Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь к учебникам Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык (5 — 9 классы) - Е. А. Ефремова 2017


Бессоюзное сложное предложение (БСП)

Это предложение, части которого соединяются между собой только по смыслу и интонации, без помощи союзов или союзных слов.

Таблица 3

Знаки препинания

Значение частей БСП

Примеры

Запятая

В БСП перечисляются какие-то события, факты. Возможна подстановка союза и

Вспыхнула молния, разразилась гроза.

Точка с запятой

В БСП предложения слабо связаны по смыслу; или распространены (многословные); или осложнены (уже есть знаки препинания); или назывные

Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.

Двоеточие

1. Второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (при превращении этого предложения в СПП можно подставить союз потому что)

1. Печален я: со мною друга нет. (Потому что друга нет — причина)


2. Второе предложение поясняет первое, раскрывая его смысл (в СПП возможна подстановка союзного слова а именно)

2. Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями. (А именно какая погода?)


3. Второе предложение дополняет смысл первого, распространяя одно из слов, обычно сказуемое, (возможна подстановка

союза что в СПП)

3. Я понимаю: успеть к отходу поезда нельзя. (Что понимаю?)

Тире

1. Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого (можно сопоставить со СПП с противительными союзами а, но)

1. Служить бы рад — прислуживаться тошно. (А, но)


2. Первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении (можно сопоставить СПП с союзами когда, если)

2. Наступят каникулы — поеду в Омск. (Когда наступят каникулы...) Совесть потеряешь - другой не купишь.

(Если совесть потеряешь...) Чаще условие содержится в пословицах


3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чём говорится в первом (сопоставимо с СПП с союзами так что, поэтому)

3. Наша Родина — нам и беречь её. (...поэтому нам и беречь её)


4. Предложения передают быструю смену событий

4. Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Можно объяснить тире пунктами 2, 3)

76. Расставьте знаки препинания. Письменно объясните их причину.

1. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника уже залитыми мраком я подвигался вперёд с трудом. 2. Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки топор осторожно стучал по сучьям колёса скрипели лошадь фыркала. 3. Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает. 4. Не учи безделью учи рукоделью. 5. Восходит солнце слепнут ночные птицы. 6. Звёзды понемногу скрывались красноватая полоса на востоке становилась шире белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом.

Ответ:

1. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперёд с трудом. 2. Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки: топор осторожно стучал по сучьям, колёса скрипели, лошадь фыркала. 3. Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. 4. Не учи безделью, учи рукоделью. 5. Восходит солнце, слепнут ночные птицы. 6. Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом.

77. Двоеточие или тире? Расставьте эти знаки препинания и остальные.

1. Пушкин у нас начало всех начал утверждал Горький. 2. Любить Родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества. (В. Белинский) 3. И в холод и в зной и в грозу и в пургу нигде не спеши говорить Не могу! 4. И кажется что всё железо камни вода дерево полно протеста против жизни без солнца без песен и счастья в плену тяжёлого труда. (М. Горький)

Ответ:

1. «Пушкин у нас — начало всех начал», — утверждал Горький. 2. Любить Родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества. (В. Белинский) 3. И в холод, и в зной, и в грозу, и в пургу — нигде не спеши говорить: «Не могу!» 4. И кажется, что всё — железо, камни, вода, дерево — полно протеста против жизни без солнца, без песен и счастья, в плену тяжёлого труда.

78. Составьте сложные предложения, а затем перестройте их в бессоюзные. Укажите, какие смысловые отношения существуют между частями.

1. С союзами и, а, когда, если.

Раздался звонок ... ученики пошли2 в класс.

2. С союзами потому что, что, так что.

Я встал рано ... ... завтра первый день занятий в школе.

Ответ:

1. Раздался звонок на урок, и ученики пошли в класс.

Когда раздался звонок, ученики пошли в класс.

2. Я встал рано, потому что завтра первый день занятий в школе.

Завтра первый день занятий в школе, так что встал рано.

