Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
43. Морфемика
187. Найдите в тексте и выпишите слово с данными морфемами: окончание — как у слова хвалит; суффикс — от слова грошовый; постфикс — как у слова собирается; корень — как у слова остановка.
Как яд становится лекарством, так и голод может быть обращён на благо человека.
Ответ
188. Выполните морфемный разбор следующих слов: бьёт, обуваться, благовещение, языкознание, сдача, единовременное, игрушечный, ракушечник, свистулька, зубастый, трансъевропейский.
Ответ
189. Являются ли однокоренными слова в предложенных парах? Свой ответ аргументируйте, поясняя значение слов.
Дача — сдача ...;
ресторан — реставрационный ...;
пробел — побелка ...;
шиповник — шипеть ...;
турнир — вытурить ... .
Ответ
190. Подумайте и определите: ладонь — от слова «лад» или «длань»; водка — от слова «вода» или «водить»? От каких слов образованы неряшливый, совещаться, единогласной
Ответ
191. Определите этимологию и способ образования слов:
Севморпуть, Транссиб, БАМ, МПГУ, КамАЗ, Физтех, Мойдодыр, Айболит.
Ответ
192. Постройте словообразовательную цепочку и установите происхождение имён:
1) Шура — ...;
2) Нюра — ...;
3) Лера - ...;
4) Саша —...;
5) Женя — ...;
6) Сеня — ...;
7) Тёма — ... .
Ответ
193. Прочитайте высказывание известного российского педагога, выполните синтаксический разбор данного предложения.
«Найти корень слова — значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (М. Рыбникова)
Преобразуйте прямую речь в косвенную и запишите полученное предложение.
Продолжите ряд слов с данной морфемой:
1) корень — ...;
2) смысл — ... .
Ответ
194. Выполните морфемный разбор данных слов:
1) дом — домик — надомник — домище;
2) заяц — зайчиха — зайчонок;
3) стол — настольная — столовая.
Ответ