Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016
Раздел I. Повторение и обобщение изученного в 5 - 8 классах
Задача № 1. Звуковая система русского языка
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.
Сильная позиция — это позиция, в которой данный звук отличается от всех других звуков.
Слабая позиция — это позиция неразличения звуков.
Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой — без ударения. Например, ср.: сом — сам (звуки [о] и [а] под ударением различаются), сома — сама (в безударном положении эти гласные не различаются, здесь произносится звук [^]).
Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [j]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил — бил, слой — злой, твоих — двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости — на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот — молод ([т]), киска — низко ([с]), сдал — здание ([з]).
Сильные позиции по твёрдости/ мягкости — на конце слова (удар — ударь), перед гласными (нос — нёс), перед твёрдыми согласными (изба — резьба). Слабая позиция — перед мягким согласным: встаньте, (о) музыканте ([н']).
Сколько в русском языке звуков? На этот вопрос невозможно ответить точно. Чем лучше слух у человека, тем больше разных оттенков звука он услышит. А если использовать приборы, то ясно, что чем прибор точнее, тем больше разных звуков он обнаружит. Однако совершенно точно можно сказать, сколько в языке основных, самостоятельных звуков, т.е. таких, с помощью которых можно различать слова. Такие звуки-смыслоразличители языковеды называют фонемами.
В русском языке пять гласных фонем <а, о, э, и, у> и 34 согласных. Как их сосчитали? Очень просто: если есть слова, различающиеся только двумя звуками, то эти звуки-смыслоразличители, фонемы. Например, слова сом и сам различаются только гласными звуками [о] и [а]. Это разные звуки в разных словах и разные фонемы-
различители. Слова там и сам различаются согласными фонемами сити т. д. Фонемы можно выделить только в сильной позиции звука.
Мы будем говорить о звуках.
В составе слов звуки претерпевают изменения. Что это значит? По сравнению с чем они изменяются? В слове боль под ударением отчётливо произносится звук о. Без ударения в том же корне столь же отчётливо произносится звук, очень близкий к [а], его, как правило, обозначают [а], или [^]1: б[^]леть. Изменилась фонетическая позиция: ударный слог стал безударным — и вместо одного звука появился другой, вместо о — ^. И такое чередование звуков бывает всегда, какое бы слово ни взять (соль — салить, стол — ст^ла, вол — в^ла), в позиции первого предударного слога и в абсолютном начале слова на месте букв о и а.
После мягких согласных на месте букв я и е, а также после мягких шипящих ч и щ на месте а произносится ослабленный звук [и] с призвуком [э] в первом предударном слоге, обозначаемый условно [иэ] (прямо — прямой, мясо — мясной, чаща — чащоба и т. д.).
Во всех остальных безударных позициях произносятся мягкий [ь] и твёрдый [ъ] редуцированные. Например: облако — [о'блъкъ], объявление — [^б'jиэвл'э'н'иjь]. Звуки [и, (ы)2, у] качественно не изменяются в слабых позициях, следовательно, проверки постановкой в сильную позицию не требуют.
Чередование звуков под влиянием позиции происходит и с согласными. Оно также подчинено строгим фонетическим законам. Например, в конце слова и перед глухими согласными парные звонкие согласные меняются на глухие: лобик — лоп, морозы — морос; слова — слоф, скользить — сколь-ско, столбик — столпцы... Процесс ассимиляции («уподобления») может быть и по звонкости, и по твёрдости-мягкости. Например: просьба — прозьба; плести — плес'т'и.
Под влиянием положения в слове — в позиции перед звуком ц — звук т меняется на ц: отец — о[цц]ы, а в некоторых позициях — на нуль звука: грустить — гру[с]но.
На принципе «пиши, как слышишь» основаны так называемые фонетические написания слов. Это один из принципов русской орфографии, и называется он фонетическим (фонологическим).
1Звук [^] «крышечка» произносится в следующих позициях на месте безударных а и о: 1) в абсолютном начале слова — [^]кно; 2) в первом предударном слоге — мол[^]ко.
2Фонема <ы> считается самостоятельной не всегда. Языковеды, например, московской фонологической школы не считают её самостоятельной, а только вариантом <и>.