Я встал рано — завтра первый день занятий в школе.

79. Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Укажите в скобках номер правила из таблицы 3. С чем ещё связаны знаки препинания?

1. Всё это значило друзья с приятелем стреляюсь я. ( ) 2. Привычка свыше нам дана замена счастию она. ( ) 3. Нет умного соседа с книгой беседуй. ( ) 4. Страшная мысль мелькнула в уме моём я вообразил её в руках разбойников. ( ) 5. Ругаться будут не бойся. ( ) 6. Казалось отроду не бывал я в таких пустых местах нигде не мерцал огонёк не слышалось никакого звука. ( ) 7. Не раны мучили его раздражало сознание собственной ненужности. ( ) 8. Он оглянулся от него удалялась девушка как ему показалось Натальина горничная. ( ) 9. Я уверен вы полюбите нас вы всех притеснённых любите. ( ) 10. Я зашёл в дом окликнул хозяев никто не отвечал мне. ( ) 11. Наивен кто в любви искал покоя в любви покоя нет. ( ) 12. Ужасно мне сапоги понравились такие они узенькие опрятные. ( ) 13. Героем упадёшь поднимут трусом упадёшь раздавят. ( ) 14. На пароходе укачало я еле на ногах стою. ( )

Ответ:

1. Всё это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я. (1) 2. Привычка свыше нам дана: замена счастию она. (2) 3. Нет умного соседа — с книгой беседуй. (3) 4. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (3) 5. Ругаться будут — не бойся. (2) 6. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука. (2) 7. Не раны мучили его: раздражало сознание собственной ненужности. (3) 8. Он оглянулся: от него удалялась девушка, как ему показалось, Натальина горничная. (3) 9. Я уверен, вы полюбите нас: вы всех притеснённых любите. (3) 10. Я зашёл в дом, окликнул хозяев — никто не отвечал мне. (3) 11. Наивен, кто в любви искал покоя, — в любви покоя нет. (1) 12. Ужасно мне сапоги понравились: такие они узенькие, опрятные. (2) 13. Героем упадёшь — поднимут, трусом упадёшь — раздавят. (1) 14. На пароходе укачало — я еле на ногах стою. (2)

80. Предложения перестройте сначала в сложные бессоюзные, а затем в сложные союзные. Подберите союзы самостоятельно.

Наступят каникулы ... (поеду во Владивосток).

Коля поступил в техникум ... (Серёжа пошёл работать).

Было уже светло ... (свет в комнате не зажигали).

Радовался ... (встречусь с друзьями).

Он скажет что-то ... (все прислушиваются).

Вдруг я вздрогнула от испуга ... (надо мной раздался знакомый голос).

Ответ:

Наступят каникулы — поеду во Владивосток. Наступят каникулы, тогда я поеду во Владивосток.

Коля поступил в техникум. Серёжа пошёл работать. Когда Коля поступил в техникум — Серёжа пошёл работать.

Свет в комнате не зажигали — было уже светло. Было уже светло, поэтому свет в комнате не зажигали.

Радовался: встречусь с друзьями. Радовался, потому что встречусь с друзьями.

Он скажет что-то, все прислушиваются. Он скажет что-то, и все прислушиваются.

Вдруг я вздрогнула от испуга: надо мной раздался знакомый голос. Вдруг я вздрогнула от испуга, но надо мной раздался знакомый голос.

81. Продолжите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения.

Образец. Закат уже начал темнеть... —

Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звёзды. Закат уже начал темнеть; кое-где на небе, одиноко мерцая, зажглись первые звёзды.

1) С запятой и точкой с запятой.

Река в половодье сильно разлилась, ...

Вся природа дышит свежестью; ...

2) С двоеточием.

Растения освежают воздух: ...

Лес влияет на температуру воздуха: ...

Вглядываюсь в даль и вижу: ...

Пароход не мог идти дальше: ...

3) С тире.

Наступит весна — ...

Знай я ремесло — ...

Дунул ветер — ...

