Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016

Сложноподчинённые предложения
27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

124. Прочитайте текст. Объясните правописание выделенного слова. В тексте отметьте предложения с придаточными образа действия цифрой (1) и степени цифрой (2). Воспользуйтесь правилом на с. 97 учебника.

( ) Как Пётр Великий, так и его приятель и союзник, король польский, славились в своё время необычайной силой. ( ) Однажды им обоим случилось быть в городе Торне, где происходил бой с буйволами. ( ) Август захотел перед Петром похвастать своей силой. ( ) Увидев упирающегося буйвола, он так рубанул его своей саблей, что с одного удара снёс бедному животному голову.

( ) — Постой, брат, — сказал ему царь Пётр, — не хочу я показывать своей силы над животным, а ты прикажи подать свёрток сукна.

( ) Царь взял принесённый огромный свёрток сукна, подбросил его кверху, а другой рукой выдернул кортик, ударил по свёртку и раскроил его на две части.4 ( ) Напрасно Август пытался сделать то же самое.

(По книге «Исторические анекдоты»)

Составьте план к тексту.

Ответ

125. Выполните задание. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в предложениях. Возьмите в кружок союзы. Подчеркните как члены предложения союзные и указательные слова.

1) Потом он встал пот_нулся так что хрус_нули кости... (М. Горький) 2) Вчера мы до того были ут_млены что даже не осм _трелись как следует (В. Арсеньев) 3) Грей так задумался что позабыл о х_зяине. (А. Грин) 4) Он ст_ял на такой высоте что люди снизу д_лжны были см_треть на него закинув головы. (Д. Мережковский) 5) Тарантас* прыгал визжал и, казалось, рыдал точно его прыжки пр_чиняли ему сильную боль...4 (А. Чехов)

* Тарантас — дорожная крытая четырёхколёсная повозка на длинных дрогах.

Ответ

126. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте знаки препинания. Союзы обведите овалом. Постройте схему первого предложения. Подчеркните слова, употреблённые в устаревшей грамматической форме.

1) Около г_ревшей избы было жарко и так светло что на земле видна была отчётливо каждая травка. (А. Чехов) 2) Ветер выл с такой св_репой выр_зительностию что казался одушевлён_ым2... (А. Пушкин) 3) Золотые ряды обл_ков казалось ожидали солнца как царедворцы2 ожидают г_сударя. (А. Пушкин) 4) Схв_тивши бумагу бурая хавронья* убежала так скоро что ни один из приказных чиновников не мог догнать её несмотря на кида_мые линейки и чернильницы.4 (Н. Гоголь) 5) Пр_красная полячка так испугалась увид_вши2 вдруг перед собою незнакомого человека что не м_гла произнесть ни одного слова... (Н. Гоголь) 6) Я в России рождён. Я люблю её так что сл_вами всего и не скажеш_. (С. Островой) 7) Мы до того намаялись что еле вол_чили ноги. (А. Лыков)

* Хавронья (устар., разг.) — свинья (часто употр. как кличка свиньи).

Ответ

127. Вставьте в предложения подходящие по смыслу указательные слова. Определите и укажите в скобках вид придаточных предложений. Обратите внимание на правило в учебнике на с. 124. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.

1) Было шумно ..., что пр_ходилось кр_чать. (...) 2) Мне ... любопытен этот человек, что хочет_ся с ним ск_рее позн_комит ся. (...) 3) Запоминает_ся с первого раза ..., что актуально. (...) 4) Бездарно и пошло_, что даже не хочет_ся делит_ся впеч_ тлениями об увиден_ом спектакле. (...) 5) Интересных и позн_вательных передач_ на телевидении мало ..., что ловиш_ их по крупицам. (...) 6) Радиов_дущие иногда заговаривают_ся ..., что невозможно их слушать без смеха. (...)

Ответ

128. Какое из данных предложений сложноподчинённое с придаточным образа действия? Возьмите его номер в кружок. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.

1) Я увлечен_а плаванием настолько, что готова занимат_ся им ежедневно.

2) Солнце пр_пекает так нежно, что хочется мурлыкать от удовольствия.

3) Станьте так, чтобы не заг_раживать свет.

