Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Сложное предложение
Сложноподчинённое предложение - Понятие о сложноподчинённом предложении

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. В летнее время в Сибири прелес..ны таёжные вечера. 2. От заката солнца до наступления полной темноты в тайге прои..ходит такая пр..чудливая игра красок что дух захватывает. 3. Начинается это с той самой минуты когда багрян..ая кипень* солнца пов..сает на макушках деревьев. 4. Нет в сутках другого врем..ни в которое тайга её самые (не)проходимые и зат..ённые уголки с такой силой осв..щались бы солнцем. 5. Именно об этих минутах охотники говорят что вечер с утром спорит. 6. Если утреннее светило устремлен..о ввысь то вечернее целиком отд..ёт себя земле.

7. Крестьяне и охотники давно во..славили утро ибо утро вечера мудренее. 8. Но и вечеру они отдают должное. 9. Вечер это рубеж прожитого дня время освобождения от забот время сокровенных бесед из которых черпается мудрость предстоящего утра. 10. По народным пр..даньям которые бытуют ..десь луч вечернего солнца чудотворен. 11. Есть в природе такие р..стения которым его пр..к..сновение даёт жизнь.

(По Г. Маркову)

* Кипе́нь (устар.) — пена, появляющаяся при кипении.

1) Определите тему и основную мысль текста. Укажите, какой вид чтения нужно использовать, чтобы выполнить это задание.

2) Укажите номера сложноподчинённых предложений.

3) Подчеркните грамматические основы 1, 7 и 9-го предложений.

4) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

а) зат..ённые

б) пр..к..сновение

в) осв..щались

г) сокровенных

5) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

а) 5

б) 2

в) 7

г) 8

6) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово рубеж (9-е предложение).

а) этап

б) линия

в) граница

г) предел

7) Выпишите слова, относящиеся к высокой лексике. Устно объясните, какую функцию они выполняют в тексте.

8) Выпишите фразеологизмы и пословицы. Устно объясните их значения.

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Это было д..вно. 2. Тогда я жил в имении помещика Белокурова молодого человека который вст..вал очень рано пил пиво и всё жаловался мне что он (н..)(в)ком не встр..чает сочу..ствия. 3. Он жил в саду во флигеле а я в старом барском доме в громадной зале с колоннами где не было (н..)какой мебели кроме широкого дивана на котором я спал. 4. Тут всегда что(то) гудело в старых печах а во время грозы весь дом др..жал и казалось тр..скался на части.

5. Обр..ч..нный судьбой на постоянную праз..ность я не делал решительно (н..)чего. 6. По целым часам я см..трел в свои окна на небо на птиц на аллеи читал всё что пр..возил и мне с почты и скучал.

7. Однажды возвращаясь домой я (не)чаян..о забрёл в какую(то) (не)зн..комую усадьбу. 8. Солнце уже пряталось и на цв..тущей ржи ра..т..нулись вечерние тени. 9. Два ряда старых тесно посажен..ых елей стояли как две спл..шные стены образуя мрачную красивую аллею. 10. Я (не)долго думая решился побр..дить ..десь в уед..нении.

11. Я прош..л мимо белого дома с тер..асой и с мезонином и передо мной (неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с деревней на том берегу с высокой узкой колокольней на которой г..рел крест отражая в себе заходившее солнце. 12. На миг на меня пове..ло оч..рованием чего(то) родного, очень зн..комого, как(будто) я уже вид..л эту п..нораму когда(то) в детстве.

(По А. Чехову)

1) Определите, какие типы речи представлены в тексте. Кратко аргументируйте свой ответ.

2) Укажите ошибочное утверждение.

а) Повествователь был обречён на постоянную праздность.

б) Повествователь бродил по незнакомой усадьбе.

в) Повествователь увидел как будто знакомую с детства картину.

г) Повествователь специально искал знакомую с детства картину.

3) Найдите в тексте сложные предложения и подчеркните их грамматические основы. Какие из них являются сложноподчинёнными? Укажите их номера.

4) Укажите номера сложных предложений с разными видами связи.

5) Укажите номера сложносочинённых предложений.

6) Укажите номер предложения с обособленным распространённым приложением.

7) Укажите номер предложения с обособленным дополнением.

8) Подчеркните в тексте обособленные определения и обстоятельства. Устно объясните условия их обособления.

Ответ