Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017
Сложное предложение
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. Мысль о начале врем..ни о конце мира и о том когда созд..валась окружающая природа зан..мала человека уже на ранних ступенях культуры. 2. Люди интер..совались каков возр..ст Земли планет и звёзд и им хотелось узнать как долго будет св..тить на небе солнце. 3. Один из умнейших людей древности писал за четыре столетия до Рождества Христова что самым (не)извес..ным на земле является время. 4. Ведь (н..)кто не знает что такое время и не осмелится заявить что умеет управлять врем..нем.
5. Древние персидские ск..зания предпол..гали что мир существует всего лишь двенадцать тысяч лет а звездочёты Вавилона рас..читали что миру более двух мил..ионов лет. 6. Проблемой врем..ни на прот..жении многих тысяч..летий продолжали зан..маться величайшие умы и на смену древним предпол..жениям и фантазиям стали приходить точные методы и ра..чёты в определени.. того насколько стар наш мир.
(По А. Ферсману)
1) Определите тип речи текста.
2) Подчеркните в тексте ключевые слова и определите его тему.
3) Подчеркните грамматические основы придаточных изъяснительных сложноподчинённых предложений. В главной части каждого предложения заключите в прямоугольник слово, к которому относится придаточная часть, укажите, какой частью речи является это слово. Стрелкой укажите зависимость придаточной части от главной. Графически обозначьте союзы и союзные слова.
4) Подчеркните грамматические основы 6-го предложения.
5) Выпишите из 3-го предложения прилагательное в превосходной степени.
6) Из 7-го предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
Ответ
2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. Представ..те на с..кунду как(бы) выгл..дела земля без углеводорода. 2. Ведь это значит что не было бы н.. одного зелёного листа н.. дерева н.. травинки. 3. Не было бы и животных. 4. Знайте что лишь голые утёсы разн..образных пород т..рчали бы среди бе..жизнен..ых песков и бе..молвных пустынь земли. 5. Не существовало бы н.. мрамора н.. извес..няков укр..шающих своим белым цветом ландшафты. 6. Не было бы н.. угля н.. нефти. 7. Если бы не было углекислоты то и климат земли был бы суровее и холоднее так как углекислота в атмосфере способствует погл..щению световой энергии солнца. 8. Воды так(же) были бы мертвы.
(По А. Ферсману)
1) Докажите, что текст написан в научно-популярном стиле. Аргументируйте своё мнение примерами из текста.
2) Укажите ошибочное утверждение.
а) Без углеводорода на земле не было бы ни растений, ни животных.
б) Углекислота поглощает всю световую энергию солнца.
в) Без углеводорода не было бы мрамора и известняков.
г) Без углекислоты климат земли был бы суровее и холоднее.
3) Перечислите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.
4) Подчеркните в тексте обособленное распространённое определение как член предложения.
5) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова безмолвных.
6) Выпишите грамматические основы 2-го предложения.
7) Определите тип связи в словосочетании энергии солнца.
Запишите синонимичное этому словосочетание со связью согласование.
Ответ