Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
43. Морфемика

187. Найдите в тексте и выпишите слово с данными морфемами: окончание — как у слова хвалит; суффикс — от слова грошовый; постфикс — как у слова собирается; корень — как у слова остановка.

Как яд становится лекарством, так и голод может быть обращён на благо человека.

Ответ

188. Выполните морфемный разбор следующих слов: бьёт, обуваться, благовещение, языкознание, сдача, единовременное, игрушечный, ракушечник, свистулька, зубастый, трансъевропейский.

Ответ

189. Являются ли однокоренными слова в предложенных парах? Свой ответ аргументируйте, поясняя значение слов.

Дача — сдача ...;

ресторан — реставрационный ...;

пробел — побелка ...;

шиповник — шипеть ...;

турнир — вытурить ... .

Ответ

190. Подумайте и определите: ладонь — от слова «лад» или «длань»; водка — от слова «вода» или «водить»? От каких слов образованы неряшливый, совещаться, единогласной

Ответ

191. Определите этимологию и способ образования слов:

Севморпуть, Транссиб, БАМ, МПГУ, КамАЗ, Физтех, Мойдодыр, Айболит.

Ответ

192. Постройте словообразовательную цепочку и установите происхождение имён:

1) Шура — ...;

2) Нюра — ...;

3) Лера - ...;

4) Саша —...;

5) Женя — ...;

6) Сеня — ...;

7) Тёма — ... .

Ответ

193. Прочитайте высказывание известного российского педагога, выполните синтаксический разбор данного предложения.

«Найти корень слова — значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (М. Рыбникова)

Преобразуйте прямую речь в косвенную и запишите полученное предложение.

Продолжите ряд слов с данной морфемой:

1) корень — ...;

2) смысл — ... .

Ответ

194. Выполните морфемный разбор данных слов:

1) дом — домик — надомник — домище;

2) заяц — зайчиха — зайчонок;

3) стол — настольная — столовая.

Ответ