Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь к учебникам Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык (5 — 9 классы) - Е. А. Ефремова 2017


Морфология. Синтаксис

13. В каком из текстов действие разворачивается постепенно, неторопливо? Почему? Проанализируйте состав предложений. Расставьте знаки препинания и графически их объясните.

Текст 1. Чёрный степной орёл3 житель могильных курганов царственно величавый в своём одиночестве парил в холодном поднебесье медленно почти незаметно теряя на кругах высоту. Широкие тупые на концах неподвижно3 распростёртые крылья легко несли его там в подоблачной вышине а встречный ветер жадно облизывал и прижимал к могучему костлявому телу чёрное тускло блистающее3 оперение. (М. Шолохов)

Текст 2. Улетели птицы. Опустел сад. Осыпались листья.

Разверните описание действия второго отрывка подобно первому. Используйте любую подходящую картину. Быстрые или медленные действия будут вами описаны?

Ответ:

Текст 1. Чёрный степной орёл,3 житель могильных курганов, (царственно величавый в своём одиночестве — прич. об.), парил в холодном поднебесье, (медленно, почти незаметно теряя на кругах высоту — дееприч. об.). Широкие, тупые на концах, неподвижно3 распростёртые крылья легко несли его там, в подоблачной вышине, а встречный ветер жадно облизывал и прижимал к могучему костлявому телу чёрное, тускло блистающее3 оперение. (М. Шолохов)

Текст 2. Улетели теплолюбивые, перелётные птицы, не желающие замерзать зимой. Опустел вишнёвый, так красиво цветущий в летнее время сад. Осыпались золотые, к холоду не привыкшие листья.

14. Замените, где возможно и целесообразно, двусоставные предложения односоставными. Сравните с первоначальным текстом. Какой из них благозвучнее и лаконичнее?

Наступило лето. Это великолепная пора. Небо синее-синее. На нём ярко блестит солнце. Плывут лёгкие облачка, бросающие тень на землю. Речка манит своей прохладой. Ты раздевайся и бросайся в волны, набегающие на золотой песок. А до чего чудесно плыть на яхте, бороздящей речные воды!

Ответ:

Наступило лето. Это великолепная пора. Небо синее-синее — на нём ярко блестит солнце, плывут лёгкие облачка, бросающие тень на землю. Речка манит своей прохладой: ты раздевайся и бросайся в волны, набегающие на золотой песок. А до чего чудесно плыть на яхте, бороздящей речные воды!

15. Вставьте пропущенные буквы, проставьте над ними цифры: 1 - проверяемая, 2 — непроверяемая, 3 — чередующаяся безударная, обозначающая гласный. Укажите графически часть слова. С пятью словосочетаниями (на выбор) составьте предложения.

Ст_рожилы2 здешних мест, ст_рожили2 лошадей, дружные3 Апл_дисменты, св_репый ур_ган, разр_дить морковь, разр_дить напр_жённость обст_новки, разг_рается2 день, ог_нёк з_рницы, пол_скать бельё, пол_скать ребёнка, накл_ниться над в_дой, нал_жить взыскание3, пром_кательная бумага, большие пл_вники, зар_внять к_навки, ср_внявшись2 с бер_гами, выр_стить дер_во, прож_вал3 в ст_лице, прот_рать стёкла.

Ответ:

Старожилы(1) здешних мест, сторожили(1) лошадей, дружные аплодисменты(2), свирепый(2) ураган(2), разредить(3) морковь, разрядить(3) напряжённость(1) обстановки(1), разгорается(1) день, огонёк(1) зарницы(3), полоскать(1) бельё, поласкать(1) ребёнка, наклониться(3) над водой(1), наложить(1) взыскание, промокательная(1) бумага, большие плавники(1), заровнять(1) канавки(2), сравнявшись(1) с берегами(1), вырастить(3) дерево(1), проживал(1) в столице(2), протирать(3) стёкла.

16. Используйте обособленные и уточняющие члены предложения в описании маршрута от своего дома до дома друга (подруги).

Ответ:

Чтобы дойти до дома моей подруги, нужно, выйдя на главную улицу, повернуть направо. Немного пройдя вперёд, метров сто, нужно повернуть налево. Вы увидите большой торговый центр, пройдя вдоль которого, вы увидите дом, в котором живёт моя подруга.

17. Расставьте знаки препинания в тексте, орфограммы и условия их выбора обозначьте. Придумайте заголовок. Сократите текст без потери микротем первого и второго абзацев.

Об этом солдате в Вене рас_казывали2 уд_вительные истории. Всюду нах_дились оч_видцы его подв_гов. Верхом на лошади нельзя воевать в городе а он воевал. В одном месте ун_чтожил3 гранатой вражеский пулемёт в другом захв_тил в плен груп_у фашистов в третьем помог ср_жавшимся бойцам и оглушил пр_кладом (не)скольких немцев.

Однажды подстр_лили его лошадь и пареньку пр_шлось ползком3 доб_рат_ся до командного пункта. Тогда всем стало видно что солдат без с_пог а из(под) тряпки пр_дательски виднелся грязный бинт. Теперь все пон_ли почему солдат воевал верхом. Паренёк подорвался2 на мине и ему оторвало часть ступни. На найден_ой где(то) лошади он удрал из госпиталя.

Пришлось всё(таки) пареньку отправит_ся в госпиталь но за боевые подв_ги его представили к награде.4 (Г. Хлопов)

Предложения какой конструкции встречаются чаще? Определите тип текста.

Ответ:

Удивительный солдат

Об этом солдате в Вене рассказывали удивительные истории. Всюду находились очевидцы его подвигов. Верхом на лошади нельзя воевать в городе, а он воевал. В одном месте уничтожил гранатой вражеский пулемёт, в другом — захватил в плен группу фашистов, в третьем — помог сражавшимся бойцам и оглушил прикладом нескольких немцев.

Однажды подстрелили его лошадь, и пареньку пришлось ползком добираться до командного пункта. Тогда всем стало видно, что солдат без сапог, а из-под тряпки предательски виднелся грязный бинт. Теперь все поняли, почему солдат воевал верхом. Паренёк подорвался на мине, и ему оторвало часть ступни. На найденной где-то лошади он удрал из госпиталя.

Пришлось всё-таки пареньку отправиться в госпиталь, но за боевые подвиги его представили к награде. (Г. Хлопов)

Сокращённый текст:

Об этом солдате в Вене рассказывали удивительные истории: то он воевал верхом на лошади, что было запрещено, то уничтожил гранатой вражеский пулемёт, то захватил в плен группу фашистов, то оглушил прикладом нескольких немцев.

Однажды ему пришлось ползком добираться до командного пункта, и тогда всем стало видно, что солдат без сапог. Теперь все поняли, почему солдат воевал верхом — он подорвался на мине, и ему оторвало часть ступни. Он нашёл где-то лошадь и удрал из госпиталя.

Литературный, публицистический.

Тип — повествование.

18. Создайте текст «Генералиссимус А. В. Суворов» в жанре эссе. Используйте сложные предложения и простые с однородными и обобщающими словами. Прочитайте литературу о полководце; опишите его внешность, привычки, таланты, интересные случаи из жизни.

Ответ:

Александр Васильевич Суворов, великий русский полководец, родился в 24 ноября 1730 года. На военную службу он поступил в возрасте семнадцати лет. Выдающийся полководец не знал поражений и был высоко образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков. Внешне он был не так красив, как внутренне — он был тощим человеком с невзрачной наружностью. Зато он был единственным в мире полководцем, не проигравшим ни одной битвы — этакий меч России и гроза поляков.

19. Подчеркните грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания.

1. Тяжело в ученье легко в походе легко в ученье тяжело в походе. (А. Суворов) 2. Самая большая радость в мире это делать счастье для других. (М. Дудин) 3. Солдат есть великое звание человека способность умереть за идею. (Л. Леонов) 4. Возвращение домой всегда радость. 5. Стремление вперёд вот цель жизни. (М. Горький) 6. Речка точно море.

