Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь к учебникам Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык (5 — 9 классы) - Е. А. Ефремова 2017


Сложноподчинённое предложение (СПП)

Это предложение, в котором одно (подчинительное) из предложений (одна из предикативных частей) по смыслу подчинено другому (главному) и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Союзы, которые находятся в придаточном предложении, не являются членами предложения, а союзные слова являются.

Таблица 2

Группы СПП по их значению

Вопросы, союзы, союзные слова

Схемы

С придаточным определительным

Вопросы от существительного в главном предложении: который? какой?

[сущ.], (который).

[сущ.], (какой).

[сущ.], (где).

С придаточным изъяснительным

Падежные вопросы от глагола-сказуемого в главном предложении

[глагол], (что),

[глагол], (чтобы).

[глагол], (ли).

С придаточным обстоятельственным (образа действия и степени)

как? каким — образом? в какой степени?

[сущ.], (как).

[сущ.], (будто).

[сущ.], (что).

С придаточным места

где? куда? откуда?

[там], (где), [туда], (куда).

С придаточным времени

когда?

[...], (когда).

[...], (пока).

(как только), [...].

(лишь только), [...].

С придаточным условия

при каком условии?

(если), [...].

(раз), [...].

С придаточным причины

почему?

[...], (потому что).

[...], (так как).

С придаточным цели

зачем? с какой целью?

[...], (чтобы).

[...], (для того чтобы).

С придаточным сравнительным

как что? будто что?

[...], (как будто).

[...], (будто).

С придаточным уступительным

несмотря на что? хотя что?

[...], (хотя).

[...], (несмотря на то что).

(как ни...), [...].

(сколько ни...), [...].

С придаточным следствия

поэтому что?

[...], (поэтому).

[...], (так что).

Различайте союзы и союзные слова!

1. Союз иногда можно опустить, а союзное слово нет.

Учитель сказал, что завтра состоится поход.

Учитель сказал: «Завтра состоится поход».

2. Союз можно заменить другим союзом:

Когда/если труд — удовольствие, жизнь хороша,

а союзное слово теми словами, к которым относится придаточное:

Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души ненавидеть зло. (Ф. Шиллер)

Сравните данную таблицу с теоретическим материалом учебника. Обобщите сведения и перескажите их со своими примерами.

Ответ

32. Выделите союзы овалом, а союзные слова подчеркните.

1. Какой измерить мерой тот путь, что ты прошла? (М. Исаковский) 2. Мы от него услышали впервые, что близок мир. (М. Исаковский) 3. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина) 4. У той, у далёкой черты солдат согревали шинели, что сшила заботливо ты. (М. Исаковский) 5. За треснувшим стеклом — бульвар, где мне знакомы все деревья. (Е. Долматовский)

Ответ:

1. Какой измерить мерой тот путь, что(с.) ты прошла? (М. Исаковский) 2. Мы от него услышали впервые, что(с.) близок мир. (М. Исаковский) 3. Кто говорит, что(с.) на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина) 4. У той, у далёкой черты солдат согревали шинели, что(с.) сшила заботливо ты. (М. Исаковский) 5. За треснувшим стеклом — бульвар, где(с.) мне знакомы все деревья. (Е. Долматовский)

33. В текст вставьте союзы и союзные слова и обозначьте их овалом. Расставьте знаки препинания.

Монумент бутылке?! А почему бы и нет? Увековечены же лягушка и собака за то ... они послужили науке. Воздвигнута статуя мула, гусеницы, дельфина. Заслуживает памятника и пустая бутылка ... и она потрудилась для блага людей.

Закупоренные бутылки брошенные в море показывали направления морских течений ... позволяло нанести их на карты.

В старину моряки (не)редко прибегали к бутылочной почте ... передать секретные донесения. Среди бутылок (путешествен...иц) есть рекордсмены. Самое длительное путешествие совершила бутылка ... пустил моряк Матсуяма в 1784 году. Он с товарищами был выброшен на риф (в)дали от земли. Матсуяма решил поведать о печальной своей судьбе ... нацарапал «письмо» на дощечке. Послание в бутылке подхватил океан и доставил его прямо к деревне ... жил Матсуяма. Поразительная точность! Однако бутылочную почту можно упрекнуть в медлительности. «Письмо» Матсуямы приплыло в родную его деревню ... прошло 150 лет. (Из журнала «Трамвай»)

Image

Ответ:

Монумент бутылке?! А почему бы и нет? Увековечены же лягушка и собака за то, что(с.) они послужили науке. Воздвигнута статуя мула, гусеницы, дельфина. Заслуживает памятника и пустая бутылка, так как(с.) и она потрудилась для блага людей.

Закупоренные бутылки, брошенные в море, показывали направления морских течений, что(с.) позволяло нанести их на карты.

В старину моряки нередко прибегали к бутылочной почте, чтобы(с.) передать секретные донесения. Среди бутылок-путешественниц есть рекордсмены. Самое длительное путешествие совершила бутылка, которую(с.) пустил моряк Матсуяма в 1784 году. Он с товарищами был выброшен на риф вдали от земли. Матсуяма решил поведать о печальной своей судьбе, поэтому(с.) нацарапал «письмо» на дощечке. Послание в бутылке подхватил океан и доставил его прямо к деревне, где(с.) жил Матсуяма. Поразительная точность! Однако бутылочную почту можно упрекнуть в медлительности. «Письмо» Матсуямы приплыло в родную его деревню, когда(с.) прошло 150 лет. (Из журнала «Трамвай»)

34. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы. Запишите их, отталкиваясь от указательных слов. Составьте схемы предложений.

Поклонись той земле, где родился и вырос.

Песни он поёт так звонко, что завидно нам.

Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам.

Ответ:

Поклонись той земле(х), (какой?) где родился и вырос. [сущ.], (где)

Песни он поёт так звонко(х), (как?) что завидно нам. [сущ.], (что)

Никогда не беспокой другого тем(х), (чем?) что можешь сделать сам. [сущ.], (что).

35. Двойные союзы возьмите в овал, одиночные с указательными словами обведите квадратом. Поставьте знаки препинания.

