Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017


Повторение темы Сложноподчинённое предложение

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Когда ледян..ым панц..рем покрываются реки и озёра ул..тают последние стаи птиц.

2. Осен..ие перелёты совершаются (не)торопливо. 3. Созд..ётся впеч..тление что птицы не спешат покидать родные места надолго задерж..ваясь там где много корма. 4. Весной же они л..тят без остановок словно боясь оп..здать к началу лета.

5. Перелёты птиц вызывали уд..вление ещё у древних народов. 6.Они (не)знали куда и зачем предприн..мают птицы такие рискован..ые пут..шествия. 7. Многое в птич..их полётах до сих пор остаётся учёным (не)достаточно ясным.

8. Осенний перелёт кажется оправданным потому что с наступлением зимы птицы не могут (из)под снега добывать пропитание. 9. Зимой на севере голодно поскольку прячутся насекомые и запасы лесных ягод не безграничны. 10. Правда многие пернатые живут здесь никуда не улетая и даже в лютые морозы не выгл..дят (не)счас..ными. 11. Видимо (кое)какие птицы могли(бы) пр..способит..ся к нашим условиям.

12. Считается что родина наших перелётных птиц север. 13. Трудно сказать что пр..влекает их ..десь. 14. Возможно обилие сезон..ого корма который позв..ляет кормить пт..нцов (в)течени.. всего длинного светового дня. 15. Вероятно птицы в период размножения нуждаются в спокойной обстановке и (не)большая заселённость наших северных тундр лесов где нет такой суматохи как в Африке созд..ёт им эти условия.

(Из журнала «Юный натуралист»)

1) Озаглавьте текст и докажите, что он написан в научно-популярном стиле.

2) Составьте тезисный план текста.

3) Найдите средства связи придаточных предложений с главным. Подчинительные союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения. Укажите виды придаточных предложений (надпишите их названия над каждой придаточной частью).

4) Выполните синтаксический разбор 9-го предложения.

5) Перечислите номера предложений, в которых есть обособленное обстоятельство.

6) Выпишите грамматические основы 12-го предложения.

7) Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Постепен..о миновало моё младенческое одиночество. 2. Помню что однажды осенней ночью я почему(то) проснулся и увид..л лёгкий и таинствен..ый (полу)свет в комнате а в большое (не)занавеш..нное окно — бледную и грустную луну стоявшую высоко-высоко над пустым двором усадьбы. 3. Сердце моё сжало какое(то) горес..ное чувство однако я уже знал помнил что я не один в этом мире и позвал отца. 4. Но в душе из детских восп..минаний остались всего две-три тёмных картины потому что в ней больше всего ост..ётся что(то) яркое солнечное.

5. И вот я р..сту познаю мир и жизнь в глухом и всё(же) пр..красном краю в котором нет ни гор ни рек ни озёр ни лесов н..чего кроме кустарников в лощинах и (не)больших перелесков.

6. Однажды вы..снилось что среди нашего двора густо заросш..го кудрявой муравой есть какое(то) древнее каменное корыто под которым можно прятат..ся друг от друга бегая белыми босыми ножками по этой зелёной мураве. 7. А под амбарами ок..зались кусты белены плодами которой мы с сестрой Олей однажды сильно об..елись. 8. Нас отпаивали парным молоком потому что очень зв..нела у нас голова.

9. А сколько мы открыли с..едобных корен..ев всяких сладких стеблей и зёрен что р..сли на огороде вокруг риги* на гумне**! 10. Мы не были голодны но за этой трапезой*** сами того (не)сознавая приобщались к самой земле к тому из чего создан мир.

(По И. Бунину)

*Ри́га — большой крытый сарай для сушки зерна и обмолота.

** Гумно́ — специальное огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба; ток.

*** Тра́пеза (от греч. trapeza — стол, кушанье). 1. Общий стол для приёма пищи в монастыре. 2. Приём пищи в монастыре: сама еда, пища в монастыре. 3. Шутл. О приёме пищи вообще.

