Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016
Сложноподчинённые предложения
Основные группы сложноподчинённых предложений (окончание) - 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия
106. Поработайте с правилом и схемой на с. 84 — 85 учебника. Затем по памяти заполните данную таблицу.
Средства связи в сложноподчинённых предложениях со значением |
|
причины |
|
следствия |
|
условия |
|
уступки |
|
цели |
Ответ
107. Определите, какое место по отношению к главной части могут занимать придаточные предложения. Запишите свой вывод. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте знаки препинания. Определите и укажите в скобках вид придаточных предложений.
1) Сабуров просто мало говорил потому что почти всегда был занят службой и потому что любил думая остават_ся1 со своими мыслями наед_не. (К. Симонов) (...) 2) Чтобы быть истин_ыми друзьями нужно быть увереными друг в друге, (Л. Толстой) (...) 3) Мы с новою страст_ю брос_лись в вихрь уд_вольствий чтобы только забыть о предстоящем св_дании с Иваном Тимофеевичем, (Н. Салтыков-Щедрин) (...) 4) Сама с в_сторгом отзываясь о русских Екатерина Великая пр_давала огромное значение тому чтобы и другие так же говорили о них.4 (И. Лощилов) (...) 5) Всё длёкое ты _делай бли_ким чтоб опять к д_лёкому идти. (М. Светлов) (...)
Ответ
108. Прочитайте притчу и отрывок из стихотворения Р. Гамзатова. Какую мысль хотели донести авторы этих текстов до читателя? Запишите аргументированный ответ, включая своё видение заключённой в текстах проблемы (соглашаясь с точкой зрения авторов или отрицая её). Используйте союзы, указанные в схеме на с. 85 учебника. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков, расставьте недостающие знаки препинания.
I. В одно окно см_трели двое.
Один увид_л дождь и грязь,
Другой — л_ствы зелёной вязь,
В_сну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
II. Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги в с_редине которого стояла ч_рная точка.
— Что вы здесь видите? — спросил старец.
— Точку — ответил один.
— Ч_рную точку — по_твердил другой.
— Ж_рную ч_рную точку — ут_чнил третий.
И тогда их любимый учитель заплакал.
— Скажи нам о чём ты так горько плачеш_? — удивились ученики.
— Я плачу о том что все мои ученики увидели только маленькую ч_рную точку и никто из них н_ заметил чистого белого листа...
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о его д_стоинствах...
Ответ
109. Допишите предложения, добавив к данным придаточным частям главные. Определите вид придаточных (запишите в скобках). Составьте схемы двух предложений по выбору. Образец выполнения задания см. в упр. 152 учебника.
1) ..., потому что компьютер — помощник в решении многих проблем. (...)
2) ..., так как мог произойти сбой программы. (...)
3) ..., поскольку игры на компьютере убивают полезное время. (...)
4) ..., ведь ещё необходимо выбрать нужный сайт. (...)
5) ..., так как информацию нужно перепроверять не один раз. (...)
Ответ
110. В сложноподчинённых предложениях придаточные замените обстоятельствами. Полученные предложения запишите. Обратите внимание на упр. 132 в учебнике, где в тексте есть слова, нужные для выполнения данного задания.
1) Часто в сказках лиса выход_т поб_дительницей из самых сложных ситуац_й, потому что она хитра, ловка и умна.4
2) Поскольку метель на дв_ре, поездка отклад_вает_ся.
3) Будем организовывать к_нцерт своими силами, поскольку денег на пригл_шение артистов нет.
4) Забыл подг_товит_ся к к_нтрольной, так как увлёкся компютерной игрой.
Ответ
111. Составьте сложноподчинённые предложения, дополнив данные части придаточными следствия. Средства связи обведите овалом.
1) Автомобиль неожиданно остановился ...
2) Следующая электричка будет только вечером ...
3) Быстро стемнело ...
4) Мысль об отъезде не давала мне покоя ...
5) Осень в этом году сухая и ясная ...
Ответ
112. В каждой паре отметьте знаком «+» сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. В скобках укажите номер и вид придаточного в оставшемся предложении.
I. _1) Было холодно так, что стыли зубы. _2) Промёрз до костей, так что пришлось долго отогреваться на русской печке. (...)
II. _1) Цветок ещё очень хрупкий, так что не прикасайся к нему. _2) Цветок пахнет так, что голова кружится от аромата.4 (...)
III. _1) Болельщики почему-то решили сорвать матч, так что пришлось вызывать ОМОН. _2) Команда расстроилась так, что было больно и досадно это видеть. (...)
Ответ
113. Продолжите стихотворные строчки словами поэтов М. Танича, С. Острового, А. Аронова, А. Лернера (или своими словами, можно в прозе). В скобках укажите вид придаточного предложения.
1) Если с другом вышел в путь... (...)
2) Если радость на всех одна... ... (...)
3) Если у вас нет собаки... ... (...)
4) Если повезёт чуть-чуть... ... (...)
