Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь к учебникам Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык (5 — 9 классы) - Е. А. Ефремова 2017


Сложное предложение с разными видами связи

94. Объясните и графически укажите, почему в данных сложных предложениях нет запятых.

1. Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолёт.

2. Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолёт.

Ответ:

1. Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолёт.

В предложении общий второстепенный член — обстоятельство утром.

2. Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолёт.

В предложении общий второстепенный член — обстоятельство со стороны.

95. Расставьте знаки препинания.

Вечером похолодало и мы заторопились домой.

Когда наступил вечер похолодало и мы заторопились домой.

Ответ:

Вечером похолодало и мы заторопились домой.

Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

96. Закончите сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, расставив знаки препинания, как в упр. 81.

Осенью налетают холодные ветра ...

Во время сбора грибов грибники вооружаются длинной палкой и …

На пароходе работал буфет и ...

Роса заливает травы когда всходит солнце и когда ...

Хотя пурга миновала за окном ещё было мутно и ...

На экзамене была напряжённая атмосфера и ...

Далеко за двором кричали лягушки и ...

Всю ночь бушевала буря и ...

Дождями каждодневными кончается лето и ...

От ветра дрожали стёкла и ...

Ответ:

Осенью налетают холодные ветра, и с насиженных мест улетают перелётные птицы.

Во время сбора грибов грибники вооружаются длинной палкой и острым ножом, поход за грибами — это увлекательное занятие, которое называют тихой охотой.

На пароходе работал буфет, и после танцев отдыхающие устремились туда, чтобы перекусить.

Роса заливает травы, когда всходит солнце, и когда ранним утром идёшь по лугу, чувствуешь приятную свежесть.

Хотя пурга миновала, за окном ещё было мутно, и альпинисты решили отложить восхождение на несколько часов.

На экзамене была напряжённая атмосфера, и выпускники понимали, как важен результат для каждого из них.

Далеко за двором кричали лягушки, и мы поняли, что где-то там находится болото, куда мы так хотели попасть.

Всю ночь бушевала буря, и наутро мы увидели, что дорогу совершенно занесло.

Дождями каждодневными кончается лето, и приходит осень с золотыми листопадами и криком улетающих журавлей.

От ветра дрожали стёкла, и мы боялись, что они не выдержат его напора.

Контрольная работа. В предложениях расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы внизу по порядку. Укажите виды придаточных предложений.

1. Каждый год лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати. ...

2. Он всегда садится на ту самую скамейку на которой сидел в тот вечер когда давно забытый всеми Берлиоз в последний раз в своей жизни видел разваливающуюся на куски луну. ... 3. Лишь только полнолуние начинает приближаться лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило становится Иван Николаевич беспокоен... ... 4. Он проходит мимо нефтелавки поворачивает там где висит покосившийся старый газовый фонарь и подкрадывается к решётке за которой он видит пышный ещё не одетый сад а в нём готический особняк. ... 5. Во сне он видит безносого палача который колет копьём в сердце Гестаса что привязан к столбу и потерял разум. ... 6. Затем от постели к столу протягивается лунная дорожка и на неё поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем рядом с ним идёт молодой человек в разорванном хитоне. ... (М. Булгаков)

97. Преобразуйте бессоюзные сложные предложения в сложноподчинённые.

Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней.

Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава.

Ответ:

Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней. Пароход не мог идти дальше, потому что за туманом не было видно перевальных огней.

Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава. Давно осыпалась листва, полегла трава, поэтому берега были готовы к зиме.

98. Расставьте недостающие знаки препинания. Запишите ответ: почему в сложных предложениях нет некоторых знаков препинания? Нарисуйте схемы предложений.

1. Утром на восходе солнца роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин) 2. Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь) 3. Это было в ту пору когда всё казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев)

Запятая ставится, если после подчинительного союза нет слова то.

1. [ ], (что, (если...), ...).

Можно переставить придаточные. [ ], (что ...), (если).

Запятая НЕ ставится, если есть слова то, но, так.

[ ], (что если ...), (то...).

[ ], (что хотя ...), (но ...). [ ], (что когда...), (то...).

То же правило действует, если рядом стоят сочинительные и подчинительные союзы.