Мы хотели закрыть окно — ...

Объясните постановку знаков препинания в составленных предложениях.

Ответ:

1) С запятой и точкой с запятой.

Река в половодье сильно разлилась, огороды остались под водой. Река в половодье сильно разлилась, огороды, расположенные на берегу реки, остались под водой.

Вся природа дышит свежестью; ярко светит солнце. Вся природа дышит свежестью; ярко светит солнце, выглянувшее из-за облаков.

2) С двоеточием.

Растения освежают воздух: насыщают его кислородом, очищают от вредных примесей.

Лес влияет на температуру воздуха: уменьшает приток солнечных лучей к почве и отдачу почвой тепла.

Вглядываюсь в даль и вижу: вдалеке показался поезд, на котором приезжает брат.

Пароход не мог идти дальше: на реку опустился густой туман.

3) С тире.

Наступит весна — растает снег, который лежит плотным покрывалом на земле.

Знай я ремесло — нашёл бы себе работу в большом городе.

Дунул ветер — с дерева облетели последние жёлтые листья.

Мы хотели закрыть окно — ставни рассохлись и не поддавались.

82. Сложноподчинённые предложения переделайте в бессоюзные сложные. Переставьте части наоборот.

Образец. Светает, так что надо вставать (следствие). Светает — надо вставать. Надо вставать, потому что светает (причина). Надо вставать: светает.

Птица жалобно кричит, так как её гнездо разорено.

Река вышла из берегов, так что прервалось сообщение с городом.

Станция метро рядом с домом, так что мы быстро добираемся в любую часть города.

Ответ:

Птица жалобно кричит, так как её гнездо разорено.

Птица жалобно кричит — её гнездо разорено. Гнездо птицы разорено, поэтому она жалобно кричит. Гнездо птицы разорено, она жалобно кричит.

Река вышла из берегов, так что прервалось сообщение с городом.

Река вышла из берегов — прервалось сообщение с городом. Прервалось сообщение с городом, потому что река вышла из берегов. Прервалось сообщение с городом: река вышла из берегов.

Станция метро рядом с домом, так что мы быстро добираемся в любую часть города.

Станция метро рядом с домом — мы быстро добираемся в любую часть города. Мы быстро добираемся в любую часть города, так как станция метро рядом с домом. Мы быстро добираемся в любую часть города: станция метро рядом с домом.

83. Расставьте знаки препинания в тексте. Определите стиль текста и тип речи. Устно докажите правильность своего выбора.

В полёте

Самолёт в воздухе. За первым3 рулём сидит ученик за вторым инструктор. Ученик ведёт машину инструктор наблюдает за ним. Ошибётся ученик инструктор поправит. Первый самостоятельный3 полёт самый памятный день в жизни лётчика. Он ведёт машину вверх. Руль налево машина летит3 налево. Молодой лётчик радуется самолёт его3 слушается. (И. Мазурук)

Ответ:

Самолёт в воздухе. За первым рулём сидит ученик, за вторым — инструктор. Ученик ведёт машину — инструктор наблюдает за ним. Ошибётся ученик — инструктор поправит. Первый самостоятельный полёт — самый памятный день в жизни лётчика. Он ведёт машину вверх. Руль налево — машина летит налево. Молодой лётчик радуется: самолёт его слушается.

84. Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Объясните устно их постановку.

1. Прошло лето зарядили дожди развезло дороги. 2. Хищнику, желающему проглотить меч-рыбу, придётся передумать шар, усаженный шипами, в его глотку не пройдёт. 3. Обломов очнулся перед ним наяву, не в галлюцинации стоял настоящий, действительный Штольц. (И. Гончаров) 4. В доме то и дело нарушалась тишина где(то) скрипнула дверь, послышались чьи(то) шаги, кто(то) чихнул.

Ответ:

1. Прошло лето, зарядили дожди, развезло дороги. 2. Хищнику, желающему проглотить меч-рыбу, придётся передумать: шар, усаженный шипами, в его глотку не пройдёт. 3. Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации стоял настоящий, действительный Штольц. (И. Гончаров) 4. В доме то и дело нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул.