1. Ольга проснулась оттого что из сада в раскрытую форточку врывался громкий щебет. 2. Если человек стал хуже то всё ему хуже кажется. 3. Чем тени сумрачней ночные тем звёзды ярче и ясней. 4. В сторожке всё сохранилось так как было при жизни охотника. 5. Погода была холодная, ветреная так что сугробы намело выше окон.

Ответ:

1. Ольга проснулась (оттого что — дв. союз) из сада в раскрытую форточку врывался громкий щебет. 2. (Если — од.) человек стал хуже, (то — од.) всё ему хуже кажется. 3. (Чем — од.) тени сумрачней ночные, (тем — од.) звёзды ярче и ясней. 4. В сторожке всё сохранилось (так, как — од.) было при жизни охотника. 5. Погода была холодная, ветреная, (так что — дв.) сугробы намело выше окон.

36. Выберите из скобок нужные союзы и союзные слова, запишите сложные предложения. Укажите количество грамматических основ в каждом.

1. Первой заботой двух уцелевших друзей было извлечь двух злополучных спутников из кустов, (в которых, где) они застряли; это был процесс, (что, который) доставил им несказанное удовольствие, особенно (когда, после чего) они убедились, (что, где) никто не получил никаких повреждений, не считая нескольких дыр на платье и лёгких царапин. (Ч. Диккенс)

2. Шляпа мистера Пиквика катилась и катилась, (будто, словно) проворный дельфин на волнах прибоя, и она укатилась бы далеко от него, (когда бы, если бы) по воле провидения как раз в тот момент, (в который, когда) этот джентльмен готов был бросить её на произвол судьбы, не появилось на её пути препятствие. (Ч. Диккенс)

Ответ:

1. Первой заботой двух уцелевших друзей было(п.) извлечь(ск.) двух злополучных спутников из кустов, в которых они(п.) застряли(ск.); это был процесс, который доставил(ск.) им несказанное удовольствие, особенно когда они(п.) убедились(ск.), что никто(п.) не получил(ск.) никаких повреждений, не считая нескольких дыр на платье и лёгких царапин. (Ч. Диккенс)

2. Шляпа(п.) мистера Пиквика катилась и катилась(ск.), словно проворный дельфин на волнах прибоя, и она(п.) укатилась бы(ск.) далеко от него, если бы по воле провидения как раз в тот момент, когда этот джентльмен(п.) готов был бросить(ск.) её на произвол судьбы, не появилось(ск.) на её пути препятствие(п.). (Ч. Диккенс)

37. Найдите в предложениях главные и придаточные части, составьте схемы предложений. Расставьте запятые.

1. Нельзя передать словами всё что видят глаза когда стоиш_ у реч_ки. 2. Люди с (не)т_рпением ждали когда появ_тся афиши возв_щающие3 о том что выступа_т поэт Владимир Маяковский. 3. Анфиса знала что на библ_отечных полках запрятан_ы такие сокровища мысли и поэзии что от одного восп_м_нания о них у неё темнели глаза. 4. То что мы и_пытываем когда быва_м влюблен_ы3 быть может есть нормальное состояние. (А. Чехов)

Задайте вопросы и определите виды придаточных предложений.

Ответ:

1. Нельзя передать словами всё, что видят глаза, когда стоишь у речки. [… видят(х)], когда? (когда стоишь …).

2. Люди с нетерпением ждали, когда появятся афиши, возвещающие о том, что выступает поэт Владимир Маяковский. [… о том(х)], о чём? (что выступает …).

3. Анфиса знала, что на библиотечных полках запрятаны такие сокровища мысли и поэзии, что от одного воспоминания о них у неё темнели глаза. [… и поэзии(х)] какое? (что от одного …).

4. То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может есть нормальное состояние. Что? (То, что …), [есть(х) …].

38. Расставьте запятые в сложных предложениях. Объясните орфограммы в выделенных словах.

1. Но вот отблистали молнии отгрохотал гром яростный ливень сначала приостановил а потом и вовсе перестал преследовать нас на небе рассеялись полчища туч. 2. В чаще стояло ледяное безмолвие и у него не осталось ни малейшей надежды встретить кого-нибудь. 3. Когда зелёный сад утром весь сияет от солнца и когда все вокруг так милы и веселы хочется чтобы вся жизнь была такою. 4. Синева темнела густела и ширилась и откуда-то потянуло свежестью приближавшейся грозы. 5. Она тотчас заметила, что Обломов не вполне владеет французским языком и перешла на русскую речь. 6. Жизнь в сознании равнодушного человека постепенно вянет и сереет и в конце её он остаётся наедине со своим невежеством и жалким благополучием.

Ответ:

1. Но вот отблистали молнии, отгрохотал гром, яростный ливень сначала приостановил, а потом и вовсе перестал преследовать нас, на небе рассеялись полчища туч. 2. В чаще стояло ледяное безмолвие, и у него не осталось ни малейшей надежды встретить кого-нибудь. 3. Когда зелёный сад утром весь сияет от солнца, и когда все вокруг так милы и веселы, хочется, чтобы вся жизнь была такою. 4. Синева темнела, густела и ширилась, и откуда-то потянуло свежестью приближавшейся грозы. 5. Она тотчас заметила, что Обломов не вполне владеет французским языком и перешла на русскую речь. 6. Жизнь в сознании равнодушного человека постепенно вянет и сереет, и в конце её он остаётся наедине со своим невежеством и жалким благополучием.

39. Составьте по данному началу предложение с несколькими придаточными. Изобразите его схему.

1-й вариант. Выступать решено было колонной не позже четырёх часов утра ...

2- й вариант. С утра начал падать мелкий снежок ...

Ответ:

Выступать решено было колонной не позже четырёх часов утра, чтобы достаточно хорошо подготовиться к тому, что нас может ждать впереди.

[ ], чтобы ( ), что ( ).

С утра начал падать мелкий снежок, который сразу же обрадовал детей, которые так долго его ждали, чтобы наконец слепить снежную бабу.

[ ], который ( ), которые ( ), чтобы ( ).

40. Определите, что за человек создал этот герб (хобби, профессия). Придумайте и опишите свой герб, используя сложноподчинённые предложения.

Image

Ответ:

Этот герб был создан человеком, который всю свою сознательную жизнь пробыл на войне. Этот человек наверняка находился там для того, чтобы лечить раненых, а также для того, чтобы давать людям надежду на свободу, которая всем необходима.

