Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
45. Морфология
200. Поработайте с текстом притчи. Озаглавьте текст, сформулируйте основную мысль. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.
Некий пос_лянин2 чу_ствовал себя крайне несчас_ным. От отца ему д_сталась земля, совершен_о непл_д_родная. Большая часть её находилась2 на таком к_менистом х_лме, где даже непр_хотливые овцы не могли д_стать себе пропитания. Правда, дед когда-то г_варивал, что эта земля очень х_рошая, но мало ли что скажет старый человек, вер_вший в какие-то предрас_удки! 5
Однажды к пос_лянину приехал его дальний ро_ственник и пошёл посмотреть на злосчас_ный холм. Среди обломков камней ему пок_залось нечто, похожее на серебро. Он взял пробу, дал и следовать. Дальнейшие роз ски пок_зали, что так называемый2 пр_клятый холм является серебрян_ой горою и заключает в себе огромное бога_ство. Таким образом, имен_о то место, которое всею семьёю пос_лянина считалось источником всех их несчастий, ок_залось с_кровищницей2 огромного бога_ства.5
Ведь нередко люди сч_тают своим несчастьем то, в чём Заключает ся их высшее пр_усп_яние.4 (По Н. Рериху)
1. Укажите ошибочное суждение (отметьте его «галочкой»):
1) В слове чу_стпвовал согласный звук [в] является непроизносимым .
2) В слове серебрян_ой пишется одна н, поскольку в этом слове суффикс -ян-.
3) В слове пок_зали гласная а является безударной, проверяемой ударением.
4) В слове с_кровищницей гласная о является чередующейся.
2. Укажите (отметьте «галочкой»), в каком значении употребляется в тексте слово источник:
а) водная струя;
б) письменный памятник;
в) причина, начало чего-либо;
г) родник.
3. Выпишите из текста два причастия, выполните их морфологический разбор.
Ответ
201. Найдите в тексте и подчеркните фразеологизм. Укажите номера предложений, осложнённых однородными членами.
1) Автор «Золотого ключика» долго жил в Пушкине, часто ездил в Ленинград через станцию3 Шушары. 2) Название поразило его слух, показалось каким-то шуршащим2, крысиным... 3) Родилось сказочное имя злой крысы, напоминающее другое крысье имя у Р. Киплинга в его «Рикки-Тикки» — Чучундра. 4) Я не могу дать вам голову на отсечение2, что всё было именно так, но мое предположение2 весьма похоже на истину. (Л. Успенский)
Ответ
202. Озаглавьте текст. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков. Напишите сжатое изложение.
Много лет назад Корней Иванович гулял по Петрогра - ской стороне нашего города (это такой район его) с извес - ным художником Мстиславом ДобужИнским. Они вышли на Бармалееву улицу.
— Кто был этот Бармалей, в честь которого целую улицу назвали? — уд_вился Добужинский.
— Я, — говорит Корней Иванович, — стал сообр_жать. У какой-нибудь из импер_триц3 XVIII века мог быть лекарь или п_рфюмер, англичанин либо ш_тландец. Он мог носить фамилию Бромлей: там Бромлеи — не редкость. На этой маленькой улице у него мог стоять дом. Улицу могли назвать Бромлеевой, а потом, когда ф_милия забылась, переделать и в Бармалееву: так лучше по-русски звучит...
Но художник не согл_сился с такой догадкой. Она показалась ему ску_ной.
— Неправда! — сказал он. — Я знаю, кто был Бармалей. Он был страшный разбойник. Вот как он выгл_дел...
И на листке своего этюдника М. Добужинский набр_сал2 св_репого зл_дея, бородатого и усатого...
Так на Бармалеевой улице р_дился на свет злобный Бармалей. (Л. Успенский)
Ответ
203. Тренировка перед экзаменом. Поработайте с поэтическим текстом.
1. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.
Тот, кто р_ждён был у моря,
Тот полюбил навсегда
Белые мач_ты на рейде,
В дымке морской гор_да.
Свет маяка над в_дою,
Южных ночей забытьё,
Самое син_е в мире
Чёрное море моё,
Чёрное море моё.
Море в д_лёкие годы
Пело мне песни, как мать.
Море меня научило
Грозные бури встр_чать.
Дорог мне кубрик матрос_кий3 —
Скромное наше жильё,
Самое син_е в мире
Чёрное море моё,
Чёрное море моё.
Стонет волна шт_рмовая,
В дальние дали маня.
Так не р_внуй, дорогая,
К Чёрному морю меня.
Как н_ трудна эта доля,
Мне3 не прожить без неё,
Самое син_е в мире
Чёрное море моё,
Чёрное море моё.
(М. Матусовский)
2. Найдите в тексте и выпишите изобразительно-выразительные средства: а) эпитеты; б) сравнения; в) метафоры.
а) ...
б) ...
в) ...
3. Выпишите из последней строфы предложение, осложнённое обращением. Выполните его полный синтаксический разбор, постройте схему.
4. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении, выполните его морфологический разбор.
Ответ
204. Тренировка перед экзаменом.
1. Выберите и подчеркните грамматически правильную форму, а неправильную — зачеркните:
У ней — у неё, ихний дом — их дом, много брелков — много брелоков, несколько кочерёг — несколько кочерг, отряд партизан — отряд партизанов, две пары джинс — две пары джинсов, пара новых сапог — пара новых сапогов, без чулков — без чулок, мяукает — мяучит, плака- ет — плачет.
2. Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов:
Лечь — ..., скакать — ..., ехать — ... .
3. От данных глаголов образуйте, где возможно, форму 1-го лица единственного числа будущего времени:
Очутиться — ..., ощутить — ...,
колыхать — ..., плескать — ...,
полоскать — ..., рыскать — ...,
махать — ..., победить — ...,
убедить — ..., чудить — ... .
Ответ:
1) Грамматически правильная форма:
У неё, их дом, много брелоков, несколько кочерёг, отряд партизан, две пары джинсов, пара новых сапог, без чулок, мяукает, плачет.
2) Форма 2-го лица множественного числа повелительного наклонения:
Лечь — лягте, скакать — скачите, ехать — поезжайте.
3) Простую форму 1-го лица единственного числа будущего времени невозможно образовать у данных глаголов. Составная форма: смогу очутиться, ощутить, колыхать, махать, победить, чудить, убедить; буду плескать, полоскать, рыскать.