Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь к учебникам Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык (5 — 9 классы) - Е. А. Ефремова 2017


Лексика. Фразеология

10. Определите стиль текста. Установите, с какой целью в нём использованы односоставные предложения. Назовите их виды.

Подчеркните грамматические основы во всех простых предложениях. Выделенные слова замените нейтральными синонимами. Вставьте пропущенные знаки препинания.

Горы. Между тропой и рекой курчавый лесок. Лес на камен_ой стене! В него(то) и торопимся мы. Лес накрыл нас п_тнистой тенью. Но вихрь ударил в лицо, и сразу закружила м_тель! Белыми хлопьями зал_пило глаза, обрушилось белым ливнем на головы плечи. Вихри ветра кружили жасминовые леп_стки. Весь склон был в цв_тах отцв_тающего жасмина. Всё было усыпано пахучими леп_стками. Всё пропахло жасмином. Сгребаем леп_стки приг_ршнями и рас_ыпчатыми снежками швыряем друг в друга. У камней нам_ло сугробы из леп_стков. Хоть на лыжах к_тайся или лепи снеговика! В глазах м_льтешит и засвистывает в ушах. Бушует в_сёлая жасминовая м_тель. Зав_вает, кружит заносит. И удивительно и смешно. (Н. Сладков)

Ответ:

Художественный стиль.

Односоставные предложения более эмоциональные.

Швыряем — бросаем, мельтешит — мелькает, завывает — воет, кружит — вертит.

Горы. Между тропой и рекой курчавый лесок. Лес на каменной стене! В него-то и торопимся(сказ.) мы(подл.). Лес(п.) накрыл(ск.) нас пятнистой тенью. Но вихрь ударил в лицо, и сразу закружила метель! Белыми хлопьями залепило глаза, обрушилось белым ливнем на головы, плечи. Вихри(п.) ветра кружили(ск.) жасминовые лепестки. Весь склон(п.) был(ск.) в цветах отцветающего жасмина. Всё(п.) было(ск.) усыпано(ск.) пахучими лепестками. Всё(п.) пропахло(ск.) жасмином. Сгребаем лепестки пригоршнями и рассыпчатыми снежками швыряем друг в друга. У камней намело(ск.) сугробы из лепестков. Хоть на лыжах катайся или лепи снеговика! В глазах мельтешит и засвистывает в ушах. Бушует(ск.) весёлая жасминовая метель(п.). Завывает, кружит, заносит. И удивительно и смешно. (Н. Сладков)

Синтаксический разбор предложения (алгоритм)

— По цели (повествовательное, побудительное, вопросительное);

— по интонации (восклицательное, невосклицательное);

— по структуре, т. е. по строению (простое, сложное - сложноподчинённое, сложносочинённое, бессоюзное);

— если простое, то по наличию главных членов предложения (односоставное — с подлежащим или только с одним сказуемым: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное);

— по наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое), указать, чем осложнено, т. е. причину постановки знаков препинания.

11. Запишите, что означают данные фразеологические обороты.

Раз, два и обчёлся ...,

стереть2 в порошок ...,

через пень-колоду ...,

в час по чайной ложке ...,

точить зубы ...,

не ровен час ...,

и никаких2 гвоздей ...,

очертя2 голову ...,

закинуть удочку ...,

кануть в Лету ...,

яблоко раздора ...,

спустя рукава ...,

после дождичка в четверг ...,

на своих двоих ...,

ахиллесова пята ...,

собаку съел ... .

Какие из оборотов не относятся к разговорному стилю? Отметьте их галочками.

Ответ:

Раз, два и обчёлся — так мало, что можно легко пересчитать.

Стереть2 в порошок — жестоко расправиться с кем-то.

Через пень-колоду — халтурно, недобросовестно, небрежно.٧

В час по чайной ложке — делать что-то понемногу, медленно.٧

Точить зубы — вынашивать злой умысел.

Не ровен час — выражение опасения, предположения.٧

И никаких2 гвоздей — и больше ничего, точка.٧

Очертя2 голову — думая, безрассудно.٧

Закинуть удочку — выяснять что-то с целью использовать.

Кануть в Лету — исчезнуть из памяти.

Яблоко раздора — предмет, причина спора.

Спустя рукава — кое-как, небрежно.٧

После дождичка в четверг — никогда, ни при каких обстоятельствах.

На своих двоих — пешком.

Ахиллесова пята — наиболее уязвимое место.٧

Собаку съел — приобрел большой опыт, знания.٧

12. Определите, к какому стилю речи — литературному или разговорному — относятся эти фразеологизмы; если к литературному, то к какому именно: научному, официально-деловому, публицистическому, художественному.

Золотая осень — ...,

стар и млад — ...,

узы Гименея — ...,

чёртова дюжина — ...,

очная ставка — ...,

в два счёта — ...,

последний крик моды — ...,

нищая братия — ...,

дама сердца — ...,

грош цена — ...,

на все сто — ...,

белая ворона — ...,

делать большие глаза — ...,

сгореть со стыда — ...,

держи карман шире — ...,

вульгарная латынь — ...,

комбинация из трёх пальцев — ...,

лошадиная сила — ...,

красной нитью — ...,

ни кола ни двора — ...,

иметь смысл — ... .

Составьте три предложения с любыми оборотами.

Ответ:

Золотая осень — литературный, художественный.

Стар и млад — литературный, художественный.

Узы Гименея — литературный, художественный.

Чёртова дюжина — литературный, художественный.

Очная ставка — литературный, официально-деловой.

В два счёта — разговорный.

Последний крик моды — разговорный.

Нищая братия — литературный, публицистический.

Дама сердца — литературный, художественный.

Грош цена — разговорный.

На все сто — разговорный.

Белая ворона — литературный, художественный.

Делать большие глаза — разговорный.

Сгореть со стыда — литературный, художественный.

Держи карман шире — разговорный.

Вульгарная латынь — литературный, публицистический.

Комбинация из трёх пальцев — разговорный.

Лошадиная сила — литературный, художественный.

Красной нитью — литературный, художественный.

Ни кола ни двора — литературный, художественный.

Иметь смысл — разговорный.