Ответ:

1. Утром на восходе солнца роса(п.) заливает(ск.) травы, и пахнет(ск.) сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин) 2. Как только занималась(ск.) заря(п.) и как только двери(п.) заводили(ск.) свой разноголосый концерт, старички(п.) уже сидели(ск.) за столиком и пили(ск.) кофе. (Н. Гоголь) 3. Это(п.) было(ск.) в ту пору, когда всё казалось радостным, и от жизни ждали только одни радости.

Вводные слова в обособленном обороте не требуют знаков препинания.

1. […], (и …).

2. (Как только …), […].

3) […], (когда …), (и …).

99. Определите, нужна ли запятая между двумя рядом стоящими подчинительными союзами. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Нарисуйте схемы предложений ниже по порядку.

1. Она решила что если к утру не спадёт температура вызовет врача на дом. 2. Она решила что если к утру не спадёт температура то вызовет врача на дом. 3. Я подумал что если в сию минуту не переспорю старика то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (А. Пушкин) 4. С вёсел падали голубые капли и когда они капали в море на этом месте вспыхивало тоже голубое пятнышко. 5. С вёсел падали голубые капли и когда они падали в море то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. 6. Меня не тянула улица если на ней было тихо но когда я слышал весёлый ребячий гам то убегал со двора. (М. Горький) 7. Когда прие_жало кино машины выкатывались на лужайки и в с_рае устанавливались скамейки. (В. Астафьев) 8. Сл_пой знал что в комнату смотрит со_нце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется р_са. (В. Короленко) 9. В последние дни вшколе уже знали что Москву укр_пляют и даже стро_т бар_икады но знать было одно а вид_ть эти бар_икады было другое. (В. Гроссман)

Ответ:

1. Она(п.) решила(ск.), что если к утру не спадёт температура — вызовет врача на дом. […], (что …). 2. Она(п.) решила(ск.), что если к утру не спадёт температура, то вызовет врача на дом. […], (что …, то …). 3. Я(п.) подумал(ск.), что если в сию минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. […], (что …, то …). (А. Пушкин) 4. С вёсел падали(ск.) голубые капли(п.), и когда они капали в море, на этом месте вспыхивало тоже голубое пятнышко. […], (и …). 5. С вёсел падали(ск.) голубые капли(п.) и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. […], (то …). 6. Меня не тянула(ск.) улица(п.) если на ней было тихо, но когда я слышал весёлый ребячий гам, то убегал со двора. […], (но …, то …). (М. Горький) 7. Когда приезжало(ск.) кино(п.), машины(п.) выкатывались(ск.) на лужайки, и в сарае устанавливались скамейки. (Когда …), […], (и …). (В. Астафьев) 8. Слепой(п.) знал(ск.), что в комнату смотрит солнце, и что если он протянет(ск.) руку в окно, то с кустов посыплется роса. […], (и если …, то …). (В. Короленко) 9. В последние дни в школе уже знали(ск.), что Москву укрепляют и даже строят баррикады, но знать было одно, а видеть эти баррикады было другое. […], (но …, а …).

100. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях. Рядом в скобках укажите, какое именно предложение: ССП, СПП, БСП.

1. Она решила что если не найдёт брата обратится в группу поиска. ( ) 2. Рано утром отряд отправился в поход и начался мелкий дождь. ( ) 3. Она сказала ему что если он болен то надо лечиться. ( ) 4. С судорожным нетерпением он ждал чтоб гости поскорее ушли и чтобы тотчас же без них приняться за дело. ( ) 5. Когда выпал снег в горах на город опустился мороз и заледенели поздние осенние лужи. ( ) 6. Он желал чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь стучал в окно не так сердито. ( ) 7. В конце мая солнце перестало уходить за горизонт и на Петербург опустились белые ночи. ( ) 8. Как только в дверь позвонили и как только стенные часы пробили полночь он приготовился к бою. ( )

Ответ:

1. Она решила, что, если не найдёт брата, обратится в группу поиска. (ССП) 2. Рано утром отряд отправился в поход и начался мелкий дождь. (ССП) 3. Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться. (ССП) 4. С судорожным нетерпением он ждал чтоб гости поскорее ушли, и чтобы тотчас же без них приняться за дело. (ССП) 5. Когда выпал снег в горах, на город опустился мороз и заледенели поздние осенние лужи. (БСП) 6. Он желал, чтобы ветер выл не так уныло, и чтобы дождь стучал в окно не так сердито. (ССП) 7. В конце мая солнце перестало уходить за горизонт, и на Петербург опустились белые ночи. (ССП) 8. Как только в дверь позвонили, и как только стенные часы пробили полночь, он приготовился к бою. (БСП)

101. Рассмотрите схему и приведите свои примеры, используя каждый союз.

