Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017


Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Проанализируйте строение предложений и расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. 2. Это было через два месяца после ра..правы над декабристами многие из которых были друзьями поэта. 3. Пушкин знал что в делах почти всех осуждён..ых декабристов находили его вольн..любивые стихи что стихи эти были широко ра..пространен..ы в армии и что сам он у царя на подозрении. 4. Когда Николай (не)добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта он приказал ..жечь его «возмутительные» стихи. 5. Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматрива..т свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современ..иках которые он вёл в продолжени.. пяти лет. 6. Поэт боялся что записи его могут многим повр..дить а может и умножить число жертв.

7. Царь спросил Пушкина переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и действовать иначе. 8. Поэт (не)мог однако сделаться другим и (по)прежнему вёл себя свободно и (не)зависимо. 9. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион» в котором Пушкин провозгл..шает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою...»

(По А. Гессену)

1) Определите тему и основную мысль текста и подготовьте его краткий устный пересказ.

2) Найдите предложения с однородным соподчинением придаточных. Составьте их схемы.

3) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени и выполните синтаксический разбор этого предложения.

4) Выполните морфемный и словообразовательный разборы выделенного слова.

5) Укажите номера предложений, в которых есть вводное слово.

Помните! Слово однако может быть и союзом (=но), и вводным словом со значением «тем не менее», «всё же».

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Начались мои отроческие годы когда особенно напр..жённо я жил (не)окружавшей меня подлин..ой жизнью а той в которую она пр..ображалась в детских мечтах.

2. Подлин..ая жизнь была бедна потому что я родился и вырос в чистом поле которого даже и представить себе не может европейский человек. 3. Великий простор без всяких пр..град и границ окружал меня и я (не)мог определить где в самом деле кончалась наша усадьба и где начиналось это бе..предельное поле с которым она сл..валась.

4. Из книги «Земля и люди» я узнал о существовании колоний но для меня всё колониальное заключалось в корице которой сдабривали на Страс..ной* неделе пасху и в чёрных бл..стящих рожках вкус которых я узнал побывав на сельской ярмарке.

5. Рос я среди крайн..го дворянского оскудения хотя назвать наше семейство нищим конечно было нельзя потому что у нас было (не)большое хозяйство и малочисленная дворня были кучер староста стряпухи няньки, были собаки лош..ди овцы коровы.

6. В последний год жизни на хуторе Каменка я очень серьёзно заб..лел и (в)первые узнал то уд..вительное что пр..выкли называть тяж..лой б..лезнью и что было на самом деле как(бы) странствием в потусторон..ие пр..делы. 7. Я испытал внезапное осл..бление всех душевных и телесных сил испытал (не)ожиданную потерю желания жить.

8. Когда же я стал наконец выздоравл..вать мне почему(то) очень хотелось есть чёрный хлеб один зап..х которого приводил меня в восторг.

(По И. Бунину)

* Страстна́я неделя — последняя неделя перед Пасхой.

1) Определите тему текста. Озаглавьте текст.

2) Найдите сложноподчинённые предложения и обозначьте средства связи придаточных предложений с главным. Подчинительные союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.

3) Выполните синтаксический разбор 6-го и 8-го предложений.

4) Составьте схемы 3-го и 4-го предложений.

5) Из 6-8-го предложений выпишите слова с безударной проверяемой гласной в корне, подберите к ним проверочные слова, орфограмму обозначьте.

6) Из 7-го предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

7) Укажите номер предложения с необособленным согласованным распространённым определением.

8) Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Ответ