85. Прочитайте текст. Определите количество сложных предложений, запишите цифрой после текста.

Поединки фехтовальщиков проходят на дорожке (или поле боя) длиной 14 м и шириной 1,5 — 2,0 м со специальной разметкой в виде проходящей посередине (перпендикулярно дорожке) центральной линии, двух линий исходной позиции (расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии), а также боковых и задних границ дорожки. Кроме того, с каждой стороны дорожки — по всей её ширине — выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Фехтовальное оружие состоит из клинка, рукоятки и гарды (металлический щиток и дужка на рукоятке, защищающие руку спортсмена), на острие клинка крепится специальный защитный наконечник. Соревнования по спортивному фехтованию проводятся на трёх видах оружия: рапире, шпаге, сабле.

Рапира — колющее оружие (удары можно наносить только остриём клинка), «потомок» тренировочного фехтовального оружия прошлых времён. Общая длина рапиры не должна превышать 110 см (длина четырёхгранного в сечении гибкого клинка — не более 90 см), вес её составляет до 500 г. Рапира оснащена круглой гардой диаметром 12 см.

Родина фехтования — Франция конца XVII века.

(Из журнала «Спорт»)

Ответ: 4

86. Выступите в роли комментатора поединка фехтовальщиков. Используйте бессоюзные сложные предложения. Обратите внимание на цели комментатора: коротко, чётко, ясно описать действия, происходящее.

Ответ:

На дорожку вышли фехтовальщики, этот поединок решит судьбу первого места в командном зачёте. Главная цель — нанести укол противнику, не допустив при этом от него ударов. Оба спортсмена хорошо подготовлены, наносят частые и точные удары. Вдруг бой останавливается — один из фехтовальщиков вышел за границы дорожки, он будет наказан штрафным уколом, так как это серьёзное нарушение правил.

87. Объедините простые предложения в бессоюзные сложные. Вставьте орфограммы, графически укажите их и условия выбора.

Пушкин зад_ржался в Таман_ из-за (не)погоды. На море раз_грался шторм. Плыть через Керченский пр_лив было нельзя.

Утром 15 августа 1820 года бушевавш_ несколько дней подряд море стихло. Несколько часов спустя (в)месте с семьёй генерала Раевского на к_рабль поднялся и Александр Пушкин.

Ветер наполнил паруса. К_рабль ле_ко и плавно заск_льзил по воде, взяв курс на Керчь.4

На берегу их встретил сорок_летний начальник фл_тилии Патиниоти. Этому морскому офицеру выпало счастье общат_ся со многими писателями.

(Н. Веленгурин)

Одно событие ускорило развитие Пушкина как поэта. В промежуток времени с 1820 по 1826 год, проведённый сначала в Кишинёве, потом в Одессе и позже в псковской своей деревне, он понял важность своего призвания.

Поводом к удалению Пушкина из Петербурга были его собственная неосмотрительность, заносчивость, вспыльчивость. Это объяснялось легкомыслием молодости, и наказание всегда смягчалось ходатайством за него Н. М. Карамзина.

(П. Анненков)

Ответ:

Пушкин задержался (где?) в Тамани из-за непогоды. На море разыгрался шторм. Плыть через Керченский пролив было нельзя.

Пушкин задержался в Тамани из-за непогоды: на море разыгрался шторм, плыть через Керченский пролив было нельзя.

Утром, 15 августа 1820 года, бушевавшее несколько дней подряд море стихло. Несколько часов спустя, вместе с семьёй генерала Раевского, на корабль поднялся и Александр Пушкин.

Утром, 15 августа 1820 года, бушевавшее несколько дней подряд море стихло, несколько часов спустя, вместе с семьёй генерала Раевского, на корабль поднялся и Александр Пушкин.

Ветер наполнил паруса. Корабль легко и плавно заскользил по воде, взяв курс на Керчь.

