Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016

Сложноподчинённые предложения
28. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

136. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте знаки препинания. Определите и укажите в скобках вид подчинения в сложных предложениях.

1) Всю ноч_ Василиса Егоровна не могла уснуть и н_как не могла догадат_ся что бы такое было в голове её мужа О чём бы ей нельзя было знать. (А. Пушкин) (...)

2) См_тритель осведомился куда надобно было ему ехать и об_ явил что лош_ди ожидали его уже четвёртые сутки. (А. Пушкин) (...) 3) Когда он опустился на скам_ю то прямой стан его согнулся как будто у него в спине не было ни одной кост_чки. (М. Лермонтов) (...) 4) Его наружность была из тех которые с первого взгляда пор_жают неприятно но которые нравят_ся впоследстви_ когда глаз выучит_ся читать в неправильных2 чертах отп_чаток души испытан_ой и высокой. (М. Лермонтов) (...) 5) Мы приехали в Петровское ноч_ю и я спал так крепко что не видал ни дома ни берёзовой ал_еи и никого из домашних которые уже все раз_шлись и давно спали. (Л. Толстой) (...) 6) Я должен был нанять быков чтобы вт_щить2 мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гол_ледица.4 (М. Лермонтов) (...)

Ответ

137. Обозначьте в скобках цифрой 1 предложения с однородным подчинением; цифрой 2 предложения с параллельным подчинением, цифрой 3 — с последовательным. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте знаки препинания.

1) Напрасно Пущин убеждал, что стихи его [Пушкина] приобрели народность во всей России, что близкие и друзья помнят и любят его. (...) 2) Условились, что Пущин

навестит его [Пушкина], если начнутся «события». (...) 3) Пущин сообщал, что едет в Петербург, что остановится у Рылеева и что очень желает увидеться там с ним [Пушкиным] (...) (По Т. Глушко) 4) Вскоре разговор перешёл к интригам которые велись в госпитале против него и обещаниям моим написать о том, что будет со мной. (А. Грин) (...) 5) Я повернулся с неприятным чувством зависимости какое испытывает всякий если хозяева делаются бесцеремонными. (А. Грин) (...) 6) Кто боится чего-то в лесу тот лучше не ходи пока падают листья и шепчутся. (М. Пришвин) (...)

Ответ

138. Работайте в парах. Запишите данный текст под диктовку. Подчеркните все глаголы и глагольные формы. Составьте схему этого предложения. Используйте образец на с. 103 учебника. Чем осложнены части этого сложного предложения? Ответьте письменно.

Книга, имеющая столь важное значение для человека, остаётся немой не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу за страницей, не умеет извлечь из мёртвой буквы живой мысли... (К. Ушинский)

Ответ

139. Когда, по вашему мнению, «мёртвая буква» может стать «живой мыслью»? Ответьте на вопрос письменно с опорой на высказывание К. Ушинского (см. упр.138).

Ответ

140. Проверьте, опираясь на правило на с. 108 учебника, нужна ли запятая при двух стоящих рядом союзах. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Вы сможете выполнить эту работу от которой если делать её с душой вы сами получите большое удовольствие. (Д. Розенталь) 2) Капитан понимал что если он сейчас проявит нерешительность2 то потом уже ничего нельзя будет сделать. (Д. Розенталь) 3) За огородом следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но показывали довольство обитателей, (л. Толстой) 4) Паром подвигался с такой медленностью что если бы не постепенная обрисовка его контуров то можно было бы подумать что он стоит на одном месте или же идёт к тому берегу. (А. Чехов) 5) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется2 роса. (В. Короленко) 6) Вот почему местные жители убеждены что если бы можно было взорвать ущелья на паду́не* и понизить уровень озера то и берега бы пообсохли и выросла бы трава хорошая.4 (М. Пришвин) 7) Но если даже противнику удавалось2 отбить атакующих пехота снова бросалась в атаку. (К. Симонов) 8) Однако если обстоятельства2 того потребуют я в стороне стоять не буду.

* Паду́н — в некоторых частях Сибири и европейской части России: название порога, водопада.

Ответ

141. Определите, правильно ли расставлены знаки препинания в предложениях. Исправьте ошибки, если они есть, укажите номера предложений, где знаки расставлены верно.

1) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват. 2) Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть. 3) Мороз замечтался о далёкой тропической стране, и пока занимался узорами, тёплая вода убежала под землю. 4) Когда мороз сошёл, то кочки обдались росой и засияли на солнце, а когда разогрело, то от каждой повалил пар, как будто каждая кочка, спасённая солнцем, облегчённо вздохнула. (М. Пришвин)

Верно только в предложениях ...

Ответ

142. Как расставить запятые? Отметьте правильный ответ «галочкой».

Я знал (1) что этот куст посажен Чеховым (2) и боялся прикоснуться к нему (3) хотя мне и хотелось (4) сорвать на память самую ничтожную веточку.

а) 1, 4 б) 3 в) 1, 2, 3, 4 г) 1, 2, 3

Ответ