Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь к учебникам Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык (5 — 9 классы) - Е. А. Ефремова 2017


Повторение курса основной школы

Орфография

104. Объясните орфограммы с н и нн графически.

Лимон_ый сок, пчелин_ый яд, стеклян_ая дверь, вялен_ая рыба, кожан_ый мяч, станцион_ое здание, льнян_ое платье, клюквен_ый морс, зван_ый обед, море взволнован_о ветром, рассказывать увлечён_о, решён_ая задача, изранен_ый солдат, незван_ый гость, желан_ая встреча, многоэтажная гостин_ица, уверен_ость в успехе.

Составьте два предложения с несколькими придаточными, определите вид подчинения.

Ответ:

Лимонный сок, пчелиный яд, стеклянная дверь, вяленая рыба, кожаный мяч, станционное здание, льняное платье, клюквенный морс, званый обед, море взволновано ветром, рассказывать увлечённо, решённая задача, израненный солдат, незваный гость, желанная встреча, многоэтажная гостиница, уверенность в успехе.

105. Обозначьте орфограммы в отглагольных словах и в наречиях.

Раскован_ый студент, прикован_ый Прометей, сушён_ые яблоки, пересушен_ое бельё, завоёван_ый мир, основан_ая империя, решён_ое дело, пронзён_ый взглядом, топлён_ое молоко, жарен_ое на сковороде мясо, тушён_ый кролик, фарширован_ая щука, шлифован_ый паркет, циклёван_ый пол, белён_ые стены, расставлен_ая мебель.

Работать по новому, брать по дешевле, выть по волчьи, встретить кого нибудь, мало мальски подумать, давным давно знать, перевязать крест на крест, работать еле еле, выполнить кое как, делать шиворот навыворот, дружить по соседски, выбираться мало помалу, взять по лучше.

Ответ:

Раскованный студент, прикованный Прометей, сушёные яблоки, пересушенное бельё, завоёванный мир, основанная империя, решённое дело, пронзённый взглядом, топлёное молоко, жареное на сковороде мясо, тушёный кролик, фаршированная щука, шлифованный паркет, циклёванный пол, белёные стены, расставленная мебель.

Работать по-новому, брать подешевле, выть по-волчьи, встретить кого-нибудь, мало-мальски подумать, давным-давно знать, перевязать крест-накрест, работать еле-еле, выполнить кое-как, делать шиворот-навыворот, дружить по-соседски, выбираться мало-помалу, взять получше.

106. Рассмотрите рисунки. Как пользуются предметами профессионалы? Напишите об этом. Какой стиль изложения вы выберете?

Image

Расскажите об интересных моментах и преимуществах вашей будущей профессии.

Ответ:

Для приготовления пищи повар использует кастрюли, сковородки и другую посуду.

Баскетболист прицеливается и забрасывает мяч в корзину, чтобы его команда получила очко и выиграла турнир.

Сапожник использует молоток, чтобы подбить каблук.

При изготовлении изделий из дерева столяр использует пилу и рубанок.

В будущем я хотел бы стать учителем. Это самая благородная профессия, она имеет множество тонкостей. Чтобы стать истинным учителем, необходимо и образование, и умение общаться с людьми. Нужно уметь рассказать о своём предмете так, чтобы увлечь и заинтересовать своих учеников, а также дать им глубокие знания, которые будут необходимы в жизни. Я приложу все усилия, чтобы мечта осуществилась.

107. Н или нн? Графически обозначьте условия выбора. В случае затруднения пользуйтесь орфографическим словарём.

Тружен_ик, гостин_ица, морожен_ое, путешествен_ик, дружин_ик, родствен_ик, священ_ик, воспитан_ик, учен_ик, листвен_ица, кон_ица, гривен_ик, мучен_ик, плен_ик, именин_ик, ставлен_ик, коноплян_ик, нефтян_ик.

Ответ:

Труженик, гостиница, мороженое, путешественник, дружинник, родственник, священник, воспитанник, ученик, лиственница, конница, гривенник, мученик, пленник, именинник, ставленник, конопляник, нефтяник.

108. Обозначьте в предложениях все части речи, орфограммы и условия их выбора.

1. Родина — это первая испытан_ая ласка, первая сознательная мысль, ос_нившая голову, это зап_х воздуха, деревьев и цветов.4 2. Почему см_ртельно ранен_ый2 солдат, ум_рая3, шепч_т слово «мама», то самое имя, которое3 он произнёс вп_рвые в жизни? 3. Чу_ство родины — оно (не)об_яснимое, оно шестое3 чу_ство.