Ветер наполнил паруса — корабль легко и плавно заскользил по воде, взяв курс на Керчь.

На берегу их встретил сорокалетний начальник флотилии Патиниоти. Этому морскому офицеру выпало счастье общаться со многими писателями.

На берегу их встретил сорокалетний начальник флотилии Патиниоти, этому морскому офицеру выпало счастье общаться со многими писателями.

Одно событие ускорило развитие Пушкина как поэта. В промежуток времени с 1820 по 1826 год, проведённый сначала в Кишинёве, потом в Одессе и позже в псковской своей деревне, он понял важность своего призвания.

Одно событие ускорило развитие Пушкина как поэта: в промежуток времени с 1820 по 1826 год, проведённый сначала в Кишинёве, потом в Одессе и позже в псковской своей деревне, он понял важность своего призвания.

Поводом к удалению Пушкина из Петербурга были его собственная неосмотрительность, заносчивость, вспыльчивость. Это объяснялось легкомыслием молодости, и наказание всегда смягчалось ходатайством за него Н. М. Карамзина.

Поводом к удалению Пушкина из Петербурга были его собственная неосмотрительность, заносчивость, вспыльчивость; это объяснялось легкомыслием молодости, и наказание всегда смягчалось ходатайством за него Н. М. Карамзина.

88. Замените предложения с прямой речью синонимичными с косвенной речью. Расставьте знаки препинания.

Женщина или девушка на велосипеде это ужасно говорил Беликов. (А. Чехов)

Зачем вы повязаны платком спросил я Владимира Зубы болят?

Иди сдай оружие начхозу сказал Левинсон с убийственным спокойствием и можешь убираться на все четыре стороны. (А. Фадеев)

Давненько я не брал в руки шашек говорил Чичиков подвигая4 тоже шашку. (Н. Гоголь)

Ответ:

«Женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!» — говорил Беликов.

Беликов говорил: ««Женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!».

— Зачем вы повязаны платком? — спросил я Владимира. — Зубы болят?

Я спросил Владимира: «Зачем вы повязаны платком? Зубы болят?».

— Иди, сдай оружие начхозу, — сказал Левинсон с убийственным спокойствием, — и можешь убираться на все четыре стороны.

Левинсон сказал с убийственным спокойствием: «Иди, сдай оружие начхозу, и можешь убираться на все четыре стороны».

— Давненько я не брал в руки шашек, — говорил Чичиков, подвигая тоже шашку.

Подвигая шашку, Чичиков говорил: «Давненько я не брал в руки шашек».

89. Озаглавьте текст. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Определите стиль речи и тип текста.

В старой землянк_ нашли времен_ое убежище наши с_лдаты возвр_щавшиеся в свою часть из медсанбата. Здесь они укрылись от ярос_ной вражеской бомбё_ки.

Вдруг вх_дной проём что(то) закрыло. С_лдаты вгл_делись2 и к удивлению увидели2 лиса держ_т в пасти лисёнка прижавш_го3 от страха уши. Пышнохвостой3 красавиц_ судя по всему была знакома эта землянка она часто укрывалась в ней раньше. Теперь(же) она стояла в (не)решительности не зная как поступить.

Давай к нам рыжая не с_едим! ласково сказал пожилой с_лдат.

Бойцы пот_снились лиса юркнула в проход и забилась в угол.4

Когда вражеский налёт закончился (в)след за людьми п_кинула убежище и лисица. Уб_гая она на какое(то) время пр_ост_новилась около сидящих с_лдат.4 Может быть благ_дарила их за пр_ют и ласку? (В. Перов)

Сократите текст, начиная со второго абзаца. Устраните диалог, используйте косвенную речь.

Ответ:

Лиса

В старой землянке нашли временное убежище наши солдаты, возвращавшиеся в свою часть из медсанбата. Здесь они укрылись от яростной вражеской бомбёжки.

