Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
44. Словообразование

195. От данных названий образуйте названия жителей городов.

Петербург — ..., Харьков — ..., Минск — ..., Псков — ..., Ростов — ..., Архангельск — ..., Владивосток — ..., Геленджик — ..., Нижний Новгород — ..., Торжок — ... .

Ответ

196. Детский писатель и переводчик К. Чуковский говорил, что дошкольники, опираясь на чувство языка, образуют новые слова: пончатки (что это?), укральник (кто это?), мазелин (что это?), песко- ватор (что это?) и др. Определите значения этих слов. Приведите примеры подобных детских «неологизмов».

Ответ:

От данных названий образуйте названия жителей городов:

Петербург — петербуржец и петербурженка, Харьков — харьковчанин и харьковчанка, Минск — минчанин и минчанка, Псков — пскович и псковичка, Ростов — ростовчанин и ростовчанка, Архангельск — архангелогородец и архангелогородка; Владивосток — приморцы; Геленджик — геленджичане, Нижний Новгород — нижегородцы, Торжок — новоторы.

197. Определите, от какого слова и с помощью чего образованы данные слова:

противоречие — ...;

проектировать — ...;

поддакивать — ... .

Ответ

198. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков,  расставьте недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы предложений.

1) Из бл_ндажа автоматчики выск_чили, и я нарочно сбавил ход чтобы они вид_ли что майор едет.5 2) Пока они опомн_лись и начали бить из пулемётов по машине а я уже на нич_ей земле между в_ронками и п_тляю не хуже зайца. 3) Но вот уже лесок над оз_ром наши б_гут к машине а я вск_чил2 в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую её, и дышать мне нечем... 4) Когда сердце ра_жалось и в ушах зашумела кровь, я вспомнил как тяж_ло рас_тавалась со мной моя Ирина на вокзале. 5) И в самом деле, чу_ствую по себе что боль куда-то уходит. Побл_годарил я его душевно и он дальше пошёл в т_мноте, пот_хоньку спрашивает2: «Ранен_ые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потёмках2 своё великое дело делал. (М. Шолохов)

1. Из 1-го и 3-го предложений выпишите все слова, образованные суффиксальным способом.

2. Из 4-го предложения выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

3. Укажите причину постановки запятой в 1-м предложении.

4. Укажите вид придаточного в 4-м предложении.

Ответ

199. Перечитайте 2-е предложение в предыдущем упражнении. Какое это предложение? Найдите правильный ответ среди представленных ниже и отметьте его «галочкой».

Данное предложение является:

а) простым;

б) сложным бессоюзным;

в) сложноподчинённым;

г) сложносочинённым с соединительным союзом;

д) сложносочинённым с противительным союзом.

Ответ