Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017
Сложное предложение
Сложносочинённое предложение - Понятие о сложносочинённом предложении, его строении
1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. Река шла пр..чудливыми изгибами. 2. Над бегущ..й водой беспр..рывно перед..тали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышин.. (не)подвижно парили огромные ястребы. 3. Песчан..ые косы перемытые речной водой и перевЕ..нные ветром пор..сли цветами.
4. Сосновые сухие леса по берегам перемеш..вались с вековыми дубовыми рощами с зар..слями ивы и ольхи. 5. Корабельные сосны повал..нные ветром лежали через реку над прозрачной водой как(будто) медные литые мосты. 6. Лес т..нулся почти на двести километров, и (не)было (по)близости (н..)какого жилья. 7. Лишь (кое)где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредк.. по лесу тянуло сладк..ватым дымком тлеющего смолья.
8. Уд..вительнее всего в этих местах был воздух. 9. В нём была полная и совершенная чистота и эта чистота пр..давала особую радость всему, что было окружено этим воздухом. 10. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень д..леко.
(По К. Паустовскому)
1) Определите стиль и тип речи текста.
2) Подчеркните грамматические основы в сложносочинённых предложениях; укажите, какими союзами связаны части этих сложносочинённых предложений (заключите эти союзы в овал).
3) Составьте схемы 2-го и 7-го предложений.
4) Из 10-го предложения выпишите 2 словосочетания со связью примыкание.
5) Подчеркните обособленные распространённые согласованные определения.
6) Определите средство языковой выразительности в 5-м предложении.
а) метафора
б) сравнение
в) олицетворение
г) гипербола
7) В каком из предложений текста особенно отчётливо ощущается авторское восхищение природой?
а) 2
б) 4
в) 6
г) 8
8) Выполните синтаксический разбор 5-го предложения.
Ответ
2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. Широко вокруг разл..лась весен..яя вода и зат..пила берёзовую рощу. 2. В чистой, прозрачной воде как в зерк..ле видны чёткие, сле..ка колебл..щиеся отр..жения деревьев, и лишь лё..кое пр..к..сновение ветерка заст..вляет чуть покач..ваться отр..жения берёзок. 3. Трогательно стоят они в ожидании чего(то) большого и радос..ного, что несёт им пробуждающаяся после долгого зимн..го сна природа. 4. Сквозь берёзки молодые тонкие ещё (не)одетые листвой хорошо просматривается роща, а роз..ватые ветки берёз сливаясь с голубизной неба создают лё..кий ореол весен..го дыхания.
5. Роща пронизан..а чистым прозрачным воздухом. 6. Наполнен.. ый солнцем и весной он обволакивает нежной пеленой каждое деревце пр..давая роще и воде пл..нительную мягкость.
7. Земля пробуждается от зимн..го сна. 8. Разлившаяся вокруг большая вода говорит о нач..нающейся работе природы.
9. Лё..кие светлые обл..ка тихо плывут по ясн..му голуб..му небу, они доб..вляют пейзажу ещё больше прелест.. воздушности и поэтичности характерной для творчества художника И. Левитана. 10. Его простой, бе..хитростный сюжет картины «Весна. Большая вода» национально-самобытен и (по)тому дорог каждому русскому человеку.
(По Н. Краснову)
1) Определите стиль и тип речи текста.
2) О чём пишет Н. Краснов? Выберите вариант ответа:
а) о весне как времени года;
б) о художнике И. Левитане;
в) о картине художника И. Левитана;
г) о природе средней полосы России.
3) Выпишите слово с орфограммой «Правописание одной буквы н в кратких причастиях».
4) Перечислите номера сложносочинённых предложений. В скобках укажите, какими союзами они связаны.
5) Выпишите грамматическую основу 10-го предложения и определите тип сказуемого в нём.
6) Укажите номер предложения с обособленными согласованными однородными определениями.
7) Выполните морфемный и словообразовательный разборы выделенных слов.
8) Определите основное средство языковой выразительности в 3-м предложении.
а) сравнение
б) метафора
в) олицетворение
г) оксюморон
Ответ