41. Замените распространённые определения сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными.

На краю поляны поднималось дерево, одетое в белый наряд.

Посеребрённый инеем лес застыл в безмолвии.

Земля, окутанная снегом, искрилась холодным блеском.

Капли застывшей на шишках смолы блестели в солнечных лучах.

Ответ:

На краю поляны поднималось дерево, которое было одето в белый наряд.

Застыл в безмолвии лес, что был посеребрён инеем.

Земля была окутана снегом так сильно, что она будто искрилась холодным блеском.

Капли застывшей на шишках смолы блестели так, будто они были в солнечных лучах.

42. Закончите данные предложения.

В этом доме живёт мой приятель, с которым ...

Я живу недалеко, в здании, что ...

Поздно вечером мы взбираемся на каланчу, откуда ...

Мы видим наш посёлок, где ...

Высоко в небе мерцают звёзды, которые ...

За небольшое время здесь произошли такие изменения, что ...

Нас тянет в степь, куда ...

Подчеркните в главном предложении определяемое слово, задайте вопрос к придаточной части.

Ответ:

В этом доме живёт мой приятель(х), (какой?) с которым мы вместе ходили в детский сад.

Я живу недалеко, в здании(х), (каком?) что находится рядом с больницей.

Поздно вечером мы взбираемся на каланчу(х), (какую?) откуда видны в небе звёзды.

Мы видим наш посёлок(х), (какой?) где провели лучшие годы своей жизни.

Высоко в небе мерцают звёзды(х), (какие?) которые выстроились в большие и красивые созвездия.

За небольшое время здесь произошли такие изменения(х), (какие?) что не узнает родная мать.

Нас тянет в степь(х), (которую?) куда ведёт тропинка.

43. Составьте предложения, используя местоименные сочетания: тот, кто; к тому, кто; всё, что; ко всему, о чём; каждый, кому; от каждого, с кем; те, которые; для тех, кому. Как называются такие виды придаточных?

Ответ:

Тот, кто первым выполнит задание, получит отличную оценку.

Мы с уважением относимся к тому, кто уважает нас.

Всё, что ни делается — делается к лучшему.

Ко всему, о чём мы говорим, надо относиться серьёзно.

Каждый, кому пришло это письмо — счастливчик.

От каждого, с кем мы общаемся, мы перенимаем опыт.

Те, которые не хотят ничего делать, ничего знать не будут.

Для тех, кому интересна история, мы открыли специальную выставку.

44. Определите по вопросам виды придаточных в сложноподчинённых предложениях, начертите схемы. Расставьте знаки препинания, вставьте орфограммы.

Всю долгую жизнь тополь тян_тся к солнцу.4 Он протягивает ветви на восток что(бы) встретить св_тило в самые первые мгновения как только оно покаж_тся над краем земли. На юг простёрто ветвей больше потому что в полуден ые часы солнце очень щедро. Каждый год он стара_тся ра_пол_гать свои листья так что(бы) н_ один луч н_ пролетел мимо. Он раскинул над собой такой шатёр что даже капля дождя не сможет упасть на землю, не задев листа. А что(бы) случайная буря не разрушила вековой работы год от года он всё глубже уходит корнями в землю. (Из журнала «Хочу всё знать»)

Ответ:

Всю долгую жизнь тополь тянется к солнцу. Он протягивает(х) ветви на восток, (зачем?) чтобы встретить светило в самые первые мгновения, как только оно покажется над краем земли. На юг простёрто ветвей больше(х), (почему?) потому что в полуденные часы солнце очень щедро. Каждый год он старается располагать свои листья так(х), (как?) чтобы ни один луч не пролетел мимо. Он раскинул над собой такой шатёр(х), что (какой?) даже капля дождя не сможет упасть на землю, не задев листа. (Зачем?) А чтобы случайная буря не разрушила вековой работы, год от года он всё глубже уходит(х) корнями в землю.

[ ], (чтобы ), (как только ).

[ ], (потому что ).

[ ], (чтобы ).

[ ], (что ).

(Чтобы ), [ ].

45. Сформулируйте и запишите после текста его основную мысль. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Определите виды придаточных в сложных предложениях.

Гора на которой мы стояли жила (не)зависимой жизнью. Она бе_жалос_но вырубалась (в)течени_ десяти лет и пней на горе было много (во)круг которых густо взош_л ольшан_ик рябин_ик и березняк. Они заглушили всходы малин_ика и кипрея заняли полянки покосов и играючи без грусти сорили листьями ж_лтыми бордовыми (огнен_о)рыжими. А тонкие рябинки(девч_нки) были с первым урожаем прелес_ных ягод хвас_ливо и доверчиво показывали их всем. Но пр_летали дрозды и ост_вались рябинки без ягод вид у них был растерза_ный и потерян_ый. Тогда нач_нали наш_птывать им синиц_ что (по)тому и родились рябинки чтоб кормить птиц ягодами. (В. Белов)

Ответ:

Гора, на которой мы стояли, жила независимой жизнью. Она безжалостно вырубалась в течение десяти лет, и пней на горе было много, вокруг которых густо взошёл ольшаник, рябинник и березняк. Они заглушили всходы малинника и кипрея, заняли полянки покосов и играючи, без грусти, сорили листьями: жёлтыми, бордовыми, огненно-рыжими. А тонкие рябинки-девчонки были с первым урожаем прелестных ягод, хвастливо и доверчиво показывали их всем. Но прилетали дрозды и оставались рябинки без ягод — вид у них был растерзанный и потерянный. Тогда начинали нашёптывать им синицы, что потому и родились рябинки, чтоб кормить птиц ягодами. (В. Белов)

Жизнь на горе, где обитают растения, не стоит на месте: там постоянно что-то происходит.

46. Создайте на тему «Маяк» текст-рассуждение. Используйте сложные предложения.

Image

Сформулируйте тезис и ответьте на вопрос: для чего служит маяк?

Ответ:

Что такое маяк? Это средство навигационного оборудования побережья, способ установления места судна, которое находится на водной поверхности. Маяки невозможно не заметить, в любую погоду и в любое время суток.

Маяк — это средство навигационного оборудования морей, служащее для ориентирования и определения местоположения судна.

