Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017
Сложное предложение
Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. Осень глубокая осень! 2. Серое небо ни..кие т..жёлые влажные обл..ка. 3. Голы и прозрачны становятся сады рощи и леса которые видны окрест. 4. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще куда летом (не)проникал глаз человеческий.
5. Старые деревья давно обл..тели и только молодые отдельные берёзки сохр..няют свои увядшие желт..ватые листья бл..стающие золотом когда тронут их к..сые лучи (не)высокого осеннего солнца.
6. Ярко выступают сквозь красн..ватую сеть берёзовых ветвей (вечно)зелёные как будто помолодевшие ели и сосны осв..жённые холодным воздухом мелкими как пар дождями и влажными ночными туманами.
7. Ус..лана земля сухими разн..цветными листьями мягкими и пухлыми в сырую погоду так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающ..го охотника и жёсткими хрупкими в морозы так что д..леко в..какивают звери и птицы от ш..роха человеческих шагов.
(По С. Аксакову)
1) Определите тему текста.
2) Кратко сформулируйте отношение автора к предмету речи. Аргументируйте своё мнение.
3) Укажите номера сложноподчинённых предложений.
4) Выпишите подчинительные союзы.
5) Выпишите союзные слова. Графически обозначьте их как члены предложения.
6) Подчеркните грамматические основы 7-го предложения. Охарактеризуйте предикативные части этого предложения по составу (по характеру грамматической основы).
7) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) осв..жённые
б) сохр..няют
в) к..сые
г) бл..стающие
8) Укажите номер сложного предложения с разными видами связи.
Ответ
2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. Дом ра..сохся от старости. 2. Он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен всё лето тянуло жаром. 3. Чайковскому нравился этот деревян..ый дом. 4. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками которые в изобилии цвели перед крыльцом. 5. Ра..трёпанные высохшие они напоминали клочья пуха прилипш..го к стебелькам.
6. Единственное что раздр..жало композитора скр..пучие половицы. 7. Чтобы пройти от двери к роялю надо было переступить через пять шатких половиц. 8. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..глядываясь к половицам пр..щуренными глазами. 9. Иногда ночью просыпаясь Чайковский слышал как потрескивая пропоёт то одна то другая половица. 10. Это напоминало оркестр перед увертюрой когда оркестранты настраивали инструменты. 11. То на чердаке то в маленьком зале то в застеклён..ой прихожей кто(то) трогал струны. 12. Чайковский сквозь сон улавл..вал мелодию но проснувшись утром забывал её. 13. Он напр..гал память и вздыхал. 14. Как жаль что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! 15. Проиграть (не)замысловатую песню пересохш..го дерева оконных стёкол с обваливш..йся замазкой ветра постучавшего веткой по крыше. 16. Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке.
(По К. Паустовскому)
1) Определите тему текста, озаглавьте его. Разбейте текст на абзацы. Обозначьте абзацы знаком Z.
2) Подчеркните грамматические основы сложноподчинённых предложений. Укажите номера этих предложений.
3) Выпишите подчинительные союзы.
4) Выпишите союзные слова. Обозначьте их графически как члены предложения.
5) Укажите номера сложноподчинённых предложений, каждое из которых состоит из двух односоставных безличных.
6) Выпишите грамматические основы 8-го предложения.
7) Подчеркните обособленные определения и обособленные обстоятельства как члены предложения.
8) Определите вид связи в словосочетании деревянный дом.
Подберите к этому словосочетанию синонимичное словосочетание со связью управление.