Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Сложное предложение
Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Человек живёт на свете много лет и (не)может зам..тить за собою когда он чу..ствует себя лучше всего. 2. А если(бы) он зам..чал это то ему ясно стало(бы) в чём его истин..ое благо и понял(бы) он что хорошо ему бывает только тогда когда в его душе живёт любовь к людям.

3. Если человек которому по закону жизни надо любить людей делает зло людям он поступает так(же) странно как поступала бы птица если бы она стала плавать или рыба если бы она стала летать.

4. Ты спрашиваешь какой ра..чёт делать добро людям если они за добро часто платят злом. 5. Но если ты любиш.. того кому делаеш.. добро то ты уже получил награду в любви к нему а ещё большую получиш.. в душе своей если с любовью к нему перенесёт., то зло которое он тебе делает.

6. Вся вода выт..чет из ведра если в нём будет хоть одна дырочка и все радости любви (не)уд..ржатся в душе человека если в нём будет (не)любовь хоть к одному человеку.

(По Л. Толстому)

1) Определите тему и основную мысль текста.

2) Сформулируйте и запишите вопрос, над которым размышляет автор.

3) Запишите номера предложений, в которых есть придаточные условия. Обозначьте в предложениях союзы.

4) К какому средству языковой выразительности прибегает Толстой в 3-м и 6-м предложениях?

а) к градации

б) к сравнению

в) к метонимии

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Как лейтенант н.. торопил бойцов на последних километрах пути всё(же) рас..вет застал их в голом бел..снежном поле на подходах к ш..ссе. 2. Пользуясь предрас..ветными сумерками Ивановский прош..л ещё километр. 3. Со всё возр..стающ..м риском он прибл..жался к едва заметной на склоне нитке дороги как вдруг увид..л на ней спускающиеся с пригорка машины. 4. Лейтенант чуть не в..крикнул с досады так как не хватило каких(нибудь) пятнадцати минут что(бы) проск..чить на ту сторону. 5. В ут..шение себе он (с)начала подумал что машины скоро пройдут. 6. Хотя они действительно быстро скрылись (в)дали следом появился какой(то) конный обоз потом в обгон его выск..чили из-за пригорка две чёрные приземистые легковушки. 7. Стало ясно что движение усиливалось так что перейти шоссе (не)замеченными с их самодельной волокушей нечего было и думать.

(По В. Быкову)

1) Определите тип речи текста.

2) Укажите номера сложных предложений, в которых есть придаточные уступки.

3) Выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

4) Укажите ошибочное суждение.

а) В слове обоз последний звук — [с].

б) В слове обгон все согласные звуки — звонкие.

в) В слове всё первый звук — [ф].

г) В слове ясно равное количество звуков и букв.

5) Выпишите грамматические основы 4-го предложения, охарактеризуйте их по составу.

6) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова утешение.

7) Укажите номера сложных предложений, в которых есть односоставные безличные.

8) Определите тип связи в словосочетании предрассветными сумеркам и.

Подберите синонимичное ему словосочетание со связью управление.

Ответ

3. Определите тип придаточного в сложноподчинённом предложении. Выделите средства связи.

1. Раз уж вы согласились, то нельзя отказываться.

2. Даже специалисты забывают язык, если не практикуются.

3. Как ни старался командир привести отряд вовремя, время было упущено.

4. Вопреки нашим опасениям, ничего страшного не произошло.

5. Несмотря на сильный мороз, народу на площади собралось очень много.

6. Вопреки ожиданиям, полёт прошёл спокойно.

7. Где б ни был ты, помни о своей земле.

Ответ