47. Замените выделенные второстепенные члены предложения сначала сравнительными оборотами с союзами как будто, словно, точно, затем придаточными сравнительными с этими же союзами.

Он шёл осторожно, по-звериному.

Опавшие листья лежат разноцветным ковром.

Он жаждал свободы подобно птице, сидящей в клетке.

Время летит иногда птицей, иногда ползёт червяком.

Ответ:

Он шёл осторожно, словно зверь. Он шёл так осторожно, будто он был зверем.

Опавшие листья лежат точно разноцветный ковёр. Опавшие листья лежат, как разноцветный ковёр.

Он жаждал свободы словно сидящая в клетке птица. Он жаждал свободы так, как сидящая в клетке птица.

Иногда время летит словно птица, иногда ползёт словно червяк. Иногда время летит так, будто оно птица: иногда ползёт так, как червяк.

48. Выражения в скобках замените придаточными предложениями, определив их виды.

(Проделав тяжкий путь), он очень устал.

(Солгав однажды), ты не можешь надеяться на доверие.

(Благодаря отличной погоде) улица оживилась.

Дорогу провели через горы, (несмотря на сложность рельефа).

(Рассвирепев), река смела с лица земли несколько деревень.

Ответ:

Он очень устал, потому что проделав тяжкий путь.

Если ты солгал однажды, ты не можешь не можешь надеяться на доверие.

Улица оживилась, как только установилась отличная погода.

Дорогу провели через горы, несмотря на то что там очень сложный рельеф.

Лишь только река рассвирепела, она смела с лица земли несколько деревень.

49. Высказывания на тему «О пользе знаний» принадлежат великим людям. Выскажите своё мнение по этому поводу и вы, отталкиваясь от любой фразы. Используйте сложноподчинённые предложения. Определите виды придаточных в данных и записанных вами предложениях.

1. На вопрос, какая разница между человеком образованным и необразованным, Аристотель ответил: «Как между живым и мёртвым». 2. Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что даёт ей цену. (А. Македонский) 3. Большой подозрительностью отличается лишь тот, кто мало знает. (Ф. Бэкон) 4. Люди недалёкие обычно осуждают всё, что выходит за пределы их понимания. (Ф. Ларошфуко) 5. Миллионы жизней на нашей планете сохранены, потому что существуют антибиотики, химиопрепараты, гормоны, успехи хирургии. Если бы находился в современных условиях, то не погиб бы от ранения так рано А. С. Пушкин, не умер бы в 44 года от туберкулёза А. П. Чехов, не погиб бы от болезни сердца в 40 лет И. И. Левитан. (Е. Чазов)

Ответ:

Я согласна с Ларошфуко, так как действительно очень многие люди осуждают те вещи, которые им даже не понятны.

50. Сократите текст двумя любыми способами (см. с. 5 — 6). Озаглавьте, определите основную мысль. Напишите сжатое изложение. Объясните вставленные орфограммы и пунктуационные знаки.

Было пасмурно и ветрено. Вспенен_ые волны накатывались на песчан_ую отмель, лизали почерневшие водоросли вытащен_ые на берег рыбацким неводом.

И вдруг среди этих шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычайностью звуки. Было похоже что (где)то совсем близко играла крошечная скрипка. Звуки мелодии были так слабы что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.

Прислушавшись я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру (не)много утихнуть как скрипка переходила на более низкие ноты звук становился густым, и в нём отчётливо улавливался тембр; когда же ветер усиливался звуки заб_рались всё выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала. Но (д_рижёр)ветер был (не)умолим он настойчиво требовал от скрипача новых и новых усилий, и тогда таинствен_ый музыкант, казалось, (не)выдерживал темпа срывался, и слышались только сердитые всплески волн и шорох опавших листьев.

Наконец я установил что звуки исходили из засыпан_ой раковины на гребне песчан_ого холмика. Я осторожно взял раковину (что)бы рас_мотреть повнимательнее но ничего особен_ого не нашёл: обыкновен_ая, как все другие, которых на песке оказалось довольно много.

Но почему звуки исходили только из этой, а все остальные молчали? Я положил её на прежнее место приготовился слушать но (раковина)музыкант молчала. Похоже что она рассердилась за то, что её бесцеремон_о потревожили, и ожидала пока я снова уйду.

И тут я понял что допустил роковую ошибку, сдвинув раковину с места. Из множества других, видимо, только она лежала по отношению к ветру так, что на малейшее его дуновение (тот)час отвечала звучанием. (По Е. Носову)

Ответ:

Звуки природы

Было пасмурно и ветрено. Вспененные волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.

И вдруг среди этих шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычайностью звуки. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.

Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нём отчётливо улавливался тембр; когда же ветер усиливался, звуки забирались всё выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала. Но дирижёр-ветер был неумолим, он настойчиво требовал от скрипача новых и новых усилий, и тогда таинственный музыкант, казалось, не выдерживал темпа, срывался, и слышались только сердитые всплески волн и шорох опавших листьев.

Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. Я осторожно взял раковину, чтобы рассмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашёл: обыкновенная, как все другие, которых на песке оказалось довольно много.

Но почему звуки исходили только из этой, а все остальные молчали? Я положил её на прежнее место, приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. Похоже, что она рассердилась за то, что её бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.

И тут я понял, что допустил роковую ошибку, сдвинув раковину с места. Из множества других, видимо, только она лежала по отношению к ветру так, что на малейшее его дуновение тотчас отвечала звучанием. (По Е. Носову)

Сокращенный текст:

Было пасмурно и ветрено. Волны накатывались на песчаную отмель

И вдруг среди этих шорохов и всплесков послышались звуки, будто где-то совсем близко играла скрипка. Звуки были так слабы, что порывы ветра их иногда обрывали.

Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: ветер утихнет — скрипка играет более низко, ветер усиливается — звуки становятся высокие. Скрипка плакала, но ветер был неумолим — он настойчиво требовал от неё всё новых усилий.

Наконец я установил, что звуки исходят из раковины на гребне холмика. Я осторожно взял раковину, но ничего особенного в ней не нашёл: такая же, как и все другие.

Но почему все остальные раковины молчали? Я положил её на прежнее место, приготовившись слушать, но раковина молчала. Похоже, она рассердилась и ждала, пока я уйду.