Задание № 1
Сколько звуков в русском языке? (При ответе используйте цитирование.)
Ответ:
«На этот вопрос невозможно ответить точно».
Задание № 2
Чем отличается звук от фонемы?
Ответ:
Фонема не любой звук, а только звук-смыслоразличитель.
Задание № 3
На основе информации текста затранскрибируйте фразу: Как часто в горестной разлуке, /В моей блуждающей судьбе, /Москва, я думал о тебе! / Москва... как много в этом звуке /Для сердца русского слилось! / Как много в нём отозвалось!
Ответ:
[ка́к ч’а́стъ вго́р’ьснъй р^злу́к’ь// вм^jэ́й блужда́jущ’ьй суд’б’э́// м^сква́ jа́; ду́мъл ^т’иэб’э́// м^сква́ ка́к мно́гъ вэтъм зву́к’ь // дл’а/ с’э́рцъ ру́скъвъ сл’ило́с’// ка́к мно́гъ вн’о́м ^тъзв^ло́с’]
Задание № 4
Подчеркните все слабые позиции гласных в тексте:
Москва уже не Третий Рим
И Новгород не господин,
Но горизонт необозрим,
И средь степей, полей, дубрав,
Как встарь, под этим небом звёздным
Раздумий час необходим.
[Л. Мартынов. Стоглав (1972)]
Ответ:
Москва уже не Третий Рим
И Новгород не господин,
Но горизонт необозрим,
И средь степей, полей, дубрав,
Как встарь, под этим небом звёздным
Раздумий час необходим.
Задание № 5
Подчеркните все слабые позиции согласных в тексте:
Всё в Москве пропитано стихами,
Рифмами проколото насквозь...
[А. Ахматова. Всё в Москве пропитано стихами... (1963)]
Ответ:
Всё в Москве пропитано стихами,
Рифмами проколото насквозь…
Задание № 6
В КИМах ОГЭ есть такое задание:
Укажите ошибочное суждение.
□ 1) В слове берите все согласные звуки мягкие.
□ 2) В слове входя первый звук — [ф].
□ 3) В слове достаньте мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
□ 4) В слове серьёзного звуков больше, чем букв.1
• Выполните задание.
Какую информацию текста вам надо знать, чтобы правильно выполнить задание? (Напишите сжато.)
1 Демоверсия ОГЭ-9, 2015. ФИПИ.
Ответ: № 4
Информацию о слабых позициях согласных. Информацию об ассимиляции звуков по глухости.
Задание № 7
В КИМах ОГЭ есть такое задание:
Укажите ошибочное суждение.
□ 1) В слове челюсти все согласные звуки мягкие.
□ 2) В слове сжечь первый звук — [з].
□ 3) В слове музыканте согласный [н] твёрдый.
□ 4) В слове счастье звуков меньше, чем букв.
• Выполните задание.
• Какую информацию текста вам надо знать, чтобы правильно выполнить задание? (Напишите сжато.)
Ответ: № 3
Информацию о слабых позициях согласных. Информацию об ассимиляции звуков по звонкости и мягкости.
Задание № 8
Используя информацию текста, озаглавьте таблицу.
Ответ:
Фонетический (фонематический) принцип орфографии. Фонетические написания слов (орфограмм).
Задание № 9
К какому орфографическому правилу в качестве примеров может быть использован следующий фрагмент текста: «...в конце слова и перед глухими согласными парные звонкие согласные меняются на глухие: лобик — лоп, морозы — морос; слова — слоф, скользить — скольско, столбик — столицы...»?
Ответ:
Согласный звук в слабой позиции надо проверять постановкой звука в сильную позицию, например, перед гласным звуком.
Задание № 10
Составьте план текста.
1. ...
2. ...
3. ...
3.1. ...
3.2. ...
4. ...
Ответ:
1. В русском языке пять гласных фонем <а, о, э, и, у> и 34 согласных.
2. Звуки-смыслоразличители называются фонемами.
3. В составе слов звуки претерпевают изменения.
3.1. Изменение (чередование) гласных звуков.
3.2. Изменение (чередование) согласных звуков.
4. Фонетический (фонологический) принцип русской орфографии.