Вдруг входной проём что-то закрыло. Солдаты вгляделись, и, к удивлению, увидели: лиса держит в пасти лисёнка, прижавшего от страха уши. Пышнохвостой красавице, судя по всему, была знакома эта землянка: она часто укрывалась в ней раньше. Теперь же она стояла в нерешительности, не зная, как поступить.

— Давай к нам, рыжая, не съедим! — ласково сказал пожилой солдат.

Бойцы потеснились, лиса юркнула в проход и забилась в угол.

Когда вражеский налёт закончился, вслед за людьми покинула убежище и лисица. Убегая, она на какое-то время приостановилась около сидящих солдат. Может быть, благодарила их за приют и ласку? (В. Перов)

Сократите текст, начиная со второго абзаца. Устраните диалог, используйте косвенную речь.

Входной проём что-то закрыло: солдаты увидели лису с лисёнком в зубах. Землянка была лисе знакома: она укрывалась здесь раньше. Пожилой солдат сказал: «Давай к нам, не съедим!».

После налёта люди и лисица покинули землянку. Лиса приостановилась около солдат — благодарила их за приют и ласку.

Тип: повествование

Стиль: художественный.

90. Расставьте знаки препинания, составьте схемы 6-го и 7-го предложений.

( ) Очень опасны такие акулы белая голубая тигровая акула-молот. ( ) Немало людей погубили акулы когда корабли терпели крушения.4 ( ) Там где много акул пляжи для купания огораживают специальной сетью.4

( ) Акулы крупные быстрые и зубастые хищники иногда имеют острые зубы в шесть рядов. ( ) Размеры акул различные гигантская до 14 метров в длину белая акула до 12 метров тигровая до 9. ( ) Акулы очень прожорливы в их желудках находили шапки консервные банки картошку капустные кочерыжки. ( ) Акулы часто сопровождают суда и хватают всё что падает за борт, к примеру, однажды в желудке у акулы нашли очки часы и даже пишущую машинку. (Н. Сладков)

Ответ:

Очень опасны такие акулы: белая, голубая, тигровая акула-молот. Немало людей погубили акулы, когда корабли терпели крушения. Там, где много акул, пляжи для купания огораживают специальной сетью.

Акулы крупные, быстрые и зубастые хищники — иногда имеют острые зубы в шесть рядов. Размеры акул различные: гигантская — до 14 метров в длину, белая акула — до 12 метров, тигровая — до 9. Акулы очень прожорливы: в их желудках находили шапки, консервные банки, картошку, капустные кочерыжки. Акулы часто сопровождают суда и хватают всё, что падает за борт, к примеру, однажды в желудке у акулы нашли очки, часы и даже пишущую машинку. (Н. Сладков)

91. Прочитайте дополнительные сведения об акулах. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Определите тип текста и стиль речи.

( ) Акулы сохраняют своё пол_жение потому что вода омыва_т сверху их пл_вники. ( ) Если рыбы пр_кратят двигаться то утонут. ( ) У них нет тормозов поэтому они не смогут быстро ост_новиться. ( ) У больших белых акул удивительное обоняние и много рядов острых загнутых назад зубов. ( ) Акула-лисица врывается в рыбий косяк и глуш_т рыбу длинным хвостом как дубиной. ( ) Рыбы всплывают а акула их соб_рает. ( ) Самая большая рыба на Земле — китовая акула её длина до 20 метров.

Ответ:

Акулы сохраняют своё положение потому, что вода омывает сверху их плавники. Если рыбы прекратят двигаться, то утонут. У них нет тормозов, поэтому они не смогут быстро остановиться. У больших белых акул удивительное обоняние и много рядов острых, загнутых назад зубов. Акула-лисица врывается в рыбий косяк и глушит рыбу длинным хвостом, как дубиной. Рыбы всплывают, а акула их собирает. Самая большая рыба на Земле — китовая акула: её длина до 20 метров.

92. Прочитайте тексты об акулах ещё раз (упр. 90, 91). Составьте на их основе общий текст. Пронумеруйте для этого предложения обоих текстов в порядке следования. Если какое-то предложение не должно входить в содержание, оставьте его без номера.

