

В данном фрагменте текста дождь олицетворён, т. е. наделён чертами живого существа («...дождик... не утешил, не напоил...»). Следовательно, первое словарное значение вполне уместно, оно актуализуется олицетворением. Налицо явление широкозначности.

Максимальное количество баллов надо ставить тому ученику, кто это увидит.

Продырявить — (разг.). Проделать дыру в чём-н.; разорвать. П. сеть. Заголить (прост.) — обнажить.

Разомлелый — разг., расслабленный.

Растопорщенная — прост., расставленная, раздвинутая, растопыренная (прост.).

Итого — 4 балла (слово — 1 балл, помета — 1 балл, значение — 1 балл, пояснение значения — 1 балл).

Задание № 13

Какими языковыми средствами передано состояние природы после дождя?

Ответ:

После дождя.

«Всё замерло удручённо и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил». (Эпитеты, построенные на олицетворении, противопоставление в сочетании с однородными сказуемыми.) Синтаксически реализованная антитеза.

«Снова зной» — неполное предложение (такие предложения — с препозицией обстоятельства — рассматриваются по-разному, в том числе и в школьных учебниках: 1) неполное двусоставное с пропущенным сказуемым и 2) номинативное (назывное). Это надо иметь в виду при оценке ответа.

«Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне всё дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребёнка».

(Анафора, лексический повтор — снова; эпитеты — разомлелой, заторможенной; кривая, растопорщенная — в постпозиции после слова сама и препозиция яблоня — брошенного, обманутого).

Итого — 6 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Задание № 14

Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне всё дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребёнка.

Объясните постановку знаков препинания в предложении.

Ответ:

Снова зажило все разомлелой, (однородные определения, эпитеты) заторможенной жизнью, (сочинительная связь, сложное предложение) и только листья на яблоне всё дрожали, (сочинительная связь, сложное предложение) и сама, (запятая открывает обособление: два однородных одиночных определения — кривая, растопорщенная — стоят перед определяемым существительным яблоня, но всё-таки обособляются, так как имеют добавочное обстоятельственное значение, которое возникает у них из-за смысловой связи со сказуемым: почему напоминала обиженного ребёнка?) кривая, (однородные определения, эпитеты), растопорщенная, (обособление закрывается) яблоня напоминала брошенного, обманутого (однородные определения, эпитеты) ребёнка.

Максимум 3 балла. 1 ошибка = минус 1 балл.

Комментарии:

Если кто-то из участников даст обоснование, почему яблоня напоминает ребёнка («кривая» — нескладная, «растопорщенная» — противящаяся обстоятельствам, возмущающаяся (образ ребёнка), то + 2 балла.

Итого — 5 баллов.

Задание № 15

Определите значение суффикса в слове дождик.

Ответ:

Суффикс -ик- в этом слове — это формообразовательная единица (+2 балла), образующая имена существительные мужского рода со значением уменьшительности, которое обычно сопровождается экспрессией ласкательности, иногда — только со значением ласкательности (арбУзик, дОждик, кОвшик, лОбик, прУтик, слОник и т.п.); некоторые слова pluralia tantum (щипцЫ — щИпчики и т.п.).

Анализ текста показывает, что в 1-м абзаце дождик — маленький дождь. 1 балл. Далее — стилистически сниженное значение — 1 балл + 2 балла обоснование.

Допустимые варианты ответов:

1) стилистическая окраска одинаковая, с оттенком разговорности — 2 балла;

2) в первом случае уменьшительно-ласкательное — 1 балл, а во втором — неодобрительно-пренебрежительное — 1 балл + 2 балла обоснование. Итого — 6 баллов.

Задание № 16

Какой термин пропущен в следующей цитате из работы В. А. Богородицкого?

Каков современный состав слов «вкус» и «забыть»?

Приведите свои примеры (не менее трёх).

Впервые об этом явлении писал В. А. Богородицкий в 1881 году в статье «О морфологической абсорбции» (абсорбция в переводе на русский язык — поглощение): «... называется процесс, посредством которого слово со сложным морфемным составом утрачивает значение отдельных своих частей и становится простым символом данного представления. Вкус и кусать, кусок, забыть и быть имеют целостное значение, и прежний морфемный состав их не чувствуется. Таким образом, при ... связь слова с родственными ему словами утрачивается, вследствие чего оно обособляется от них» (Богородицкий В. А. Очерки по языковедению и русскому языку. — М., 1939. — С. 193-195).

Ответ:

Речь идёт об опрощении (1 балл). В слове вкус мы не выделяем теперь приставку в-, так как оно разошлось по значению со словом кусать; в слове забыть не выделяем приставку за-, так как оно разошлось по значению со словом быть (2 балла). Ок-но — окн-о; иг-ла — игл-а; кол-ес-о — колес-о (любые правильные примеры — 3 балла). Всего — 6 баллов.

Задание № 17

Укажите термин по его определению.

... — частный случай транспозиции, переход в разряд имён существительных слов других частей речи вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет.

• Приведите 5 различных примеров перехода в разряд существительных тех или иных частей речи.

Ответ:

Субстантивация = 1 балл.

За каждый правильный пример по 1 баллу.

Справка:

Примеры субстантивации различных частей речи1:

• субстантивация прилагательного: «больной поправился»;

• порядкового числительного: «подали на второе»;

• наречия: «наше завтра»;

• звукоподражательного слова: «услышал мерное тик-так»;

• причастия: «присутствующие задавали много вопросов».

Задание № 18

Сгруппируйте союзы по значению: поскольку, раз, коли, ибо, ежели, кабы., дабы, так как, чтобы. Ответ представьте в виде таблицы. Озаглавьте таблицу и её столбцы.

Ответ:

Например: значение(-я) союзов

Союзы co значением причины

Союзы со значением цели

Союзы со значением условия

Поскольку, ибо

Чтобы, дабы

Раз, коли, ежели, кабы

За каждый правильный ответ по 0,5 балла. За таблицу 1 балл. Всего — 5 баллов.

Задание № 19

Сгруппируйте прилагательные в соответствии со способом их образования: дальневосточный, русско-немецкий, бело-розовый, новогодний, лесостепной, пешеходный, плодово-ягодный. Ответ представьте в виде таблицы. Озаглавьте таблицу и её столбцы.

Ответ:

Способы образования сложных имён прилагательных

Прилагательные, образованные способом сложения

Прилагательные, образованные суффиксальным способом

Прилагательные, образованные сложносуффиксальным способом

русско-немецкий, белорозовый, плодово-ягодный

лесостепной, пешеходный

дальневосточный, новогодний

За каждый правильный ответ по 0,5 балла, итого: 4 балла. За таблицу 1 балл. Всего — 5 баллов.

Задание № 20

Ученики часто допускают ошибки в написании слова обоняние. Какие сведения об истории данного слова помогут им писать его правильно?

Ответ:

В слове раньше был корень: вонь (1 балл) и приставка: объ-. В результате выпадения к концу XV века (1 балл) кратких гласных ер и ерь (1 балл) в слове произошли звуковые изменения: объвоняние — обоняние (1 балл). Слово подверглось опрощению: в нём мы не выделяем теперь приставку (2 балла). Всего — 6 баллов.