(Из книги «Слово о родине»)

Ответ:

1. Родина(сущ.) — это(мест.) первая(числ.) испытанная(прил.) ласка(сущ.), первая(числ.) сознательная(прил.) мысль(сущ.), осенившая(прич.) голову(сущ.), это(мест.) запах(сущ.) воздуха(сущ.), деревьев(сущ.) и цветов(сущ.). 2. Почему(нареч.) смертельно(прил.) раненый(прил.) солдат(сущ.), умирая(прич.), шепчет(глагол) слово(сущ.) «мама»(сущ.), то самое(мест.) имя(сущ.), которое(мест.) он произнёс(гл.) впервые(нар.) в жизни(сущ.)? 3. Чувство(сущ.) родины(сущ.) — оно(мест.) необъяснимое(прил.), оно(мест.) шестое(числ.) чувство(сущ.).

109. Обозначьте служебные части речи. Проставьте, где надо, ь.

1. Взялся за гуж_ — (не)говори, что (не)дюж_. 2. Для дорогого гостя и ворота настеж_. 3. День и ноч_ — сутки проч_. 4. Худая слава пойдёт — (ни)кто3 замуж_____ (не)возьмёт.4 5. В каком народе живёш_, того обычая и держись3. 6. С горы (в)скач_, а в гору хоть плач_.

Ответ:

1. Взялся за(предлог) гуж — не(частица) говори, что(союз) не дюж. 2. Для(предлог) дорогого гостя и(союз) ворота настежь. 3. День и(союз) ночь — сутки прочь. 4. Худая слава пойдёт — никто замуж не(частица) возьмёт. 5. В(предлог) каком народе живёшь, того обычая и(союз) держись. 6. С(предлог) горы вскачь, а(союз) в(предлог) гору хоть плачь.

110. К данным глаголам (определив их вид) подберите парные глаголы противоположного вида.

Соблазнить — ...,

сбегать — ...,

пнуть — ...,

прощать — ...,

застывать — ...,

вводить — ...,

запомнить — ...,

засевать — ... .

Ответ:

Соблазнить — несов. вид, соблазнять

сбегать — несов. вид, сбежать

пнуть — соверш. вид, пинать

прощать — несов. вид, простить

застывать — несов. вид, застыть

вводить — несов. вид, ввести

запомнить — соверш. вид, запоминать

засевать — несов. вид, засеять.

111. Почему указанные глаголы не употребляются в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего простого времени? Дайте письменный ответ. Используйте другие возможности языка для образования этих форм.

мерцать — ...

ощутить — ...

толпиться — ...

тужить — ...

знобить — ...

победить — ...

Ответ:

Указанные глаголы не употребляются в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего простого времени, потому что они затруднительны для произношения, а также по смысловым причинам.

мерцать — буду мерцать

ощутить — испытываю ощущения

толпиться — буду толпиться

тужить — буду тужить

знобить — могу знобить

победить — одержу победу

Пунктуация

112. Объясните графически, с чем связаны знаки препинания, расставьте их. Начертите схемы сложных предложений.

Ах ты ноч_! Что ты ноч_ наковеркала! (С. Есенин)

На сказочных чудовищ_ похожи коряги торчащие из воды. (И. Соколов-Микитов)

Чем дальше глянь тем всходы видиш_ гуще. (К. Бальмонт)

Посмотрю на юг нивы зрелые что камыш_ густой тихо движутся. (И. Никитин)

Мне гроза дана в наследство гром и молнию стереч_ научило рано детство и понятна мне их реч_. (Л. Мей)

Ответ:

Ах ты ночь! Что ты(подл.) ночь(обращ.), наковеркала(ск.)! (С. Есенин)

На сказочных чудовищ похожи коряги, торчащие из воды. (И. Соколов-Микитов)

Чем дальше глянь, тем всходы видишь гуще. (К. Бальмонт)

Посмотрю на юг — нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся. (И. Никитин) […, (что …), …].

Мне гроза дана в наследство: гром и молнию стеречь научило рано детство, и понятна мне их речь. (Л. Мей) [… : …], (и …).

113. Продолжите начатые сложные предложения. Если можете, составьте сложноподчинённые предложения с разными придаточными и определите их значение.

