Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Сложное предложение
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Прошло (не)сколько недель и жизнь моя в Белогорской крепости ок..залась для меня не только сносной но даже и пр..ятной. 2. Мария Ивановна скоро перестала со мною д..читься и мы познакомились.

3. Я в ней нашёл благ..разумную и добрую девушку и (не)заметно привязался ко всему радушному семейству и к мужу и жене Мироновым и к Ивану Игнатьевичу.

4. Я был произв..дён в офицеры и служба меня не только не от..гощала но и развл..кала. 5. В богоспасаемой крепост.. нашей не практиковалось обычной военной подготовк.. смотров учений караулов.

6. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат однако всё (не)мог добиться толку и они то путали левую и правую ногу то шагали как попало и нарушали строй.

7. У Швабрина было (не)сколько француз..ких книг и я стал читать и упр..жняться в переводах и даже проб..вал соч..нять стихи.

8. Обедал почти всегда у коменданта и там(же) проводил остаток дня и вечер. 9. Общение с комендантом и его женой или разговоры с попом и попадьёй всё это мне очень нравилось но беседа Швабрина час от часу становилась для меня менее пр..ятной. 10. Всегдашние шутки его про семью коменданта были отвратительны и колкие зам..чания о Марье Ивановне начинали меня сильно раздр..жать.

1) Укажите автора и название произведения.

2) Выпишите слово с орфограммой «Правописание приставки при- со значением присоединения».

3) Перечислите номера сложносочинённых предложений. Составьте их схемы, определите смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений.

4) Перечислите номера предложений, в которых есть обобщающее слово при ряде однородных членов.

5) Определите тип 8-го предложения по структуре:

а) простое, односоставное, определённо-личное;

б) простое, односоставное, неопределённо-личное;

в) простое, двусоставное, полное;

г) простое, двусоставное, неполное.

д) Выпишите из 7-го предложения словосочетание со связью согласование.

Подберите к нему и запишите синонимичное словосочетание со связью управление.

7) Определите тип подчинительной связи в словосочетании по охоте учил.

Подберите к нему синонимичное словосочетание со связью примыкание.

8) Выполните фонетический разбор слова всему.

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Я пог..сил костёр и пош..л вниз по реке. 2. С каждым шагом она к..залась загадочнее и живописнее. 3. То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколес..е то дуплистая ива лежала поперёк реки то река уходила торжествен..ым поворотом в леса. 4. У берегов вода то струилась по перемытым пескам то стояла глухими глубокими омутами. 5. На краю омутов были (не)ясно видны валявшиеся на дне морён..ые* дубы. 6. В одном месте открылся косогор а в зар..слях клёнов видна старенькая часовня с заржавлен..ым куполом. 7. На закате я вышел к просёлочной дороге. 8. Она шла вдоль берега. 9. Снова на реке по..вились заросшие травой плоты. 10. Издали они к..зались островами. 11. Солнце с..дилось и на одном плоту что(то) нестерпимо бл..стело. 12. Я осторожно переш..л на плот нагнулся и увид..л обыкновен..ую бутылку внутри было сложен..ое письмо. 13. Я вытащил его но прочесть (не)смог. 14. Оно написан..о было бледным карандаш..м а сумерки быстро сгущались. 15. Мне надо было торопит..ся. 16. Из зар..слей т..нуло зап..хом листьев и на полянах стоял (не)ясный свет а высоко в небе дог..рало б..гровым плам..нем обл..ко.

(По К. Паустовскому)

* Морёный дуб — дуб, долго пролежавший в воде.

1) Укажите правильный вариант типов речи, характерных для данного текста:

а) повествование, описание;

б) повествование, рассуждение;

в) описание, рассуждение;

г) повествование, описание, рассуждение.

2) Перечислите номера сложносочинённых предложений. В скобках укажите средства связи предикативных частей.

3) Выпишите грамматические основы 2-го и 13-го предложений.

4) Выпишите из 16-го предложения слова с безударной чередующейся гласной в корне.

5) Из 11 — 16-го предложений выпишите краткое страдательное причастие.

6) Запишите номера предложений, в которых есть необособленное согласованное распространённое определение.

7) Из 11-го предложения выпишите словосочетание со связью согласование.

8) Замените слово валявшаяся (5-е предложение) стилистически нейтральным синонимом.

Ответ