Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
47. Орфография. Пунктуация

208. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков. Составьте и запишите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, используя любые три слова из данных ниже.

Фел_дегерь, м_з_нин, м_л_нхолия, с_ст_зание, трен_ровка, к_ мп_ньон, б_л_отироваться, грос_мейстер, д_л_тант, д_р_жёр, тр_нсп_рант, т_л_рантность, п_р_л_сль, к_т_едж, к_эф_иц_ент, д_скр_д_тировать, сверх_естествен_ый, ижд_венец, дзнфекця, д_л_жанс, с_нт_м_нтализм, р_м_нтизм, др_м_тургия, б_л_етристика, ф_т_лист, н_пр_т_зательный, н_пр_вз_йдён_ый.

Ответ:

Фельдъегерь, мезонин, меланхолия, состязание, тренировка, компаньон, баллотироваться, гроссмейстер, дилетант, дирижёр, транспарант, толерантность, параллель, коттедж, коэффициент, дискредитировать, сверхъестественный, иждивенец, дезинфекция, дилижанс, сентиментализм, романтизм, драматургия, беллетристика, фаталист, непривлекательный, непритязательный, непревзойдённый.

209. Напишите (на отдельном листочке) данные предложения в такой последовательности, чтобы получился связный текст, и озаглавьте его. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.

Михаил добрался до Москвы в начале января 1731 года. Сначал_ он от_скал Навигацкую школу, которая находилась в Сухаревой башн_.

Здесь разм_щалась начальная ц_фирная школа.

В конце 1730 года 19-летний Ломоносов покинул отцовский дом и вслед за кар_ваном морожен_ой рыбы отправился в Москву.

Ректор академии поверил ему на слово, и Михаил был зачислен в самый мла_ший класс, потому что не знал латыни...5

Однако вскоре вы_снилось, что если скрыть свою пр_надлежность к податному с_словию, то можно поступить в Сл_вяно-греко-латинскую академию, что он и сделал.

Чтобы попасть в это учебное заведение, Ломоносову пр_шлось скрыть своё происх_ждение и назват_ся сыном холм_горского дворнина.

15 января 1731 года Ломоносов подал пр_шение о зач_слении в Сл_вяно-греко-л_тинскую академию, которая нах_дилась в то время в Заиконоспасском мон_стыре. (По Э. Карпееву)

Ответ:

В конце 1730 года 19-летний Ломоносов покинул отцовский дом и вслед за караваном мороженой рыбы отправился в Москву.

Михаил добрался до Москвы в начале января 1731 года. Сначала он отыскал НавигАцкую школу, которая находилась в Сухаревой башне. Здесь размещалась начальная цифирная школа. Однако вскоре выяснилось, что если скрыть свою принадлежность к податному сословию, то можно поступить в Славяно-греко-латинскую академию, что он и сделал.

15 января 1731 года Ломоносов подал прошение о зачислении в Славяно-греко-латинскую академию, которая находилась в то время в Заиконоспасском монастыре. Чтобы попасть в это учебное заведение, Ломоносову пришлось скрыть своё происхождение и назваться сыном холмогорского дворянина. Ректор академии поверил ему на слово, и Михаил был зачислен в самый младший класс, потому что не знал латыни... (По Э. П. Карпееву)

210. Тренировка перед экзаменом. Озаглавьте текст.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то ... усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись ... тени. Два ряда ..., тесно посаженных, очень ... елей стояли, как две сплошные стены, образуя ..., красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершо́к* покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал ... золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на ... липовую аллею. И тут тоже запустение и старость; ... листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом … саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошёл мимо ... дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на ... пруд с купальней, с толпой ... ив, с деревней на том берегу, с высокой ... колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень ..., будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.4

(А. Чехов)

* Вершо́к (устар.) — единица измерения длины, равная приблизительно 4,5 см.

1. Вставьте на месте пропусков недостающие определения.

2. Найдите в тексте сложные предложения с союзной сочинительной связью, обведите овалом в каждом из них сочинительный соединительный союз.

3. Подчеркните грамматические основы.

Ответ:

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда- то в детстве. (А. П. Чехов. Дом с мезонином)

211. Графический диктант. Разделитесь на пары. Прослушайте предложения, запишите их порядковые номера, составьте их схемы.

Определите для каждого предложения причину постановки тире, двоеточия, точки с запятой.

1) Ехали сюда — рожь только начинала желтеть.

2) Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся.

3) Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперёд с трудом.4

Ответ

212. Тренировка перед экзаменом. Замените данные ССП синонимичными с придаточными уступительными.

1) В горах светило солнце, а в долине ещё лежал густой туман.

2) Был уже поздний час, но птицы весело щебетали в кустах сирени.4

3) Музыканты очень устали, но концерт продолжался и после полуночи.

Ответ:

1) Хотя в горах светило солнце, в долинах ещё лежал густой туман.

2) Птицы, хотя был уже поздний час, весело щебетали в кустах сирени.

3) Концерт продолжался и после полуночи, хотя музыканты очень устали.

Содержание

Сложноподчинённые предложения

Основные группы сложноподчинённых предложений (окончание)

§ 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

§ 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

§ 28. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

§ 29. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения

§ 30. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения

Повторение

Бессоюзные сложные предложения

§ 31. Понятие о бессоюзном сложном предложении

§ 32. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

§ 33. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

§ 34. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

§ 35. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

§ 36. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

Повторение

Сложные предложения с различными видами связи

§ 37. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

§ 38. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

§ 39. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

§ 40. Публичная речь

Повторение

Повторение и систематизация изученного в 5 — 9 классах

§ 41. Фонетика и графика

§ 42. Лексикология (лексика) и фразеология

§ 43. Морфемика

§ 44. Словообразование

§ 45. Морфология

§ 46. Синтаксис

§ 47. Орфография. Пунктуация