Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Сложное предложение
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Если хоч..шь душу леса постичь найди лесной ручей и отправляйся берегом его. 2. Я иду берегом своего любимого лесного ручья и вот что я тут вижу и слышу и думаю.

3. Вижу я как на мелком месте т..кущая вода встречает пр..граду в корнях елей и от этого так журчит и б..ётся о корни что ра..пускаются пузыри. 4. Дальше эти пузыри ведут себя так как укажет им течение воды и одни из них быстро мчатся и тут(же) лопаются а большая часть их сб..вается дальше у нижн..го пр..пятствия в д..леко видный бел..снежный ком.

5. Новые и новые пр..пятствия встречает вода и (н..)чего ей от этого (не)делается только соб..раются струйки будто сж..маются мускулы в (не)избежной борьбе.

6. Водная дрожь от солнца бр..сается тенью на ствол ели и на травы и тени б..гут по стволам и по травам и в дрожи этой р..ждается звук и чуд..тся будто травы р..стут под музыку.

(По М. Пришвину)

1) Перечислите номера предложений, в которых есть придаточные образа действия.

2) Запишите номер предложения с придаточным сравнительным.

3) Определите вид придаточных предложений в 1-м и 6-м предложениях.

4) Укажите номер сложного предложения, в котором есть односоставные определённо-личные предложения.

5) Выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

6) Какое средство языковой выразительности повторяется в 6-м предложении?

а) метафора

б) сравнение

в) метонимия

г) градация

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Густые тучи скрывавшие небо плыли так низко что почти к..сались голов пут..шественников которые двигались точно по (невысокому но широкому коридору с чёрными стенами и серым потолком. 2. Везде где уклон дна д..лины становился круче поверхность дна пр..вращалась в лед..пад разбитый многочислен..ыми трещинами и представлявший нагром..ждение ледян..ых глыб по которым пр..ходилось перетаск..вать нарты; люди и собаки выб..вались из сил и (в)течени.. дня проходили какие(нибудь) десять—двенадцать километров такого (не)лёгкого пути. 3. Погода становилась пасмурной. 4. Южный ветер нёс (не)высокие обл..ка скрывавшие гребни отрогов; их чёрные склоны окаймляли (не)ровную поверхность ледника по которой с трудом проб..рались нарты. 5. В трудных местах приходилось ра..гружать их и переносить багаж на руках.

(По В. Обручеву)

1) Определите типы речи, используемые в тексте.

2) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени и запишите его номер. Какое ещё придаточное предложение есть в этом предложении? Определите его вид.

3) Найдите в тексте другие сложноподчинённые предложения, запишите их номера и укажите виды придаточных предложений.

4) Найдите простое нераспространённое предложение, подчеркните в нём грамматическую основу, определите вид сказуемого.

5) Подчеркните в тексте обособленные согласованные распространённые определения.

6) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова нагромождение.

7) Из 2-го предложения выпишите производный предлог.

8) Определите тип связи в словосочетании ледяных глыб.

Подберите к этому словосочетанию синонимичное словосочетание со связью управление.

Ответ

3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Тёплый бе..ветрен..ый день угас. 2. Только д..леко на горизонте в том месте где зашло солнце небо ещё рдело б..гровыми полосами точно оно было вым..зан..о широкими ударами огромной кисти омочен..ой в кровь. 3. На этом стран..ом и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчётливо рисовалась грубым, тёмным силуэтом а (кое)где торчавшие над ней прозрачные круглые в..рхушки голых берёз к..залось были нарисован..ы на небе лёгкими штрихами нежной зеленоватой туши. 4. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката (не)заметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветш..й бирюзы... 5. Воздух уже потемнел и в нём выд..лялся ствол каждого дерева каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью которую можно наблюдать только ранн..й весной по вечерам.

(По А. Куприну)

1) Озаглавьте текст.

2) Найдите сложноподчинённое предложение, в котором есть придаточное сравнительное, и запишите его номер.

3) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова потемнел. 

4) Перечислите номера сложных предложений, в которых есть односоставные безличные.

5) Выпишите грамматические основы 3-го предложения.

Ответ

4. Прочитайте стихотворные строки Н. Заболоцкого. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Мой зонтик рвётся точно птица

И вырывается треща.

2. Шумит над миром и дымится

Сырая хижина дождя.

3. И я стою в переплетенье

Прохладных вытянутых тел

Как будто дождик на мгновенье

Со мною слиться захотел.

1) Подумайте, какая пейзажная зарисовка представлена в стихотворении. Какова его тема? Какие мысли и чувства передаёт автор? Кратко запишите свой ответ.

2) Найдите в тексте и подчеркните средства языковой выразительности. Запишите их названия.

3) Найдите сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы. Укажите тип придаточной части и средство синтаксической связи.

Ответ

5. Определите тип придаточного в каждом сложноподчинённом предложении.

1. Волны моря звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру.

2. Дальний лес за рекой гудел так сильно, что шум его был хорошо слышан в лугах.

3. Никто не знал этих мест так хорошо, как знал он.

4. Иногда и не заметит человек первого седого волоса, как не замечает порой первого осеннего листа.

5. Море всё в белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опускались на его равнину.

Ответ

Содержание

Введение

§ 1. Русский язык как развивающееся явление

§ 2. Официально-деловой стиль

§ 3. Русский язык — язык русской художественной литературы

§ 4. Чтение и его виды

Сложное предложение

§ 5. Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений

Сложносочинённое предложение

§ 6. Понятие о сложносочинённом предложении, его строении

§ 7. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений.

§ 8. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

§ 9. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения

§ 10. Повторение темы «Сложносочинённое предложение»

Сложноподчинённое предложение

§ 11. Понятие о сложноподчинённом предложении

§ 12. Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении..................................................................

§ 13. Классификация сложноподчинённых предложений

§ 14. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

§ 15. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

§ 16. Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

§ 17. Сложноподчинённые предложения с придаточными места

§ 18. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия

§ 19. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки

§ 20. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными