Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в предложениях грамматические основы, заключите в овал средства связи придаточных предикативных частей с главными, обозначьте придаточные части сложных предложений (заключите их в скобки). Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните задания.
1. Стрелка компаса двигается с места только тогда когда тот кто несёт компас сходит с того пути который она показывает. 2. И совесть молчит пока человек делает то что ему должно делать когда же он сходит с настоящ..го пути она показывает ему куда и насколько он сбился.
3. Философ Кант говорил что две вещи больше всего уд..вляют его звёзды на небе и закон добра в душе человека.
4. Кто ищ..т добро не в самом себе тот делает то же самое что делает пастух когда ищ..т в стаде того ягнёнка который у него за пазухой.
5. Часто люди сч..тают за совесть своё желание делать то что сч..тается хорошим у людей там где они живут. 6. Но совесть это голос того единого духовного существа которое живёт во всех и везде и только тогда когда она такое сознание она верный руководитель людей.
(По Л. Толстому)
1) Подчеркните в тексте ключевые слова и самые важные утверждения автора. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
2) Определите виды придаточных во всех предложениях. Обозначьте сокращённо придаточные в каждом сложном предложении.
Образец: 1. Придат. врем., придат. опред., придат. прич.
3) Постройте горизонтальные и вертикальные схемы 1, 4 и 5-го предложений. Определите способы подчинения придаточных. Запишите номера проанализированных предложений в таблицу. Выделите цветом столбец таблицы, который оказался незаполненным.
Горизонтальные схемы предложений:
1-е предложение |
4-е предложение |
5-е предложение |
СПП с последовательным подчинением придаточных |
СПП с неоднородным соподчинением (параллельным подчинением) придаточных |
СПП с последовательным и неоднородным (параллельным) подчинением придаточных |
Помните! Неоднородное соподчинение придаточных некоторые учёные обозначают термином параллельное подчинение.
Вертикальная схема более наглядно отражает строение сложного предложения.
Придаточное в вертикальной схеме можно изображать не только прямоугольником, но и кружком.
4) Выпишите из 4-го предложения местоимения, определите их раз ряд по значению.
Ответ
2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Проанализируйте состав и строение предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.
1. Когда з..ря окр..сила (пол)неба (бледно)розовым цветом мы поставили чайник на спиртовку в носовой части лодки и уд..лились на корму.
2. Единствен..ый способ заставить чайник закипеть это (не)обращать на него вн..мания. 3. Если он заметит что вы с (не)терпением ждёте что(бы) он закипел он даже зашуметь (не)подумает. 4. Надо сделать вид как будто вы и не соб..раетесь пить чай. 5. Ни в коем случае не следует оглядыват..ся на чайник тогда вы скоро услыш..те как он раздражён..о фыркает плюётся и желает напоить вас чаем. 6. Если вам некогда то (не)плохо громко переговариват..ся друг с другом о том что вы не помышляете о чаепитии. 7. Вы распол..гаетесь (не)вдалеке от чайника так чтобы он мог вас слышать и гром..гласно заявляете: «Я не хочу чаю, а ты, Джордж?» 8. Джордж кричит в ответ: «Да ну его, лучше выпьем лимонаду».
9. После таких слов чайник немедлен..о начинает кипеть ключом. 10. Мы пр..менили эту невинную хитрость и вскоре пили ароматный чай из глинян..ых кружек обсуждая новости из француз..кой газеты.
(По Джерому К. Джерому*)
* Джером Клапка Джером — английский писатель, живший на рубеже XIX- XX веков. Одно из самых известных произведений Джерома К. Джерома — повесть «Трое в лодке, не считая собаки».
1) Какой основной приём языковой выразительности использует автор для создания комического эффекта в тексте? Аргументируйте свой ответ примерами.
2) Найдите в последнем абзаце и выпишите словосочетание, которое может использоваться и в прямом значении, и как фразеологизм. Устно объясните назначение этого словосочетания в тексте.
3) Определите вид придаточных предложений и способ их подчинения в 3-м и 6-м предложениях текста. Начертите схемы.
4) Выпишите грамматическую основу 2-го предложения. Укажите, чем выражено сказуемое.
5) Запишите номер предложения с обособленным обстоятельством.
6) Выпишите из 2-го предложения словосочетание со связью согласование.
7) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова нетерпением.
8) Выполните фонетический разбор слова чтобы.
Ответ
3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Проанализируйте строение предложений и расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните задания.
1. Если вам приходится (не)легко если печаль овладела вашим сердцем отправляйтесь туда где у реки на холме стоит храм Покрова на Нерли. 2. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма отр..жающегося свыше восьми веков в водах и вы увид..те как естествен..о вписан..о строение в окружающий пейзаж.
3. Заблуждается тот кто увид..в храм один раз считает что знает его. 4. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно чтобы понять в чём прелесть этого (не)обыкновен..ого сооружения.
5. Трудно сказать когда лучше люб..ваться им. 6. Весной когда Клязьма и Нерль разл..ваются впитывая в себя ручьи бегущие из лесов озёр и вода зат..пляет луга. 7. В тёмных напоминающих густо насто..нный чай волнах отр..жаются берёзы ивы и похожие на богатырей(великанов) дубы что старше берёз и наверное помнят как владимирскую землю т..птали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников. 8. На рас..вете когда над лесами играют солнечные лучи и от всплесков светотени древние стены словно колебл..тся светлея час от часу. 9. Покров надо видеть и в дождь когда огромная туча словно останавл..вается чтобы полюбоват..ся храмом.
10. Храм в том виде как мы его знаем лирическая поэма обращённая к внутренн..му миру человека.
(По Е. Осетрову)
1) Определите тему и основную мысль текста.
2) Запишите номера сложноподчинённых предложений, в которых есть однородные придаточные. Определите их значения.
3) Запишите номера сложноподчинённых предложений, в которых есть последовательное подчинение придаточных. Определите их значение.
4) Запишите номер предложения, в котором сочетаются однородное и последовательное подчинение.
5) Запишите номер предложения с вводным словом.
6) Выпишите грамматические основы 1-го предложения.
7) Выполните фонетический разбор слова дождь.
Ответ
4. Прочитайте поэтический текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.
1. Я научилась просто мудро жить
Смотреть на небо и молиться Богу
И долго перед вечером бр..дить
Чтоб ут..мить (не)нужную тревогу.
2. Когда шуршат в овраге лопухи
и никн..т гроздь рябины (ж..лто)красной
Сл..гаю я весёлые стихи
О жизни тленной тленной и пр..красной.
3. Я возвр..щаюсь.
4. Лиж..т мне ладонь
Пушистый кот мурлыкает умильней
И яркий заг..рается огонь
На башенк.. озёрной лесопильн.. .
5. Лишь изредк.. прорезывает тишь
Крик аиста сл..тевш..го на крышу.
6. И если в дверь мою ты постучиш..
Мне кажется я даже (не)услышу.
(А. Ахматова)
1) О каком чувстве написано стихотворение? Сформулируйте тему и основную мысль этого поэтического произведения.
2) Найдите сложноподчинённые предложения, запишите их номера, определите виды придаточных.
3) Постройте схему 2-го предложения и определите тип подчинения придаточных частей. Устно объясните расстановку знаков препинания.
4) Подчеркните эпитеты.
Помните! Эпитетом является не любое определение, а только образное, выразительное.
Ответ