И тут я понял, что допустил ошибку, сдвинув раковину с места. Видимо, одна она лежала так, что на малейшее дуновение ветра отвечала звучанием.

Основная мысль:

С помощью ветра природа может издавать настоящие произведения искусства.

Сжатое изложение:

Мальчик, находящийся на море, услышал похожую на звуки скрипки мелодию. Он понял, что она исходит от одной из раковин, лежащей на песке.

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

51. Прочитайте о видах подчинения придаточных предложений и приведите к каждому положению свои примеры. Запишите их на свободных строчках.

1. СПП с последовательным подчинением: 1-е придаточное относится к главному предложению (это придаточное первой степени), 2-е — к 1-му придаточному (оно второй степени).

2. СПП с параллельным подчинением: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

3. СПП с однородным подчинением: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (соподчинение).

4. Могут быть и более сложные комбинации придаточных, например несколько видов подчинения.

Ответ:

1. Сегодня мы узнали, что будет контрольная, которая решит всё.

2. Когда он подъезжал к заднему двору, Артём напряг своё зрение, чтобы лучше рассмотреть его.

3. Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра будет день солнечный и даже жаркий.

4. Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите.

52. Рассмотрите схему. Сравните её с теоретическим материалом учебника. Обобщите сведения и перескажите со своими примерами.

Схема 1

Подчинение (соподчинение):

→→

1) последовательное [ ], ( ), ( ).

Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.

← ≠ →

2) параллельное ( ), [ ], ( ).

Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведёт тебя твоя речь.

3) однородное [ ], ( ), = ( ), = ( ).

И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она.

4) комбинированное [ ], ( ), ( ), ( ), ( ), ( ).

Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нём звуки, которые льются из глубины сердца.

Ответ

53. Какой вид подчинительной связи использован в сложном предложении? Нарисуйте схему, проставьте знаки препинания.

Все почему(то) молчали. Молчал и Грин. Молчал и я хотя мне страшно хотелось сказать3 ему, как он украсил мою юность крылатым полётом своего воображения какие волшебные страны цвели, никогда не отцветая3 в его рассказах3 какие океаны блистали и шумели на тысячи и тысячи миль, баюкая бесстрашные и молодые сердца. (К. Паустовский)

Ответ:

Все почему-то молчали. Молчал и Грин. [Молчал(ск.) и я(п.)], (хотя мне(п.) страшно хотелось сказать (хотелось сказать — ск.) ему), (как он(п.) украсил (ск.) мою юность крылатым полётом своего воображения), (какие волшебные страны(п.) цвели(ск.), никогда не отцветая, в его рассказах), (какие океаны(п.) блистали и шумели (блистали и шумели — ск.) на тысячи и тысячи миль, баюкая бесстрашные и молодые сердца). (К. Паустовский)

54. Расскажите, какие книги Александра Грина вы прочитали и какое впечатление на вас они произвели.

План отзыва

1. Описание книги (автор, заглавие).

2. О чём говорится в книге (очень кратко, обзорно) и какую цель ставит автор перед собой?

3. Кто является главным героем книги, нравится ли его характер, поступки и почему?

4. Кто из других действующих лиц понравился и чем?

5. Какие места в книге производят особенно сильное впечатление (изображение людей, событий, природы)?

6. Нравится ли концовка произведения?

7. Удачно ли заглавие книги?

Ответ

55. Из простых предложений составьте сложноподчинённые с несколькими придаточными, используя слова из скобок. Определите вид подчинительной связи. Укажите значения придаточных предложений.

Выйдешь из душного города в поле. Светлая радость наполнит душу твою. Дивная красота представится глазам твоим, (когда, потому что)

Осина по наружному виду не выделяется среди деревьев. Осенью она красива. Золотом и багрянцем покрываются её трепетные листья, (хотя, потому что)

В лесу человек особенно остро ощущает красоту природы. Природа полна тайн. За каждым деревом таится загадка, (потому что, который)

При однородном подчинении союз или союзное слово во втором придаточном может опускаться, если придаточные соединены союзом и.

Я понял, что безнадёжно опоздал и (что) теперь мне трудно узнать их адрес. [ ], (что) и (...).

Ответ:

Светлая радость наполнит душу твою, когда выйдешь из душного города в поле, потому что дивная красота представится глазам твоим.

Осина по наружному виду не выделяется среди деревьев, хотя осенью она красива, потому что золотом и багрянцем покрываются её трепетные листья.

Природа полна тайн, потому что за каждым деревом таится загадка, благодаря которой в лесу человек особенно остро ощущает красоту природы.

56. Исправьте ошибки, запишите предложения.

В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась и о ещё не налаженной переправе.

Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы.

Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.

Ответ:

В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась и переправа ещё не налажена.

Туристы свернули в лес, тянувшийся до реки, по которой ходили теплоходы.

Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам его просьбу прийти в бассейн в субботу вечером.

57. Простые предложения преобразуйте в сложные, соединив однородные придаточные союзами и, или.

Образец. Переходи улицу. Ты находишься на перекрёстке. Поблизости нет транспорта. - Если ты находишься на перекрёстке и поблизости нет транспорта, переходи улицу. (Если...) и (...), [ ]. (Спп с прид. условия.)

Не включай на улице музыку. Не все хотят её слушать. Многих это просто раздражает. (Спп с прид. причины.)

Нужно остановиться и ответить на вопрос прохожего. Ты очень спешишь. Тебе дорога каждая минута. (Спп с прид. уступки.)

Не разговаривай громко. Ты идёшь по улице. Вокруг тебя люди. (Спп с прид. времени.)

Ответ:

Не включай на улице музыку, потому что не все хотят её слушать и многих это просто раздражает.

Нужно остановиться и ответить на вопрос прохожего, хотя ты очень спешишь и тебе дорога каждая минута.

Не разговаривай громко, когда ты идёшь по улице и вокруг тебя люди.

58. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях с разной связью.