Мы узнали о спасении отважных моряков раньше ...

Звёзды начинают сиять ...

Такой тишины не было даже в лесу ...

Ответ:

Мы узнали о спасении отважных моряков раньше, чем об этом сообщили в новостях, и поспешили обрадовать всех знакомых.

Звёзды начинают сиять, как только солнце спрячется за горизонт.

Такой тишины не было даже в лесу, не было слышно ни единого звука, который мог бы нарушить это ночное безмолвие.

114. Дополните предложения придаточными времени (используя данные союзы).

1. Перед тем как ... Анатолий почти целый год работал в геологической экспедиции.

2. Как только ... отец вскрыл пакет с письмом.

3. Прежде чем ... я со своей собакой прошёл через всю берёзовую рощу.

4. После того как ... и долго ещё они видели друг друга.

5. Только что ... взошла луна и бросила сквозь тучи свой холодный и яркий свет.

6. Прошло около часа с тех пор как ...

Ответ:

1. Перед тем как поступить в институт, Анатолий почти целый год работал в геологической экспедиции.

2. Как только почтальон ушёл, отец вскрыл пакет с письмом.

3. Прежде чем попался первый гриб, я со своей собакой прошёл через всю берёзовую рощу.

4. После того как они расстались, каждый пошёл в своею сторону, но каждый из них часто оглядывался, и долго ещё они видели друг друга.

5. Только что, едва последний луч солнца исчез за горизонт, взошла луна и бросила сквозь тучи свой холодный и яркий свет.

6. Прошло около часа с тех пор, как мы приехали в лес, а нам всё не удавалось разжечь костёр.

115. В данных бессоюзных сложных предложениях расставьте двоеточие, тире, точку с запятой, запятую и объясните причины их постановки.

1. Вдруг что(то) шумно упало в воду я хвать за пояс пистолета нет. 2. В самом воздухе внезапно что(то) произошло наступила тишина и загудела в ушных перепонках. 3. На небе темнее на сердце веселее. 4. Взглянув себе под ноги он так и не увидел следов снег был чист и гладок как скатерть. 5. Биться в одиночку жизни не перевернуть. 6. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного. 7. Посмотрит рублём подарит.

Ответ:

1. Вдруг что-то шумно упало в воду: я хвать за пояс — пистолета нет. 2. В самом воздухе внезапно что-то произошло: наступила тишина и загудела в ушных перепонках. 3. На небе темнее — на сердце веселее. 4. Взглянув себе под ноги, он так и не увидел следов: снег был чист и гладок, как скатерть. 5. Биться в одиночку —жизни не перевернуть. 6. Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного. 7. Посмотрит — рублём подарит.

116. Прочитайте правило и дополните каждый пункт своим примером на свободных строчках.

Союз как отделяется запятой...

1) если входит в вводное предложение. Мне помогал маляр, или, как он сам себя называл, подрядчик малярных работ;

2) если входит в придаточное предложение. Мы видели, как с неба падают звёзды;

3) если включён в сравнительный оборот. Кругом, как океан, синеет степь;

4) если включён в приложение со значением причины. Он, как спортсмен, обладал крепким здоровьем.

Союз как не отделяется запятой...

1) в составе сказуемого. Как солнышко она. Шёрстка как шёлковая травка;

2) в составе фразеологизма. Всё течёт как по маслу;

3) с частицами ох, ах при подчёркивании высокой степени признака или действия. Ох как не любит саночки возить!;

4) при значении союза «в качестве». Я представлю вас как коллегу. Он пришёл как гость.

Ответ:

Союз как отделяется запятой...

1) Здание музея, как мы видим, сильно пострадало во время войны.

2) Мы сидели в первом ряду, так что нам было всё отлично видно.

3) Со смотровой площадки, как на ладони, был виден весь наш прекрасный город.

4) Он, как кулинар, знал толк в изысканных блюдах.

Союз как не отделяется запятой...

1) Колосья пшеницы стояли как солдаты в строю.

2) Наш учитель как в воду глядел.

3) Ах как обрадовались они встрече!

4) Он проходил по делу как свидетель.

117. Расставьте знаки препинания в следующих примерах, опираясь на правило из упр. 116.

