Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
46. Синтаксис

205. Прочитайте древнегреческую легенду. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте знаки препинания.

Сцилла и Харибда

В узком пр_токе здесь, на на рас_тояни_ п_лёта стр_лы друг от друга, если верить сл_пому старцу Гомеру, выс_тся две скалы. Имя первой — Сцилла — значит «ла_щая»; вторую з_вут Харибда. Слово «харибда» т_лкуют просто как «водоворот»; впрочем, существуют и другие об_яснения. Под первой скалой об_тало ненасытное чудовище Сцилла, под второй — прож_рливая Харибда, дочь морского владыки Посейдона. Если плаватель изб_гал пасти первой, течение нем_нуемо пр_носило его к зеву второго чудовища...4 (...) Уск_льзнуть от обеих сумел один только хитроумный Уллис-Одиссей, но и он опл_тил сп_сение ценою жизней всех своих спутников...

Океанографы удивляют_ся: нет нынче в Мессинском пр_ливе таких могучих водов_ротов. Но как можно ручат_ся за то, что было тут две или три тысячи лет назад; каково тогда было море И каковы мореплаватели? (Л. Успенский)

1. Выделите грамматические основы предложений.

2. Обозначьте (обведите овалом) в 1-м абзаце союзы, присоединяющие придаточное предложение к главному.

3. Укажите вид придаточного в выделенном предложении.

4. Как объяснить постановку двоеточия в предпоследнем предложении?

5. Среди предложений найдите сложное с сочинительной связью, выпишите это предложение, выполните его синтаксический разбор, постройте схему.

Ответ:

Сцилла и Харибда

В узком протоке здесь, на расстоянии полёта стрелы друг от друга, если верить слепому старцу Гомеру, высятся две скалы. Имя первой — Сцилла — значит «лающая»; вторую зовут Харибда. Слово «харибда» толкуют просто как «водоворот»; впрочем, существуют и другие объяснения. Под первой скалой обитало ненасытное чудовище Сцилла, под второй — прожорливая Харибда, дочь морского владыки Посейдона. Если плаватель избегал пасти первой, течение неминуемо приносило его к зеву второго чудовища... Ускользнуть от обеих сумел один только хитроумный Уллис-Одиссей, но и он оплатил спасение ценою жизней всех своих спутников...

Океанографы удивляются: нет нынче в Мессинском проливе таких могучих водоворотов. Но как можно ручаться за то, что было тут две или три тысячи лет назад; каково тогда было море и каковы мореплаватели? (Л. Успенский).

206. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков. Какому русскому учёному посвящены второе и третье высказывания? Среди предложений найдите бессоюзное сложное, выделите в нём грамматические основы.

1) Те, что пишут темно, либо выдают этим своё невеж_ство, либо намерен_о, но смутно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе пр_дст_вляют. (М. Ломоносов) 2) Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижн_ком просв_щения. Он создал первый ун_верситет; он, лу_ше сказать, сам был первым нашим ун_верситетом. (А. Пушкин) 3) Для России было счастьем, что столь деятельный, столь ген альный ум ок зался направлен в стор ну наук, наиболее нужных в то время стране И народу.4 (Б. Шергин)

Ответ

207. Поработайте с текстом басни. Сформулируйте и запишите её мораль. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте недостающие знаки препинания. Найдите сложные предложения с союзной подчинительной связью между частями, выделите в них грамматические основы, обведите овалом союзы, присоединяющие придаточные предложения к главному.

Жадный Вартан

С овеч_ей шкурой к ск_рняку́*

Зашёл Вартан — сосед:

«Из этой шкуры шапку _шить

Ты можеш_ или нет?»

«Могу!» — сказал в ответ ск_рняк,

На шкуру посм_трев.

«А выйдет две?» — спросил Вартан,

На лавочку пр_сев.

«И две сош_ю!» — «А три?» — «И три!»

«Сош_ёш_ четыре?» — «Да!»

«А пять?» — «Ну что ж, могу и пять,

Коль в этом есть нужда!»

«Быть может, выкроиш_ все шесть?»

«Могу, раз надо так!»

«Где — шесть, там — семь!» —

сказал Вартан.

«Идёт!» — сказал ск_рняк.

Когда зака_чик через день

За шапками пршёл,

Семь шапок выл жил ск_рняк

На свой рабочий стол.

«Да разве это мой заказ? —

Вскр_чал в сердцах Вартан. —

Когда ты шапки мне кр_ил,

Ты был, должно быть, п_ян?5

Что с ними делать мне теперь?

Куда пр_кажешь деть?

Ведь н_ одну из них нельзя

На голову надеть!»

«Но ты же сам того х_тел! —

Сказал в ответ ск_рняк. —

Больших семь шапок из овцы

Не выкроиш_3 никак!»

     (С. Михалков)

* Скорня́к — мастер по производству меховых изделий, выделке мехов.

Image

Какова мораль басни?

Разделитесь на пары. Используя текст и иллюстрацию к басне письменно (на отдельном листочке) охарактеризуйте одного (по выбору) из её героев. Обменяйтесь своими работами с одноклассниками, сравните характеристики одного и того же героя и обсудите их. Аргументы в пользу своей точки зрения запишите.

Ответ