1. Я понял что безнадёжно опоздал и что мне трудно теперь узнать адрес где остановились мои новые знакомые. 2. Он ходит на работы от которых не уклоняется и на которые не напрашивается. 3. Отец с жаром рассказывал мне сколько водится птицы и рыбы сколько родится всяких ягод сколько озёр и какие чудесные растут леса. 4. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 5. Получили известие что Волга стала и через неё потянулись обозы. 6. Но прошла ночь наступило ясное солнечное утро и тогда все услышали что гул окрестной канонады который вчера раздавался так мощно в стороне города сегодня едва слышался где-то далеко на востоке и к концу дня затих совсем. 7. Люди поняли что противник потеснил наши войска и что фронт отдалился от крепости и впервые подумали о том что может им придётся драться во вражеском кольце не один день прежде чем наши отступающие армии оправятся и нанесут противнику контрудар.

Ответ:

1. Я понял, что безнадёжно опоздал, и что мне трудно теперь узнать адрес, где остановились мои новые знакомые. 2. Он ходит на работы, от которых не уклоняется, и на которые не напрашивается. 3. Отец с жаром рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озёр и какие чудесные растут леса. 4. Медведь так полюбил Никиту, что когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. 5. Получили известие, что Волга стала и через неё потянулись обозы. 6. Но прошла ночь, наступило ясное солнечное утро, и тогда все услышали, что гул окрестной канонады, который вчера раздавался так мощно в стороне города, сегодня едва слышался где-то далеко на востоке, и к концу дня затих совсем. 7. Люди поняли, что противник потеснил наши войска, и что фронт отдалился от крепости, и впервые подумали о том, что, может, им придётся драться во вражеском кольце не один день, прежде чем наши отступающие армии оправятся и нанесут противнику контрудар.

59. «Я укротитель». Рассказ-шутка. Расскажите о трудностях и даже опасностях «своей» профессии, используя сложные предложения. Какие ещё цирковые профессии вызывают у вас интерес?

Image

Ответ:

Я работаю дрессировщиком цирка. Это очень опасная профессия, ведь приходится с глазу на глаз общаться с хищниками. На цирковой арене номер длится несколько минут, и кажется, что всё происходит легко. На самом деле удачный номер — это результат многих часов тренировок. Но нет для меня лучшей награды, чем аплодисменты моих зрителей. Также неравнодушны к успеху и мои тигры и собачки, которые за удачный трюк получают любимое лакомство.

60. Опишите здание цирка, используя сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных частей. Вспомните, как описывается архитектурный объект, и следуйте законам жанра.

Ответ:

Здание цирка представляет собой шатёр круглой формы. Здание очень большое, просторное, ведь там должны поместиться все участники выступления и многочисленные зрители.

Купол цирка раскрашен в яркие цвета.

В центре цирка манеж круглой формы. Интересно, что в любом цирке манеж всегда имеет один и тот же размер. Сцена ограждается от зрителей невысоким барьером.

Вокруг манежа размещаются места для зрителей, которые располагаются по кругу в виде амфитеатра.

61. Перестройте простые предложения с однородными членами в сложноподчинённые с однородными придаточными уступительными.

Образец. Ни просьбы матери, ни уговоры отца выбрать другую профессию — ничто не помешало Тимуру стать лётчиком-испытателем. — Как ни просила мать избрать другую профессию и ни уговаривал отец бросить эту мечту — ничто не помешало Тимуру стать лётчиком-испытателем.

Ни дождь, ни порывистый ветер не помешали школьникам отправиться в поход.

Ни из-за трудной трассы, ни из-за лютого мороза заводская команда горнолыжников не отказалась от соревнований.

Ответ:

Как ни старались сильный дождь и порывистый ветер изменить планы путешественников — ничто не помешало школьникам отправиться в поход.

Несмотря на то, что их ждали трудная трасса и лютый мороз, заводская команда горнолыжников не отказалась от соревнований.

62. Вставьте частицы или приставки не или ни. Укажите значение частиц.

1. За двумя зайцами погониш_ся — н_ одного н_ поймаеш_. 2. Упрямого н_чем н_ убедиш_. 3. Учит_ся н_когда н_ поздно. 4. В лице н_ тени беспокойства. 5. Н_чьими похвалами н_ возносись. 6. В лесу, как н_ в чём н_ бывало, продолжалась весен_яя жизнь. 7. Пошли деревян_ые дома, заборы: н_где н_ души. 8. Н_кем по совести она н_ дорожит. 9. Сколько волка н_ корми, он всё равно в лес смотрит. 10. Жил н_кто, человек безродный, одинокий. 11. Н_кто н_ крикнул, даже н_ шевельнулся. 12. Оказалось, что экипаж — н_ что иное, как рессорная лёгкая бричка. 13. Я понял, что в лесу стучал н_ кто другой, как дятел. 14. Н_кого н_ будет в доме, кроме сумерек. 15. Нам н_чего было сообщить друг другу.

Ответ:

1. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. 2. Упрямого ничем не убедишь. 3. Учиться никогда не поздно. 4. В лице ни тени беспокойства. 5. Ничьими похвалами не возносись. 6. В лесу, как ни в чём не бывало, продолжалась весенняя жизнь. 7. Пошли деревянные дома, заборы: нигде ни души. 8. Никем по совести она не дорожит. 9. Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит. 10. Жил некто, человек безродный, одинокий. 11. Никто не крикнул, даже не шевельнулся. 12. Оказалось, что экипаж — не что иное, как рессорная лёгкая бричка. 13. Я понял, что в лесу стучал не кто другой, как дятел. 14. Никого не будет в доме, кроме сумерек. 15. Нам нечего было сообщить друг другу.

63. Вставьте пропущенные знаки препинания и орфограммы. Обозначьте союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях.

Величайший г_рой Древней Грец_и Ахилл был сыном богини и человека. Когда он родился прор_цатель сказал что будет он могуч_ как боги но смерт_н как его отец. Ему было пр_дсказано что не вернётся он живым (из)под стен Трои так как его пор_зит стрела. Мать младенцем окунала его в св_щен_ую реку Стикс держа2 его за пятку поэтому Стикс не к_снулся её1 своей струёй. Много подвигов совершил Ахилл и даже пр_грозил Аполлону что поразит того в зол_той колеснице своим копьём. Аполлон бог солнца был «к_рающим» поэтому покрывшись обл_ком направил свою стрелу в Ахилла. Стрела бога пор_зила Ахилла в пятку. С тех пор уязвимое2 место у человека называют «ахиллесовой пятой». (По Н. Куну)

Ответьте на вопрос по тексту сложноподчинённым предложением: за что (за какое качество характера) наказал Аполлон Ахиллеса?

