Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Сложное предложение
Повторение темы Сложносочинённое предложение

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Весна прошла дружно весело.

2. Всё время д..ржалась настоящая весен..яя погода. 3. По ночам подмораживало и звёзды усе..вали тёмное небо. 4. Но они уже (не)были так крупны как зимою и бл..стели чище и нежнее. 5. В ночном воздухе чу..ствовалась лёгкая весен..яя свежесть. 6. А дни стояли солнечные и лес весь день рисовался на голубом, безобл..чном небе. 7. С утра ветерок (по)зимнему резко разв..вал дым над трубой караулки. 8. З..ря ярко краснела из-за чёрного леса. 9. Но по мере того как подн..малось солнце день теплел и веселел. 10. В затиш..е сильно пр..гревало и южная сторона избы и завалинка около неё отта..ли и потемнели. 11. А потом около грязного порога образовалась лужа корни деревьев окружились проталинами пр..летели жаворонки снег в полях разрыхлел и начал быстро та..ть.

(По И. Бунину)

1) Определите стиль речи.

2) Подчеркните грамматические основы сложносочинённых предложений.

3) Объясните, почему в 3-м предложении не должно быть запятой перед и. Ответ подтвердите графически.

4) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова подмораживало.

5) Из 11-го предложения выпишите словосочетания со связью примыкание.

6) Из 8-го предложения выпишите словосочетание со связью согласование.

7) Выпишите 3 слова с безударной чередующейся гласной в корне.

8) Укажите ошибочное суждение.

а) В слове звёзды все согласные звуки — звонкие.

б) В слове резко есть звук [з].

в) В слове ярким звуков больше, чем букв.

г) В слове день звуков меньше, чем букв.

Ответ

2. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания, охарактеризуйте предложения: простое осложнённое или сложносочинённое. В сложносочинённых предложениях определите смысловые отношения между частями (соединительные, противительные или разделительные).

1. Вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень улыбнулась и засверкала росой.

2. Всё было хорошо знакомо и широкие окрестности и весенние поля и рощи и дороги.

3. Небо ещё было загромождено тучами а на западе они ещё плотнее тёмными массами наседали на солнце.

4. Тихо и синева повисла между ещё зелёными деревьями.

5. То вдруг надвинутся тяжёлые свинцовые тучи то закружатся лёгкие снежинки.

Ответ

3. Внимательно прочитайте исходный текст, определите микротемы.

1) Осуществите сжатие текста и напишите во второй части таблицы вариант сжатого изложения. Используйте разные приёмы компрессии текста (см. с. 24). Рекомендуемый объём сжатого изложения — 70 слов.

Исходный текст

Сжатое изложение

Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, тихо напоминают. Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен к своей стране. (По Д. Лихачёву)


2) Сформулируйте основную мысль текста. Напишите, согласны ли вы с мнением Д. Лихачёва и почему. Свой ответ аргументируйте.

Итоговый тест

Вам предстоит ответить на вопросы теста, который содержит 10 заданий. У каждого задания есть варианты ответа, помеченные цифрами. Сначала все задания выполните простым карандашом, затем выберите из предложенных ответов верный и обведите кружком. (Помните, что в заданиях у вас может быть только один правильный ответ!) Проверив тест, верные ответы обведите ручкой и номер ответа внесите в итоговую таблицу. Будьте внимательны!

I вариант

Задание № 1. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели жёлтые и круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое осложнённое

4) бессоюзное сложное

Ответ

Задание № 2. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

2) Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

3) Собрав последние остатки сил, мы почти дотащились до станции, но, не дойдя до неё шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

4) Стиснутая чёрными чащами и освещённая впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

Ответ

Задание № 3. Укажите сложносочинённое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

2) Иван Ильич взвалил на плечи вязанку дров и с бодрым видом вошёл в кухню.

3) В Павловском было большое смятение и адъютант сначала вовсе не хотел принять командира.

4) Адъютант был хитёр и не сказал никому о подпоручике Киже и своей удаче.

Ответ

Задание № 4. Укажите предложение, не являющееся сложносочинённым. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Через неделю Никита выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс.