4) Шаляпин пел так мощ_но, что лопались б_калы.

Ответ: 3

129. Напишите над указательными словами (у. с.), над союзными (с. с.), над придаточными предложениями вопросы к ним.

1) Ещё недавно озеро было так глубоко, что по нему могли плавать большие лодки.4 2) Сейчас озеро обмелело настолько, что по нему можно пройти пешком. 3) Человек относится к природе так нерачительно, что скоро может оказаться в пустыне, безжизненной и жестокой. 4) И стало вокруг тихо и мрачно, точно из леса улетели все птицы. 5) Когда-то берёзовый пенёк был так прочен, что служил обеденным столом дятлу. 6) Воздух так свеж и душист, точно напоён он целебными травами.

Ответ

130. Значение степени и образа действия может сопровождаться значением цели, сравнения, результата, следствия. Докажите это на примере знаменитого изречения писателя Н. Островского — задайте вопросы к каждому придаточному (надпишите) и определите вид придаточного предложения (напишите над ним).

Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно2 прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение2 человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её.

Ответ

131. Как вы понимаете представленные в предыдущем упражнении слова из романа Н. Островского «Как закалялась сталь» (1932 — 1934)? К чему призывает автор? Что вы об этом думаете? Ваше рассуждение запишите, постарайтесь сохранить стиль автора и по возможности использовать те же синтаксические конструкции.

Ответ

132. В отрывках из стихотворений найдите сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными. Отметьте их «галочкой». Союзы обведите овалом (см. слова в рамке на с. 99 учебника).

1) И колючей веткой ель в окно стучала,

Как стучит порою путник запоздалый.4

     (А. Плещеев)

2) Казалось, что слова людей

Забыл я — ив груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык...

      (М. Лермонтов)

3) Так небо низко и уныло,

Так сумрачно вдали,

Как будто время здесь застыло,

Как будто край земли.

    (И. Бунин)

Ответ

133. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков. Найдите сравнения, сравнительные обороты и выпишите их. Определите их роль в предложении. Подчеркните слово, имеющее устаревшую грамматическую форму.

Левко посм_трел на берег: в тонком серебрян_ом туман_ м_ лькали лёгкие как будто тени девушки в белых как луг убран_ый ландышами рубашках; золотые ож_релья м_нисты и дука́ты* бл_стали2 на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваян_о из прозрач_ных облак и будто светилось насквоз_ при серебрян_ом2 месяц_. Хоровод играя пр_двинулся к нему ближ_.4 (Н. Гоголь)

* Дука́т — старинная серебряная, а затем золотая монета, имевшая хождение в ряде западноевропейских стран.

Ответ

134. Замените данные в предложениях сравнения собственными так, чтобы получились сложноподчинённые предложения, и запишите.

1) День растянулся, как длинная глухая дорога в степи. (М. Шолохов)

2) Мой сон растаял, словно снег. (Р. Гамзатов)

3) И соловьи поют — и сладостные звуки

Благоухают, как цветы. (Я. Полонский)

Ответ

135. Проверьте свои знания, решая кроссворд.

Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Image

По горизонтали:

1. Предложения, в которых одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.

2. Эти придаточные относятся к членам главного предложения, имеющим значение речи, мысли, чувства, восприятия, и отвечают на вопросы косвенных падежей.

3. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как...

4. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?

5. Придаточные, которые отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

6. Эти придаточные присоединяются к главному предложению с помощью союзов оттого что, ввиду того что, так как.

По вертикали:

1. Эти придаточные относятся к существительному в главном предложении и прикрепляются союзными словами который, куда, где (отвечают на вопрос какой?).

2. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии? какой?

3. Придаточные, которые отвечают на вопрос с какой целью?

4. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?

5. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.

6. Придаточные, которые присоединяются к главному предложению при помощи союза так что...

Ответ:

По горизонтали: 1 — сложноподчинённые; 2 — изъяснительные; 3 — времени; 4 — степени; 5 — уступительное; 6 — причины.

По вертикали: 1 — определительные; 2 — обстоятельственные; 3 — цели; 4 — места; 5 — сравнительное; 6 — следствия.