Ответ:

Величайший герой Древней Греции Ахилл был сыном богини и человека. Когда он родился, прорицатель сказал, что будет он могуч, как боги, но смертен, как его отец. Ему было предсказано, что не вернётся он живым из-под стен Трои, так как его поразит стрела. Мать младенцем окунала его в священную реку Стикс, держа его за пятку, поэтому Стикс не коснулся её своей струёй. Много подвигов совершил Ахилл, и даже пригрозил Аполлону, что поразит того в золотой колеснице своим копьём. Аполлон, бог солнца, был «карающим», поэтому покрывшись облаком, направил свою стрелу в Ахилла. Стрела бога поразила Ахилла в пятку. С тех пор уязвимое место у человека называют «ахиллесовой пятой».

Ахилл был могуч, как боги, и героически бесстрашен, он осмелился угрожать самому Аполлону, который не стерпел угроз и поразил героя стрелой в пятку, поскольку это было единственное уязвимое место Ахилла.

64. Соедините слова или поставьте дефис между ними.

Авиа связь, пяти летка, верти хвостка, пол часа, пол Европы, полу круг, северо восток, Бел город, иван да марья, Ростов на Дону, сто летний, сорока рублёвый, горько солёный, киловатт час, премьер министр, народно хозяйственный, земле дельческий, научно популярный, пол яблока, ярко жёлтый, велико русский, физико математический, сто летие, зоо магазин, иссиня чёрный, мест ком, двадцати пяти томный.

Ответ:

Авиасвязь, пятилетка, вертихвостка, полчаса, пол-Европы, полукруг, северо-восток, Белгород, иван-да-марья, Ростов-на-Дону, столетний, сорокарублёвый, горько-солёный, киловатт-час, премьер-министр, народно-хозяйственный, земледельческий, научно-популярный, пол-яблока, ярко-жёлтый, великорусский, физико-математический, столетие, зоомагазин, иссиня-чёрный, местком, двадцатипятитомный.

65. Прочитайте примеры двух автобиографий. Определите, в каком стиле написана каждая. Запишите на свободных строчках. Кто поставил подпись под второй автобиографией?

Автобиография

Я, Иванов Владимир Николаевич, родился 19 июля 1970 года в селе Грозное Новосибирской области.

Отец, Иванов Николай Кириллович, работает механиком в сельской автомастерской; мать, Иванова Ирина Николаевна, — ветврач.

В 1977 году я поступил в среднюю школу, которую окончил в 1987 году. С сентября 1987 года был рабочим на зерносушильном

складе. В 1988 году поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. В настоящее время учусь на 3-м курсе данного института.

22 июня 1990 г.        Иванов

Автобиография (отрывок)

Родился я в 1895 году 4 октября. Сын крестьянина Рязанской губернии, Рязанского уезда, села Константиново. Детство прошло среди полей и степей.

Рос под призором бабки и деда. Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. ...Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтобы крепче был.

Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка...

Учился в закрытой учительской школе. Дома хотели, чтобы я был сельским учителем.

Ответ:

Стиль первой автобиографии — официально-деловой.

Стиль второй — повествовательный.

Подпись поставил Сергей Есенин.

66. Озаглавьте деловую бумагу.

Я, Трофимов Сергей Викторович, учащийся лицея № 12, получил от преподавателя физической подготовки (фамилия, инициалы) 5 баскетбольных мячей для проведения спортивного турнира.

(Дата)        (Подпись)

Создайте подобный документ, используя реальные имена и ситуации.

Ответ:

Расписка

Я, Петров Василий Алексеевич, учащийся школы № 5, получил от учителя биологии Александрова Александра Александровича наглядные пособия для использования в представлении школьного театрального кружка.

5 апреля 2018 г.    Петров

67. Прочитайте записанную речь экскурсовода, расставьте знаки препинания и начертите схемы сложных предложений. Продолжите описание памятника, о котором идёт речь, в том же стиле.

Замечательный памятник XVIII столетия создан по заказу Екатерины Второй французом Этьеном Морисом Фальконе который работал над ним двенадцать лет.

Как ни бился Фальконе ему не удавалась голова Петра поэтому её вылепила девятнадцатилетняя Мари Колло талантливая ученица скульптора.

Пьедестал памятника который изображал скалу в форме морской волны вытесан из того гранитного монолита что был найден крестьянином недалеко от Петербурга.

Image

Ответ:

Замечательный памятник XVIII столетия создан по заказу Екатерины Второй французом Этьеном Морисом Фальконе, который работал над ним двенадцать лет.

[ ], ( ).

Как ни бился Фальконе, ему не удавалась голова Петра, поэтому её вылепила девятнадцатилетняя Мари Колло, талантливая ученица скульптора.

Как ни ( ), [ ], поэтому ( ).

Пьедестал памятника, который изображал скалу в форме морской волны, вытесан из того гранитного монолита, что был найден крестьянином недалеко от Петербурга.

[ ], который ( ), [ ], что ( ).

68. Определите, какие темы высказываний относятся к общественно-политическим (п.), а какие — к морально-этическим (м.).

1. Всякое ли дело может быть интересным и творческим?

2. Что такое подвиг?

3. Что значит быть интеллигентным?

4. Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу?

5. В чём смысл жизни?

6. Человек по своей природе эгоист или альтруист?

7. За что я люблю свой край?

8. Совместимы ли сильная воля и доброта?

Какая тема интересна вам? Почему? Дайте ответ в трёх-четырёх предложениях.

Ответ:

1. м.; 2. м.; 3. м.; 4. п.; 5. м.; 6. м.; 7. м. п.; 8. м.

69. В тексте замените все определения (в скобках) синонимами или подходящими по смыслу выражениями; Расставьте запятые, вставьте буквы, дайте заглавие.

