Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017
Сложное предложение
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях
1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. Каспийское море считается особым водоёмом и тому есть множество причин. 2. В ряду первых можно назвать геофизические: море обладает набором редких характеристик — оно является крупнейшим в мире бессточным водоёмом, уровень которого лежит ниже уровня Мирового океана. 3. В него впадают более ст.. тридцати рек, в том числе и самая большая в Европе — Волга. 4. В его водах ходят уникальные, более (н..)где (не)встречающиеся стада осетровых рыб, о сп..сении которых на протяжени.. всего XX века говорили экологи в связи с обм..лением моря. 5. Специалисты предв..щали несколько глобальных экологических катастроф но в критические моменты море вновь наводнялось.
6. Следующая его «особенность» связан ..а с местоположением. 7. Каспий, как известно, является водным зерк..лом, через которое переглядываются Европа и Азия. 8. Будучи пронизанным торговыми путями связывающими берега Европы и Азии он всегда оставался прозрачной границей с абсолютно разной жизнью по обе стороны.
9. Одно из самых красивых и загадочных мест каспийского побережья полуостров Мангышлак называют Каспийским Крымом. 10. Он был известен персидским мор..ходам под названием Чёрная гора. 11. Сегодня ..десь так(же) как и много веков назад ветер носит по берегу шары перекати-поля а девственно чистые пляжи и изумрудная синева морской волны сл..пят глаза. 12. Мангышлак это и перспективный нефтян..ой район: ..десь разрабатываются нефтян..ые месторождения обнаружен..ы медь марганец фосфориты горный хрусталь редкие руды.
(По материалам журнала «Вокруг света»)
1) Сформулируйте тему и основную мысль текста.
2) Найдите в тексте аргументы, которые приводятся для обоснования основной мысли. Подчеркните соответствующие фразы карандашом.
3) В 8-м предложении подчеркните обособленные определение и обстоятельство, а в 9-м предложении — обособленное приложение.
4) Подчеркните грамматические основы сложносочинённых предложений. Составьте их схемы, объясняющие расстановку знаков препинания.
5) Из 1-го абзаца выпишите прилагательное в превосходной степени.
6) Из 4-го предложения выпишите все предлоги.
7) Определите средства языковой выразительности в 5-м предложении.
а) метафоры
б) градация
в) антонимы
г) противопоставление
8) Укажите ошибочное суждение.
а) В слове известно буква т не обозначает звука.
б) В слове девственно третий звук — [ф].
в) В слове Каспий все согласные звуки — глухие.
г) В слове его звуков больше, чем букв.
Ответ
2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. Ночь пот..мнела и от безмолвной реки несло холодом. 2. Вдруг на соборной колокольне заж..гся яркий белый свет забл..стели влажные крыши засверкали стены. 3. Река и небо в..дрогнули и загудели.
4. С гулом соборного колокола сл..лись звуки с бл..жайш..й колокольни. 5. Начался пасхальный благовест*. 6. Он рос и все тихие звуки ночи ут..нули во влас..ном и радос..ном призыве церковных колоколов.
(По Л. Андрееву)
* Бла́говест — колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом литургии как главного христианского богослужения.
1) Подчеркните грамматические основы всех предложений.
2) Перечислите номера сложносочинённых предложений и составьте их схемы.
3) Из 2-го абзаца выпишите слово, образованное способом сложения.
4) Определите способ образования слова призыв.
5) Выпишите словосочетания с подчинительной связью: из 2-го предложения 1 словосочетание со связью примыкание; из 1-го — 2 словосочетания со связью управление; из 4-го — 2 словосочетания со связью согласование.
6) В состав какого сложного предложения входит односоставное безличное? Выпишите безличное сказуемое.
7) Укажите номер простого двусоставного нераспространённого предложения.
8) В каком предложении есть сказуемые-синонимы? Выпишите их.
Ответ
3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. В просторных полях плавает над росой синяя паутина и медлен..о остывает натружен..ая земля. 2. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы едва шевеля плавниками. 3. Стога окружён..ые поз..ней зелёной травой д..вно поблёкли и выл..няли от сентябрьских дождей. 4. Зато осл..пительны (изумрудно)сизые озимые полосы и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.
5. В лесу (не)обычайно тихо. 6. Всё зам..рло затаив дыхание и словно ждёт какую(то) (не)избежную кару а может прощения и отдыха. 7. Осень дует на леса обдавая их мокрым ветром и тогда глухой (недовольный гул валами идёт на тысячи вёрст. 8. Ветры сдувают с лона* бе..счётных озёр заповедную синеву рябя и осыпая мёртвой листвой плёсы великих северных рек. 9. Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то впл..тает в неё золотые оранжевые и (серебристо)жёлтые пряди. 10. Но сосновым и еловым грядам всё нипочём и они всё так(же) надменно молчат либо грозно и страшно гудят в..дымая свои возмущённые гривы и тогда могучий шум снова катится по бе..крайней тайге.
(По В. Белову)
* Ло́но (устар., высок., перен.) — ширь или глубь земли, воды, моря.
1) Определите тему текста и озаглавьте его.
2) Подчеркните в тексте обособленные определения и обособленные обстоятельства.
3) Выпишите грамматические основы 3-го и 9-го предложений.
4) Запишите номер простого безличного предложения.
5) Выпишите из 3-го предложения словосочетание со связью примыкание.
6) Определите тип подчинительной связи в словосочетании бескрайней тайге.
Подберите к этому словосочетанию синонимичное со связью управление и запишите его.
7) Перечислите номера сложносочинённых предложений. Устно объясните расстановку в них знаков препинания.
8) Какие из изобразительных средств русского языка помогают автору выразить свои мысли и чувства? Кратко запишите ваш ответ, приведите примеры.
9) Прочитайте высказывание известного лингвиста А. Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей
смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Согласны ли вы с мнением учёного? Используя слова А. Горшкова как тезис, напишите сочинение-рассуждение, привлекая в качестве аргументов примеры из текста В. Белова.
Внимание! Начать сочинение вы можете словами А. Горшкова, например так: Известный лингвист А. Горшков утверждал...
При переходе к доказательствам можно использовать фразу: Аргументировать правильность этого мнения (позиции, точки зрения) можно следующими примерами из текста...
В заключение можно сделать общий вывод о вашем согласии или несогласии с мнением учёного.
Ответ