1. Мы видели как тлели угли в костре. 2. Валю вызвали по делу как свидетеля. 3. Старайтесь смотреть на меня как на пациента. 4. Отец как отец. 5. Ветер стих так же внезапно как и налетел. 6. Дубровский смело явился как мы уже видели к Троекурову и поселился в его доме. (А. Пушкин) 7. Совсем как сумасшедший стал. 8. И дёргается катер неуклюжий как при голодном клёве поплавок. (В. Шефнер) 9. На закат ты розовый похожа и как снег лучиста и светла. (С. Есенин) 10. Свеж как огурчик. 11. Он упал как снег на голову. 12. Не кто иной как наш матрос стоял с якорем в руке. (В. Катаев)

Ответ:

1. Мы видели, как тлели угли в костре. 2. Валю вызвали по делу как свидетеля. 3. Старайтесь смотреть на меня как на пациента. 4. Отец как отец. 5. Ветер стих так же внезапно, как и налетел. 6. Дубровский смело явился, как мы уже видели, к Троекурову и поселился в его доме. (А. Пушкин) 7. Совсем как сумасшедший стал. 8. И дёргается катер неуклюжий, как при голодном клёве поплавок. (В. Шефнер) 9. На закат ты розовый похожа и, как снег, лучиста и светла. (С. Есенин) 10. Свеж как огурчик. 11. Он упал как снег на голову. 12. Не кто иной, как наш матрос стоял с якорем в руке. (В. Катаев)

118. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Свидригайлов появляется в романе как своего рода двойник Раскольникова. (Ф. Достоевский) 2. Звёзды ночи, как обвинительные очи, за ним задумчиво следят. (А. Пушкин) 3. Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра. 4. Я отвечал ему как мог. 5. Пруд местами как сталь сверкал на солнце. 6. Как ребёнок душою я стал. (И. Тургенев) 7. Левин как гостеприимный хозяин остался у экипажа. (Л. Толстой) 8. Глаза твои как море голубым колышутся огнём. (С. Есенин) 9. Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей. (А. Гайдар) 10. Её как южанку страшно пугали полярные холода Якутской области.

Ответ:

1. Свидригайлов появляется в романе как, своего рода, двойник Раскольникова. (Ф. Достоевский) 2. Звёзды ночи как обвинительные очи за ним задумчиво следят. (А. Пушкин) 3. Косой дождь, гонимый сильным ветром лил как из ведра. 4. Я отвечал ему как мог. 5. Пруд местами как сталь сверкал на солнце. 6. Как ребёнок душою я стал. (И. Тургенев) 7. Левин, как гостеприимный хозяин, остался у экипажа. (Л. Толстой) 8. Глаза твои, как море, голубым колышутся огнём. (С. Есенин) 9. Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей. (А. Гайдар) 10. Её, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области.

119. Определите, какие предложения преобладают в тексте: простые или сложные; если сложные, то назовите виды придаточных предложений. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Манера поведения

Самая сод_ржательная б_седа много теря_т если язык соб_седника засорён жаргон_ыми словами если ударение произношение и интонац_я режут слух.

Раздражает когда соб_седник2 при разговоре постоян_о употребля_т слова-паразиты и когда выража_т своё отношение междометиями «ага», «угу» отчего ост_ётся неприятное вп_чатление о человеке.

В б_ седе не пр_крывай рот рукой потому что тебя будет плохо слышно и не хлопай соб_седника по плечу чтобы пр_влеч_ его внимание.

Веди себя так чтобы ты был приятен людям.4 (Из журнала «Хорошие манеры»)

Нарисуйте схемы двух предложений на выбор.

Ответ:

Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорён жаргонными словами, если ударение, произношение и интонация режут слух.

Раздражает, когда собеседник при разговоре постоянно употребляет слова-паразиты, и когда выражает своё отношение междометиями «ага», «угу», отчего остаётся неприятное впечатление о человеке.

В беседе не прикрывай рот рукой, потому что тебя будет плохо слышно, и не хлопай собеседника по плечу, чтобы привлечь его внимание.

Веди себя так, чтобы ты был приятен людям. (Из журнала «Хорошие манеры»)

Схемы первого и последнего предложений:

[…], если (…), если (…).

[…] так, чтобы (…).

Содержание

От автора

Международное значение русского языка

Повторение. Текст

Фонетика

Лексика. Фразеология

Морфология. Синтаксис

Сложное предложение

Сложносочинённое предложение (ССП)

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Бессоюзное сложное предложение (БСП)

Сложное предложение с разными видами связи

Повторение за курс основной школы

Орфография

Пунктуация