Бывает (поз_ней) ... осенью после зазимка вернётся лето и зацепит (уходящую) ... осень (огнен_ым) ... хвостиком. И осень ра_та_т ра_неж_тся и пр_тихн_т. И тогда лес запахн_т (прощальным) ... ароматом (палой) ... листвы, (рубиновыми) ... пл_дами шиповника и белым грибом (ни)кем (не)тронутым уже ра_валившимся2 пропитан_ым3 влагой но всё ещё (пахучим) ... Осень уже освободилась от (нудных) ... дождей (злых) ... наскоков зимы: всё ушло всё в прошлом. (Г. Троепольский)

Ответ:

Уходящая осень

Бывает, (поздней) запоздалой осенью, после зазимка, вернётся лето и зацепит (уходящую) прощающуюся осень (огненным) ярко-красным хвостиком. И осень растает, разнежится и притихнет. И тогда лес запахнет (прощальным) последним ароматом (палой) опавшей листвы, (рубиновыми) гранатовыми плодами шиповника и белым грибом, никем не тронутым, уже развалившимся, пропитанным влагой, но всё ещё (пахучим) ароматным. Осень уже освободилась от (нудных) затянувшихся дождей, (злых) холодных наскоков зимы: всё ушло, всё в прошлом.

70. Продолжите текст, сохранив тему и стиль.

Речки кружились и затягивали в ж_лтые петли бесконечные горы. Иногда казалось что в ра_щелинах логах и ра_падках обн_жились нервы земли. Предчу_ствие долгого сна т_илось в лесах и ш_рох обл_тающих листьев уже нач_нал усыплять их наш_птывая об осен_их дождях о глубоких снегах и о красавице(весне) которую надо долго и терпеливо ждать потому(что) всё живое на земле живёт вечным ожиданием весны и радости.

Оч_рован_ые печальной монотон_ой музыкой осени обн_жились леса бе_конечно теряя листья в светлые ручьи. (В. Белов)

Ответ:

Речки кружились и затягивали в жёлтые петли бесконечные горы. Иногда казалось, что в расщелинах, логах и распадках обнажились нервы земли. Предчувствие долгого сна таилось в лесах, и шорох облетающих листьев уже начинал усыплять их, нашёптывая об осенних дождях, о глубоких снегах и о красавице-весне, которую надо долго и терпеливо ждать, потому что всё живое на земле живёт вечным ожиданием весны и радости.

Очарованные печальной монотонной музыкой осени, обнажились леса, бесконечно теряя листья в светлые ручьи.

Готовясь к зиме, земля надевала покров из пестрых листьев. В лесу стоял шорох от опадающей листвы. Деревья и кустарники красовались друг перед другом ярко-красными, рыжими и жёлтыми обновками. Совсем недолго осталось им ходить в богатых осенних одеяниях, вот-вот придёт зима и покроет лес белоснежным покровом.

71. Определите, какое слово в каждом ряду лишнее. Замените его подходящим из другого ряда и надпишите сверху или рядом.

(не)удача, (не)здоровье, (не)вежливость, (не)поседа

(не)дружелюбно, (не)серьёзно, (не)доверчиво, (не)зыблемо

(не)зависимый, (не)покорный, (не)бесполезный, (не)взрачный

(не)дотрога, (не)ряха, (не)счастье, (не)настье

(не)истовствовать, (не)волить, (не)здоровиться, (не)сознаться

Ответ:

Непоседа

незыблимо

небесполезный

несчастье

нездоровиться

72. Раскройте скобки и запишите правильно производные предлоги и омонимичные им части речи. Устно объясните орфограммы.

(В)следстви по делу, (в)продолжени_ месяца, (в)виду недостатка материалов, (в)следстви_____________ _ невнимательности, иметь (в)виду, письма (в)роде дневников, справиться (на)счёт здоровья, (в)место предисловия, участвовать (в)продолжени_ передачи, расположиться (в)доль дороги, слова согласуются (в)роде и числе, перевести (на)счёт банка, (в)течени_ года, наклеить (в)доль, (в)течени_ реки, (из)за непогоды, (в)заключени_ эксперта, (из)под навеса, (в) заключени_ выступления, (в)место назначения ехать, идти (на) встречу товарищам, (на)встречу с выпускниками.

Ответ:

В следствии по делу, в продолжение месяца, ввиду недостатка материалов, вследствие невнимательности, иметь ввиду, письма вроде дневников, справиться насчёт здоровья, вместо предисловия, участвовать в продолжении передачи, расположиться вдоль дороги, слова согласуются в роде и числе, перевести на счёт банка, в течение года, наклеить вдоль, в течении реки, из-за непогоды, в заключении эксперта, из-под навеса, в заключении выступления, в место назначения ехать, идти навстречу товарищам, на встречу с выпускниками.

73. Не или ни? Укажите части речи с пропущенными буквами.

Н_ слыхать н_чьих голосов, н_кто н_ о чём н_ подозревал, обижаться н_ на кого, н_когда спать, как н_ в чём н_ бывало.

Ответ:

Не (частица) слыхать ничьих (прилагательное) голосов, никто (местоимение) ни (частица) о чём не (частица) подозревал, обижаться не (частица) на кого, некогда (наречие) спать, как ни (частица) в чём не (частица) бывало.

74. Вставьте пропущенные не или ни, устно объясните орфограммы.

Долог день до вечера, коли делать _чего. У скупого в мороз льда _ выпросишь. Из песни слова _ выкинешь. _былица на тараканьих ножках ходит. Охота пуще _воли. Перед Молчалиным _ прав я, виноват. Экспедиция шла по местности, ещё никем _ исследован_ой. Владимир кипел от _годования. Черты Манилова были _ лишены приятности. Часть зрителей _ досмотрела спектакль до конца. Тихон отвечал на вопросы _вразумительно. _хорошо прослыть _вежею, _приятно казаться и выскочкой. Взялся за гуж — _ говори, что _ дюж. Дышал _настный ветер.

Ответ:

Долог день до вечера, коли делать нечего. У скупого в мороз льда не выпросишь. Из песни слова не выкинешь. Небылица на тараканьих ножках ходит. Охота пуще неволи. Перед Молчалиным неправ я, виноват. Экспедиция шла по местности, ещё никем не исследованной. Владимир кипел от негодования. Черты Манилова были не лишены приятности. Часть зрителей не досмотрела спектакль до конца. Тихон отвечал на вопросы невразумительно. Нехорошо прослыть невежею, неприятно казаться и выскочкой. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Дышал ненастный ветер.

75. Опишите рисунок на выбор, введите это описание в сюжет.

Image

Проанализируйте таблицу 3, сравнив с теоретическим материалом учебника. Обобщите сведения и перескажите их со своими примерами.

Ответ