Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Сложное предложение
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия

1. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Сч..тать себя умнее добрее лучше других людей (н..)кто (не)может потому что (н..)кто (не)может знать цены своего ума и своих добродетелей но ещё меньше можно знать какова цена ума и добродетелей других людей.

2. Если человек доволен собой это значит что в нём совсем мало того чем можно быть довольным чтобы гордит..ся собой.

3. Гордый человек боится всякого осуждения потому что чу..ствует что величие его (не)твёрдое и держится до тех пор пока (не)сделан..а хоть маленькая дырка в том пузыре которым он надут.

(По Л. Толстому)

1) Какие качества человека осуждает Л. Толстой?

2) Объясните смысл метафоры из 3-го предложения.

3) Найдите в тексте придаточные предложения причины. Выпишите средство связи, с помощью которого они прикрепляются к главному предложению, и укажите его синонимы.

4) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова осуждения.

5) Выполните фонетический разбор слова ещё.

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Мы часто говорим друг другу: «Желаю тебе всего доброго». 2.Это не просто выр..жение вежливости. 3. В этих словах мы выр..жаем свою человеческую сущность. 4. Надо иметь большую силу духа чтобы уметь желать добра другим. 5. Умение чувствовать умение видеть (по)доброму окружающих тебя людей это не только пок..затель культуры но и результат огромной внутрен..ей работы духа.

6. Обращаясь друг к другу с просьбой мы говорим «пожалуйста». 7. Просьба это порыв души. 8. Отк..зать человеку в помощи значит потерять собственное человеческое достоинство. 9. Р..внодушие к нуждающимся в помощи это душевное уродство. 10. Чтобы уберечь себя от равнодушия надо разв..вать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание. 11. И в то(же) время — умение отл..чать безобидные человеческие слабости от пороков калечащих душу.

12. Увеличивать добро в окружающем нас мире — в этом заключается самая большая цель в жизни. 13. Добро сл..гается из малого. 14. И каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу которую надо уметь решать. 15. Любовь и дружба разрастаясь и распространяясь на многое обретают новые силы становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д. Лихачёву)

1) Определите тему и основную мысль текста. Укажите номер предложения, в котором прямо выражается основная мысль автора.

2) Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными цели. Укажите их номера, выделите в предложениях средства связи.

3) Выделите грамматические основы в 4, 5, 8 и 9-м предложениях.

4) Укажите номера сложноподчинённых предложений, состоящих из двух безличных.

5) Какое средство языковой выразительности используется в 10-м предложении?

Ответ

3. Определите тип придаточного в сложноподчинённом предложении. Выделите средства связи.

1. Я вздрогнул, оттого что внезапно почувствовал у себя за спиной чьё-то присутствие. 

2. На мосту вышел я из кибитки моей, дабы насладиться зрелищем течения Волхова.

3. Всё лето было сыро и холодно, так что хорошего урожая ждать не приходилось.

4. Поскольку дорога была тяжёлой, все очень устали.

5. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.

6. Мы сами были виноваты, так что пришлось извиняться.

Помните! Чтобы не ошибиться в определении придаточных причины и цели, к ним лучше задавать сразу два вопроса:

почему? по какой причине? — для придаточных причины;

зачем? с какой целью? — для придаточных цели.

Ответ