1) Определите тему и основную мысль текста.

2) Напишите номера сложноподчинённых предложений с придаточным определительным.

3) Выполните синтаксический разбор 6-го предложения текста.

4) Подчеркните грамматические основы в 3-м предложении. Составьте схему этого предложения.

5) Укажите ошибочное суждение.

а) В слове грустную буква т не обозначает звука.

б) В слове сколько мягкость [л’] обозначает буква ъ.

в) В слове всяких первый звук — [ф].

г) В слове объелись звуков и букв равное количество.

д) Запишите номера предложений, в которых есть обособленное согласованное распространённое определение.

7) Запишите номера предложений, в которых есть обособленное обстоятельство.

8) Запишите номер предложения, в котором есть обособленное дополнение.

Ответ

3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Разве забуд..шь эти дни боёв за Рейхстаг? 2. В эти дни в корпусе который первым вышел к Рейхстагу каждый боец жил только одной мечтой водрузить над Рейхстагом Знамя Победы. 3. В каждом полку было знамя спец..ально предназначен..ое для этой чести...

4. И когда грянул час штурма поднялись с флагами в руках солдаты и пошли...

5. И если спросят меня кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом я отвечу что это сделали все советские воины.

6. И те кто (не)добежав до Рейхстага лежали на изрытой снарядами площади... 7. И русский солдат Егоров и грузин Кантария водрузившие знамя над самым куполом все советские воины грудью своей прол..жили дорогу Победе и подняли высоко над землёй её Знамя.

8. И когда ра..сеялся наконец дым боя и стих наконец гром пушек весь мир увид..л Знамя Победы над Рейхстагом. 9. Алое как кровь. 10. Пр..красное как наша правда.

(По Б. Горбатову)

1) Определите стиль речи текста. Устно докажите своё мнение.

2) Определите тему и главную мысль текста.

3) Выпишите слова, относящиеся к высокой лексике. Подберите к ним стилистически нейтральные синонимы (тождественные или близкие по значению).

4) Составьте схемы всех сложноподчинённых предложений, укажите в них виды придаточных предложений и (если сложноподчинённое предложение с двумя и более придаточными) способы подчинения придаточных.

5) Укажите средства языковой выразительности, которые использованы в последнем абзаце текста.

а) гипербола, метонимия

б) парцелляция, сравнения

в) противопоставление, градация

г) оксюморон, олицетворение

6) Из 1-го абзаца выпишите частицы.

7) Из 6-го предложения выпишите союзы.

Ответ

4. Прочитайте поэтический текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

Моим стихам написан..ым так рано

Что и не знала я что я — поэт

Сорвавш..мся как брызги из фонтана

Как искры из ракет

Ворвавшимся как маленькие черти

В святилище где сон и фимиам

Моим стихам о юности и смерти

— (Не)читанным стихам! —

Ра..бросанным в пыли по магазинам

(Где их н..кто не брал и не берёт!)

Моим стихам как драгоцен..ым винам

Настанет свой черёд.

     (М. Цветаева)

1) Определите тему и основную мысль стихотворения.

2) Определите виды придаточных предложений (в тексте выделите придаточные круглыми скобками и сверху надпишите их вид).

3) Перечислите виды подчинения придаточных предложений.

4) Укажите используемые в стихотворении средства выразительности.

а) сравнения, антитеза

б) сравнения, оксюморон

в) сравнение, гипербола

г) сравнения, анафора

Ответ

5. Внимательно прочитайте исходный текст, определите микротемы. Осуществите сжатие текста и напишите во второй колонке таблицы вариант сжатого изложения. (Рекомендуемый объём сжатого изложения — 70 слов.)

