Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Введение
Чтение и его виды

1. Прочитайте текст. Выполните задания.

1. Когда окружающая действительность стремительно меняется, язык именно в силу своей стабильности остаётся один поддержкой и опорой, позволяет сохранять собственную национальную идентичность* и культурную преемственность поколений. 2. Поэтому люди реагируют на языковые новшества весьма болезненно. 3. Легко заметить, что в любой радио- или телепередаче, где говорят о языке или культуре, кто-нибудь обязательно начинает восклицать: 4. «Как мы стали говорить! 5. Зачем столько заимствований? 6. Мы забываем хорошие русские слова, теряем духовность... 7. Скоро вообще не сможем читать Пушкина без перевода!» 8. То, что язык оказывается переменчивым и пугающе незнакомым, люди нередко воспринимают как утрату последнего прибежища и окончательный крах русской культуры.

9. Между тем оснований для таких панических настроений в общем-то нет. 10. Язык — организм очень живой и живучий. 11. Он чрезвычайно чувствителен и восприимчив, но ему не так-то просто что-нибудь навязать. 12. Если новое слово или новое значение слова прижилось, значит, это зачем-то языку нужно: в нашем сознании, в культуре появился новый смысл, новое понятие, для которого недостаёт словесной оболочки. 13. А если нет потребности в такой оболочке — как новое слово ни насаждай, язык его либо отторгнет, либо переосмыслит и вложит в него то содержание, которое ему нужно. 14. Однако это не означает, что нет смысла вообще говорить о том, правильно ли мы употребляем те или иные слова, выражения.

15. Например, метаморфозы** претерпело слово «амбиции». 16. До недавнего времени амбициозным называли человека с завышенной самооценкой и безосновательными притязаниями. 17. Так язык отражает укоренённое в русской культуре представление о том, что гордому человеку следует смиряться. 18. И вот всё изменилось. 19. Появилось поколение успешных и амбициозных молодых людей, которые отвечают на вызовы жизни — делают карьеру. 20. И ничего в этом плохого язык уже почти не видит. 21. Слово «амбиция» приобрело иную, скорее положительную окраску. 22. Удержится ли она — покажет время.

(По материалам журнала «Наука и жизнь»)

* Иденти́чность (книжн.) — тождественность, полное совпадение чего-либо.

** Метаморфо́за (книжн.) — превращение, полная, совершенная перемена.

1) Определите стиль и тип речи текста.

2) Сформулируйте тему текста и его основную проблему.

Помните! Тема текста — это то, о чём говорится в тексте, это предмет изображения, описания или рассуждения в тексте. Проблема текста — это вопрос, который поднимается в тексте.

3) Определите микротемы текста. Запишите их в виде плана.

4) Сформулируйте позицию автора текста и укажите аргументы, которые он приводит в доказательство верности своих суждений.

Помните! Позиция автора — это его мнение по вопросам, поднимаемым в тексте. Позиция автора чаще всего совпадает с основной мыслью текста.

5) В чём вы согласны с автором? Приведите свои аргументы.

6) В чём вы не согласны с автором или не совсем согласны? Аргументируйте своё мнение.

7) Перечитайте 12-е и 13-е предложения и приведите свои 5 — 6 примеров иностранных слов, которые «прижились» в русском языке за последние десятилетия.

8) Укажите, каким видом чтения вы пользовались при работе с текстом и выполнении заданий. Устно аргументируйте свой ответ.

Ответ

2. Внимательно прочитайте исходный текст, определите его тему и микротемы. Подчеркните в тексте самую важную информацию. Осуществите сжатие текста и напишите во 2-й колонке таблицы вариант сжатого изложения.

Помните! К приёмам компрессии (сжатия) текста относятся: исключение (вводных слов, повторов, восклицаний, незначительных деталей, второстепенной информации и т. д.), обобщение (объединение предложений, связанных одной мыслью; парцеллированных, т. е. «разорванных», предложений; частей предложения; единичных фактов и т. д.), упрощение и замена (сложных синтаксических конструкций — более простыми, однородных членов предложения — обобщающим словом, прямой речи — косвенной и т. д.).

Исходный текст

Сжатое изложение

Экология — это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело — ценности культурные и нравственные.

Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое, чтобы восполнить потерю. Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым мы уничтожаем генетический код нашей памяти.

Многое зависит от отношения к языку. Иначе и быть не может! Если культура — это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.

Любовь к языку, как и любовь к природе, — составная часть патриотизма, любви к Родине, и экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят, конечно, бесследно для человека как личности. Ведь язык — это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», — писал К. Г. Паустовский.

(По Л. И. Скворцову)


Ответ