Image

Ответ:

Я сделал зарядку и умылся ледяной водой прежде чем позавтракать.

До тех пор, пока не выучишь стихотворение, не пойдешь гулять.

По мере того как поднималось солнце, становилось теплее и светлее.

102. Объясните знаки препинания в данных предложениях.

1. Прежде чем пробили часы, ребята собрались в спортивном зале. 2. В то время как я готовил завтрак, Сергей делал зарядку. 3. По мере того как трактористы вспахивали поле, заканчивалась подготовка семян к посеву. 4. До тех пор пока не пришёл отец, мы не собирались на рыбалку. 5. С тех пор как приехал наш новый учитель, прошло два года.

Переставьте главную и придаточную части предложения. Запишите их снова по порядку. Знаки препинания объясните.

Ответ:

1. Ребята собрались в спортивном зале прежде, чем пробили часы. Сергей делал зарядку в то время, как я готовил завтрак. 3. Подготовка семян к посеву заканчивалась по мере того, как трактористы вспахивали поле. 4. Мы не собирались на рыбалку до тех пор, пока не пришёл отец. 5. Прошло два года с тех пор, как приехал наш новый учитель.

103. Расставьте в тексте знаки препинания, укажите тип текста, вставьте орфограммы, дайте заглавие. Сократите первый абзац любым способом.

Народ собрался смотреть на то как я полечу. Шар подраг_вал рвался (в)верх на четырёх к_натах то морщился то надувался. К_наты подрезали и шар стал подн_маться (к)верху сначал_ тихо (за)тем полетел так что дрогнула и зак_чалась лодка.4 Внизу захлопали в ладоши. Я взм_хнул им шляпой и был уже так высоко что с трудом мог разб_рать людей1. Улицы дома река сады всё это в_днелось мне как на картинке. Весело и легко1 было дышать я запел но голос мой был такой слабый что я уд_вился и испугался ему.

...Я вспомнил что взял г_лубка (за)тем что(бы) спустить его с записочкой вниз. Теперь я уже чу_ствовал что мне воздуха мало и я стал часто дышать. Я пот_нул за верёвку что(бы) выпустить газ и спускат_ся но клапан не открывался.4 Если я не ост_новлю3 шар подумал я то он лопн_т и я пропал. Чтобы узнать подн_мается3 ли шар я выбросил бумажки из лодки они камнем полетели (к)низу. Я изо всех сил пот_нул за верёвку засв_стало2 что(то) и клапан открылся. Я стал скидывать балласт что(бы) шар зад_ржался2. Скоро мне стала в_дна деревня сб_жался народ похв_тали верёвки и пр_крутили к дереву. Я летал только три часа. (Л. Толстой)

Составьте схемы предложений первого абзаца.

Ответ:

Полёт на воздушном шаре

Народ собрался смотреть на то, как я полечу. Шар подрагивал, рвался вверх на четырёх канатах, то морщился, то надувался. Канаты подрезали, и шар стал подниматься кверху сначала тихо, затем полетел так, что дрогнула и закачалась лодка. Внизу захлопали в ладоши. Я взмахнул им шляпой и был уже так высоко, что с трудом мог разбирать людей. Улицы, дома, река, сады — всё это виднелось мне, как на картинке. Весело и легко было дышать; я запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался ему.

...Я вспомнил, что взял голубка затем, чтобы спустить его с записочкой вниз. Теперь я уже чувствовал, что мне воздуха мало, и я стал часто дышать. Я потянул за верёвку, чтобы выпустить газ и спускаться, но клапан не открывался. «Если я не остановлю шар, — подумал я, — то он лопнет, и я пропал». Чтобы узнать поднимается ли шар, я выбросил бумажки из лодки: они камнем полетели книзу. Я изо всех сил потянул за верёвку, засвистало что-то, и клапан открылся. Я стал скидывать балласт, чтобы шар задержался. Скоро мне стала видна деревня, сбежался народ, похватали верёвки и прикрутили к дереву. Я летал только три часа. (Л. Толстой)

Тип текста — повествование.

Сокращённый текст

Народ собрался смотреть на мой полёт. Шар рвался вверх на канатах; их подрезали, и шар полетел. Сверху я с трудом мог различать людей. Я запел от радости, но голос был очень слаб.