2) В два ясных дня согнало с берегов весь снег и Угрюм-река синела под солнцем холодным блеском.

3) Хутор уже почти догорел и только несколько огоньков слабо мерцало в сумраке на самом краю поля.

4) Высокая многолетняя пальма была сломана волной и её большую и прекрасную зелёную голову унесла вода.

Ответ

Задание № 5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.

2) В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

3) Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

4) Днём дул лёгкий ветерок и слегка кружил снежок.

Ответ

Задание № 6. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания в предложениях не расставлены): [безличное], и [двусоставное].

1) На ветках деревьев набухли почки и от них пахло весной.

2) На площади открыли киоск и теперь там продают газеты и журналы.

3) На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

4) Был уже весенний месяц март однако деревья трещали как в декабре.

Ответ

Задание № 7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении Стало накрапывать () и через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом и нужна.

Ответ

Задание № 8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении Мысль о путешествии необычайно увлекала меня () и я с шутливой беспечностью отвечал на все предостережения знакомых о возможных трудностях пути.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом и нужна.

Ответ

Задание № 9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении Открытие неожиданно () и может превзойти по своей значимости всё сделанное вами до сих пор.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом и нужна.

Ответ

Задание № 10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении В библиотеке всегда стоит тишина () и раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом и нужна.

Ответ

II вариант

Задание № 1. Определите вид предложения Но лес был пуст, таинствен и звучен, как старинный собор, и от его южной опушки до села оказалось не больше трёхсот метров.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое осложнённое

4) бессоюзное сложное

Ответ

Задание № 2. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Небо потускнело, ветер начал пылить по дороге, в степи стало скучно.

2) Дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода, и земля гулко звенит под ногами.

3) Сумку отобрал городовой; письма, так как они размокли и уже никуда не годились, взяла себе тётя Даша.

4) А на озере прозрачный лёд прогибался под ногами, видно было, как белые пузыри воздуха сплющивались там, над водой.

Ответ

Задание № 3. Укажите сложносочинённое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Коровьев галантно подлетел к Маргарите подхватил её и водрузил на широкую спину лошади.

2) Ромашов отделился от офицеров толпою возвращавшихся в город и пошёл дальней дорогой через лагерь.

3) После многодневной осады весна ворвалась в город и вела жаркие уличные бои.

4) Тьма совсем уже вошла в чащу и становилось прохладно.

Ответ

Задание № 4. Укажите предложение, не являющееся сложносочинённым. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи желтела заря.

2) Учителя кивая и улыбаясь Наде ушли и Надя подождав ещё несколько минут развернула письмо.

3) В ноябре Гагры стояли тихими, безлюдными но они были полны света осеннего тепла а в маленьких садиках в тесноте некрупных деревьев вызревали оранжевые центнеры мандаринов и апельсинов.

4) Из стеклянного кафе вышел молодой человек и распугивая с асфальта сизарей направился прямо к моей скамейке.

Ответ

Задание № 5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

2) Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

3) В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

4) Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли, и вдруг увидел корабль.

Ответ

Задание № 6. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания в предложениях не расставлены): [безличное], и [двусоставное].

1) Слышался шум неугомонного ручья и чувствовалось его холодное дыхание.

2) Сильно похолодало и лужицы затянуло коркой льда.

3) Стало накрапывать и через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.

4) Катерина открыла на кухне форточку и в квартиру вошёл сырой воздух.

Ответ

Задание № 7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении В. А. Серов был превосходным пейзажистом () и никогда не повторял однажды найденных приёмов.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом и нужна.

Ответ

Задание № 8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении Пятый день беспрерывно шли дожди () и было холодно, как осенью.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом и нужна.

Ответ

Задание № 9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении По вечерам в библиотеке особенно многолюдно () и все столы заняты.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом и нужна.

Ответ

Задание № 10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении Сюжеты и образы древних мифов оказались поистине бессмертными () и неисчислимое количество раз воссоздавали их в своих произведениях писатели.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом и нужна.

Ответ