Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017
Введение
Русский язык - язык русской художественной литературы
1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. Это было на ра..свете. 2. Весен..ее солнце уже взошло и становилось жарко. 3. Я стоял на назначен..ом месте с моими тремя секундантами. 4. С (не)изъ..снимым (не)терпением ожидал я моего (не)приятеля.
5. Я увидел его (из)дали. 6. Он шёл пешком, с мундиром на сабле сопровождаемый одним секундантом. 7. Мы пошли к нему (на) встречу. 8. Он пр..бл..жался держа фуражку наполнен..ую черешнями. 9. Секунданты отмеряли нам двенадцать шагов. 10. Я должен был стр..лять первым но волнение злобы было во мне так сильно, что я (не)понадеялся на верность руки и, что(бы) дать себе время остыть, уступил ему первый выстр..л. 11. Противник мой (не)согл..шалея. 12. Положили бросить жребий. 13. Первый номер достался ему вечному любимцу счастья. 14. Он пр..целился и прострелил мне фуражку. 15. Очередь была за мною. 16. Жизнь его была в моих руках; я глядел на него жадно стараясь ул..вить хотя бы одну тень бе..покойства... 17. Он стоял под пистолетом выб..рая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки, которые дол..тали до меня.
(По А. Пушкину)
1) Найдите в тексте и выпишите специальные средства языковой выразительности.
2) Докажите, что перед вами фрагмент художественного произведения и текст написан языком художественной литературы. Приведите не менее двух аргументов, доказывающих вашу точку зрения.
Помните! Главная особенность языка художественной литературы — это образность и выразительность, которые могут создаваться не только с помощью использования специальных изобразительно-выразительных средств языка (метафор, эпитетов, сравнений и т. д.), но и благодаря умелому выбору и соединению слов в тексте. Именно благодаря выбору слов и их организации автор художественного текста может создавать наглядные и яркие образы-представления, передавать характеры и переживания героев, выражать собственные мысли и чувства и оказывать сильное эмоциональное воздействие на читателей.
3) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово положили (12-е предложение).
а) поместили в лежачее положение
б) приказали
в) разрешили
г) решил
4) Подчеркните как члены предложения все обособленные члены предложения.
5) Укажите номер сложного предложения, состоящего из двух частей, одна из которых представляет собой односоставное безличное предложение. Выпишите основу этого безличного предложения.
6) Укажите номер простого односоставного неопределённо-личного предложения и выпишите его грамматическую основу.
7) Выполните морфемный и словообразовательный разборы выделенных в тексте слов.
8) Выполните фонетический разбор слова мною.
Ответ
2. Прочитайте текст. Устно определите его тему и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. Чудесна п..литра сентябрьского леса! 2. Пурпурные и сирен..вые листья чередуются с золотом клёнов и яркой зеленью (не)стареющей крушины. 3. Ночи холодные а днём солнце усп..вает прогреть воздух. 4. Пёстрая карусель оп..дающих листьев ож..вляет эту (не)забываемую пору золотой осени. 5. Мягкий цветной ковёр ложится к подножию деревьев но подует ветерок и тогда понесётся шуршащая позёмка по колеям дорог.
(По А. Калецкому)
1) Определите стиль и тип речи текста.
2) Выпишите из текста указательное местоимение и наречие.
3) Из 5-го предложения выпишите два слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
4) Из 1-го предложения выпишите словосочетание со связью согласование и словосочетание со связью управление.
5) Выполните синтаксический разбор 2-го предложения.
6) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова позёмка.
7) Какие специальные изобразительно-выразительные средства языка используются в тексте? Укажите их, приводя примеры из текста.
8) Прочитайте высказывание известного лингвиста Г. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Сформулируйте и запишите, как вы понимаете это высказывание. Подумайте, какими аргументами из текста вы можете доказать справедливость суждения учёного.
Ответ
3. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, раскрывая смысл приведённого выше высказывания Г. Солганика. Для аргументации используйте примеры из прочитанного текста.
Помните!
1. Стройте сочинение-рассуждение по следующему плану:
• сформулируйте ваше понимание смысла предложенного высказывания и своё мнение по этому вопросу (это будет тезис);
• приведите два аргумента из прочитанного текста (приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование);
• сделайте выводы.
2. При построении сочинения используйте специальные типовые конструкции: на мой взгляд, автор говорит о том, что...; я понимаю слова автора так; правильность такого мнения можно подтвердить следующими примерами из текста; для доказательства обратимся к тексту; например, в предложении №... используется...; с помощью этого приёма автор...; таким образом, можно согласиться с мнением автора...
3. Не забывайте разделять создаваемый вами текст на абзацы. Сочинение-рассуждение должно включать не менее трёх абзацев и содержать в себе части, отражающие: а) тезис; б) аргументацию; в) вывод.
Ответ