Ответ
114. Расставьте знаки препинания. Союзы обведите овалом (см. правило на с. 79 учебника). Какие высказывания можно назвать крылатыми выражениями? Отметьте их «галочкой»
1) Если ночью Бэла не будет здесь то не видать тебе моего коня. (М. Лермонтов) 2) Если ты не можешь или не хочешь делать хорошо ТО лучше совсем не делай. (Л. Толстой) 3) Её л и ты рождён на земле, то люби и украшай её своей жизнью. (Р. Гамзатов) 4) Не ищи просёлочной дороги, коли есть столбовая.4 (Пословица) 5) Коли В мае дождь так будет и рожь. (Пословица) 6) Коли хочешь есть калачи то не лежи на печи. (Пословица) 7) Раз вы согласились так вам уж нельзя отказываться. (в. Даль) 8) Раз мы начали говорить то лучше договорить всё до конца. (А. Куприн) 9) От глаз пользы мало, если ум Слеп. (Пословица)
Ответ
115. Составьте предложения с придаточными условными по данным схемам.
(Если бы), [то].
(Когда), [ ].
(Раз), [то].
Ответ
116. Уступите просьбе, но с сожалением. Используйте конструкции со сложноподчинёнными предложениями. Какими? Укажите в скобках. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.
Образец: — Не одолжишь ли ты мне на завтра роликовые коньки? — Хотя завтра я и сам собирался на пробежку в парк, коньки тебе дам. (Уступительное.)
1) — Может, уступиш_ мне эту партию? Я давно мечтал с_грать с ч_мпионом школы по шахм_там.
2) — В_рни электрон_ую книгу.
3) — Давай поб_лтаем по Скайпу.
4) — Перешли р_ферат по электрон_ой почте.
5) — Предл_гаю перед экзаменами не засиживат_ся «Вконтакте».
Ответ
117. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте знаки препинания. Преобразуйте сложносочинённые предложения в сложноподчинённые с придаточными уступительными. Полученные предложения запишите.
1) Была поздн_я весна но ещё стояли х_лодные дни. 2) Утро только зан_малось а в поле уже к_пела работа. 3) Мы проб_вали перейти речку вброд но она ок_залась глубокой а течени_ быстрым. 4) В саду всё выгл_дело непрветливо и уныло но гулять по д_рожкам усыпан_ым разн_ цветными пахнущими осен_ю листьями было приятно. 5) Я плохо пой мал реч_ своего соб_седника но общение с ним было мне необходимо.4
Ответ
118. Замените выделенные слова придаточными предложениями со значением уступки. (О средствах связи в таких предложениях см. правило на с. 117 учебника.)
1) С заходом солнца холоднее не стало.4 2) При всём желании я не смогу принять вашего приглашения. 3) Этот компьютер, имея небольшой размер, может многое. 4) И при нашем огромном старании результат нулевой. 5) Несмотря на занятость, нужно стараться как можно больше читать произведений русской классической литературы.
Ответ
119. Расставьте знаки препинания. Определите, возможна ли замена союзов, местоименных слов + частица ни синонимичными словами или выражениями. Если да, то запишите их в скобках.
1) Пускай (...) я слаб мой меч силён. (В. Жуковский) 2) Хотя (...) ветер утих дождь продолжал шуршать в листве деревьев. (К. Паустовский) 3) Пускай (...) тебе взгрустнётся ты головы не опускай. (В. Лебедев-Кумач) 4) И пусть (...) не скоро распустятся почки и прорастёт трава на еловых лапах на самых кончиках где появилась свежая зелень... (Ю. Казаков) 5) Как бы ни (...) был мал дождь в лесу он всегда вымочит до последней нитки. (В. Арсеньев) 6) Он был ясно виден до заплаты на плече даром что (...) ехал в тени. (и. Тургенев) 7) Кому бы ни (...) принадлежали эти стихи они превосходны.4 (А. Некрасов)
Ответ
120. Объясните, зачем вы это делаете, с какой целью, для чего. Отметьте в скобках, какие конструкции вы использовали в ответе. Выполнить задание вам поможет правило на с. 121 учебника.
Зачем покупать книги Довлатова, если мы его не проходим в школе? (...)
Переключи телевизор. И почему тебе нравится эта передача? (...)
Что нам делать в историческом музее? И так всё в учебнике можно прочитать. (...)
Неужели тебе действительно хочется поработать на субботнике? (...)
Компьютерные игры — вот это интересно, но учиться играть на скрипке... (...)
Ответ
121. Допишите отрывки из стихотворений, выбрав строчку из данных ниже. В скобках укажите вид придаточных предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Подберите синонимы к выделенным словам.
1) Я научилась просто мудро жить
Смотреть на небо и молиться Богу
И долго перед вечером бродить, (...)
(А. Ахматова) (...)
2) ...
Всё пространство пройденных путей
Соберите молодое племя (...)
Поднимите на руки детей.
(М. Светлов) (...)
Для справок:
Чтоб утомить ненужную тревогу.
И чтоб лучше видеть это время,
Ответ
122. Ответьте на вопросы, используя, где возможно, сложноподчинённые предложения с придаточными цели.
За чем очередь? — ...
Зачем мы здесь? — ...
Зачем ты заходил в ЖЖ друга? — ...
За чем пришёл? — ...
Ответ
123. Напишите деловую бумагу — заявление о досрочной сдаче экзамена. Объясните, с какой целью это сделано.
Ответ