Ответ:

Акулы крупные, быстрые и зубастые хищники — иногда имеют острые зубы в шесть рядов. Размеры акул различные: гигантская — до 14 метров в длину, белая акула — до 12 метров, тигровая — до 9. Самая большая рыба на Земле — китовая акула её длина до 20 метров. Акулы сохраняют своё положение потому, что вода омывает сверху их плавники. У них нет тормозов, поэтому они не смогут быстро остановиться. Если рыбы прекратят двигаться, то утонут. Немало людей погубили акулы, когда корабли терпели крушения. Там, где много акул, пляжи для купания огораживают специальной сетью. Очень опасны такие акулы: белая, голубая, тигровая акула-молот. У больших белых акул удивительное обоняние и много рядов острых, загнутых назад зубов. Акула-лисица врывается в рыбий косяк и глушит рыбу длинным хвостом, как дубиной. Рыбы всплывают, а акула их собирает. Акулы очень прожорливы: в их желудках находили шапки, консервные банки, картошку, капустные кочерыжки. Акулы часто сопровождают суда и хватают всё, что падает за борт, к примеру, однажды в желудке у акулы нашли очки, часы и даже пишущую машинку.

93. Расставьте знаки препинания, определив структуру предложений (прост., ССП - сложносочинённое, СПП - сложноподчинённое, БСП - бессоюзное). Ответьте письменно на вопрос: как вы относитесь к экспериментам геолога, имеете ли опыт в закаливании?

Белые медведи всматриваются в плывущую льдину и видят на ней лежит раздетый человек. ... Геологу Вадиму Трифонову запомнился случай на перевале тогда в горах в пургу замёрзли четверо. ... Всего полтора часа оставалось им пройти до стоянки но они решили залезть в меховые спальные мешки которые несли с собой. ... Так и закостенели согнувшись.

Почему люди оказались беспомощными? задумался Трифонов. ... Тогда в Павеке на берегу Ледовитого океана он начал проводить жестокие опыты над собой в сильный мороз окунался в прорубь с головой стоял в одежде на ветру не ел по 15 дней шагая по тайге и выполняя свою основную работу. ...

Утром и вечером в пятидесятиградусный мороз долго стоял на снегу босой пока можно было терпеть физическую боль в ногах. …

Так из болезненного слабака Вадим превратился в «морозостойкого» геолога чей опыт переняли другие а врачи создали науку по проблеме выживания человека. …

(Л. Замятнин)

Ответ:

Белые медведи всматриваются в плывущую льдину и видят: на ней лежит раздетый человек. БСП Геологу Вадиму Трифонову запомнился случай на перевале: тогда, в горах, в пургу замёрзли четверо. БСП Всего полтора часа оставалось им пройти до стоянки, но они решили залезть в меховые спальные мешки, которые несли с собой. СПП Так и закостенели, согнувшись. прост.

«Почему люди оказались беспомощными?» — задумался Трифонов. прост. Тогда, в Павеке, на берегу Ледовитого океана, он начал проводить жестокие опыты над собой, в сильный мороз окунался в прорубь с головой, стоял в одежде на ветру, не ел по 15 дней, шагая по тайге и выполняя свою основную работу. БСП Утром и вечером в пятидесятиградусный мороз долго стоял на снегу босой, пока можно было терпеть физическую боль в ногах. СПП

Так, из болезненного слабака, Вадим превратился в «морозостойкого» геолога, чей опыт переняли другие; а врачи создали науку по проблеме выживания человека. СПП

Как вы относитесь к экспериментам геолога, имеете ли опыт в закаливании?

Эксперимент геолога был очень рискованным, но этот риск оправдан — Трифонов достиг желаемого результата для себя, а также и для других. Благодаря таким смельчакам было сделано большинство открытий в науке и технике. Я также занимаюсь закаливанием, и практически не болею простудными заболеваниями.