Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Сложное предложение
Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Мало можно назвать людей через чьё детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского — «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». 2. В этих сказках нет (не)нужной усложнённости. 3. Слова и воздух этих сказок настолько чисты настолько прозрачны что дети мгновен..о выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь а когда становятся взрослыми вновь возвр..щаются к ним читая знакомые строки своим детям и внукам.

4. Когда дети болеют всегда просят читать вслух Корнея Чуковского. 5. Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. 6. Дети очень чутки к слову они остро чувствуют где их обманывают где становятся перед ними на корточки конфетно сюсюкая бе..застенчиво фальшивя.

7. Сказки Корнея Чуковского счас..ливым эхом отдаются в душах детей они будят те добрые и чистые человеческие чувства без которых немысл..ма детская литература. 8. И это редкий дар потому что писать для взрослых несколько проще.

9. И вот сейчас когда я думаю о сказках Чуковского я вспом..наю военный госпиталь для тяжелоранен..ых на станции Старая Рачейка палату залитую снежным зимн..м солнцем и рыженького с прострелен..ой грудью паренька который сдерживая стон тоскливо глядя на белую госпитальную дверь спраш..вал по утрам хрипло:

10. — Братцы когда ж мой Айболит придёт? 11. Где он? 12. Братцы кто-нибудь... позовите моего Айболита с уколом...

(По Ю. Бондареву)

1) Определите тему и основную мысль текста.

2) Перечислите номера сложноподчинённых предложений, в которых есть придаточные времени. Обозначьте в тексте союзы, которые присоединяют придаточные времени к главным частям сложных предложений.

3) Каким союзом-синонимом можно заменить союз когда в 3-м предложении?

4) Подчеркните грамматические основы 6-го предложения, охарактеризуйте устно их по составу. Запишите, сколько придаточных частей в этом предложении и какого они типа.

5) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова беззастенчиво.

6) Укажите номер предложения, в котором есть обособленное определение и обособленное обстоятельство.

7) Замените словосочетание детская литература со связью согласование синонимичным словосочетанием со связью управление.

8) Напишите сочинение-миниатюру (10 — 12 предложений) о своём отношении к сказкам К. Чуковского.

Ответ

2. В каком варианте ответа придаточная часть не является придаточным времени?

а) Лишь только рассвело, мы отправились в путь.

б) Раз у вас такие планы, мы вам поможем их осуществить.

в) В то время как все работали, этот юноша предпочитал отдыхать.

г) Это произошло тогда, когда мои родители были молоды.

Ответ