Ответ:

1. Тяжело(п.) в ученье(ск.) — легко(п.) в походе(ск.), легко(п.) в ученье(ск.) — тяжело(п.) в походе(ск.). (А. Суворов) 2. (Самая большая радость — п.) в мире — это (делать счастье — ск.) для других. (М. Дудин) 3. Солдат(п.) есть(ск.) великое звание(ск.) человека, (способность умереть — ск.) за идею. (Л. Леонов) 4. (Возвращение домой — п.) —всегда радость(ск.). 5. (Стремление вперёд — п.) — вот цель(ск.) жизни. (М. Горький) 6. Речка(п.) точно море(ск.).

20. Определите, какие орфограммы пропущены, письменно сформулируйте правило.

Заняться монтаж_м, любоваться ландыш_м, ехать рысц_й, меш_к с пшениц_й, детская руч_нка, душистый горош_к, желторотый грач_нок, сторож_вая вышка, чесуч_вая* ткань, глянц_вая поверхность, пунц_вые ягоды, молодой стаж_р, огорч_нный неудач_й, суш_ные фрукты, заснеж_нные деревья, горяч_ поддерживать, блестящ_ ответить.

Ответ:

Заняться монтажом, любоваться ландышем, ехать рысцой, мешок с пшеницей, детская ручонка, душистый горошек, желторотый грачонок, сторожевая вышка, чесучовая* ткань, глянцевая поверхность, пунцовые ягоды, молодой стажёр, огорчённый неудачей, сушёные фрукты, заснеженные деревья, горячо поддерживать, блестяще ответить.

После шипящих и ц в суффиксах и окончаниях слова под ударением пишется ё или о, без ударения — е.

21. Подберите к данным глаголам однокоренные причастия или прилагательные. Выделите суффиксы в полученных словах.

Образец. Запрячь — запряжённый.

испечь — ...

жечь — ...

крутить — ...

корчевать — ...

лущить* — ...

мостить — ...

окружать — ...

сгустить — ...

тушить — ...

Ответ:

Испечь — испечённый (ённ — суффикс)

жечь — сожжённый (ённ)

крутить — кручёный (ён)

корчевать — корчёванный (ёва, нн)

лущить* — лущёный (ён)

мостить — мощёный (ён)

окружать — окружённый (ённ)

сгустить — сгущённый (ённ)

тушить — тушёный (ён)

22. Вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов. Расставьте и объясните знаки препинания.

Плещ_ш_ ты куда захоч_ш_ ты морские камни точ_ш_ топ_ш_ берег ты земли подыма_ш_ корабли. Князь у синя моря ход_т с синя моря глаз не свод_т. Люди из моря выход_т и себе дозором брод_т. Свет наш солнышко ты ход_ш_________ круглый год по небу свод_ш_ зиму с тёплою весной всех нас вид_ш_ под собой. Аль откаж_ш_ мне в ответе? Ветер-ветер ты могуч_ ты гоня_ш_ стаи туч_ ты волну_ш_ сине море всюду ве_ш_ на просторе не бо_ш_ся н_кого кроме бога одного. (А. Пушкин)

Ответ:

Плещешь(ск., I спр.) ты(п.), куда захочешь(ск., I спр.), ты(п.) морские камни точишь(ск., II спр.), топишь(ск., II спр.) берег ты(п.) земли, подымаешь(ск., I спр.) корабли. Князь(п.) у синя моря ходит(ск., I спр.), с синя моря глаз не сводит(ск., II спр.). Люди из моря выходят(II спр.) и себе дозором бродят(II спр.). Свет наш солнышко (обращение), ты(п.) ходишь(ск., II спр.) круглый год по небу, сводишь(ск., II спр.) зиму с тёплою весной, всех нас видишь(ск., I спр.) под собой. Аль откажешь(I спр.) мне в ответе? Ветер-ветер(обращение), ты(п.) могуч(ск.), ты гоняешь(ск., I спр.) стаи туч, ты волнуешь(ск., I спр.) сине море, всюду веешь(ск., I спр.) на просторе, не боишься(ск., II спр.) никого кроме бога одного. (А. Пушкин)