Помните! К приёмам компрессии (сжатия) текста относятся: исключение (вводных слов, повторов, восклицаний, незначительных деталей, второстепенной информации и т. д.), обобщение (объединение предложений, связанных одной мыслью; парцеллированных, т. е. «разорванных», предложений; частей предложения; единичных фактов и т. д.), упрощение и замена (сложных синтаксических конструкций — более простыми, однородных членов предложения — обобщающим словом, прямой речи — косвенной и т. д.).

Исходный текст

Сжатое изложение

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель — это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Объект труда учителя — духовная жизнь формирующегося человека — ум, чувства, воля, убеждённость, самосознание. Важнейшие инструменты воздействия учителя на духовный мир школьника — слово, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства — весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Поэтому учительская профессия — это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребёнку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами, зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребёнка. Безграничная вера в человека, в его будущее — вот что должно жить в душе человека, который решил посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.

(По В. Сухомлинскому)


Итоговый тест по теме «Сложноподчинённое предложение»

Вам предстоит ответить на вопросы теста, который содержит 12 заданий. У каждого задания есть варианты ответа, помеченные цифрами. Сначала все задания выполните простым карандашом, затем выберите из предложенных ответов верный и обведите кружком. (Помните, что в заданиях у вас может быть только один правильный ответ!) Проверив тест, верные ответы обведите ручкой и номер ответа внесите в итоговую таблицу. Будьте внимательны!

I вариант

Задание № 1. Укажите сложноподчинённое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с тёмным берегом шепталась горная река.

2) Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет а я слушаю с замиранием сердца.

3) За окном ничего нет кроме фонарей.

4) Чтобы не заблудиться в лесу собирая грибы я беру с собой компас.

Ответ

Задание № 2. Укажите сложноподчинённое предложение, части которого соединены союзным словом. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.

2) Не могу сказать чтобы мне было страшно но идущая гроза рождала во мне какую-то смутную тревогу.

3) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.

4) Мы были уже на середине реки когда лошадь вдруг оступилась.

Ответ

Задание № 3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Они приехали первыми, поскольку ехать им было недалеко.

2) День пролетел так быстро, точно часы превратились в минуты.

3) Как ни быстро он ехал, на встречу всё же опоздал.

4) Бывают в жизни минуты, когда даже после полного поражения не теряешь надежды.

Ответ

Задание № 4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Тихо так, что слышен скрип уключин.

2) Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.

3) Дальше эти пузыри ведут себя так, как укажет им течение воды.

4) Я услышал чьи-то громкие чеканные шаги, будто это маршировал дозор.

Ответ

Задание № 5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Если попадались постоялые дворы, он останавливался там.

2) Когда она отложила книгу, звёзды уже бледнели перед рассветом.

3) Они заметили, что старик был в хорошем расположении духа, и оживились.

4) Так как была тихая погода, весь народ столпился на палубе.

Ответ

Задание № 6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) Он для виду прицелился в мальчика, так что тот должен был принять его слова за правду.

2) Чтобы понять народ, надо вспомнить его историю.

3) Волчица-мать облизала детёнышей и пошла туда, где у почтовой дороги стояло зимовье.

4) Он почувствовал, как чья-то мускулистая рука сжала его запястье.

Ответ

Задание № 7. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

1) Смотритель осведомился, куда надобно ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.

2) День был такой яркий, что даже с отмели было видно, как за версту сияет серебряными искрами рыбья чешуя.

3) Чтобы не услышать последних слов, он сделал вид, что разглядывает улицу.

4) Если бы Чичиков прислушивался к рассуждениям своего кучера, то узнал бы много подробностей, которые относились лично к нему.

Ответ

Задание № 8. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных.

1) Ты спрашиваешь, какой расчёт делать добро людям, если они за добро часто платят злом.

2) Горничная была сирота, которая, чтобы прокормиться, должна была пойти в услужение.

3) Он радовался, когда факт, как бы мелок он ни был, служил новым подтверждением его правоты.

4) Эта дорога привела их в край, где росли тощие кусты и пласты жёлтой травы местами выбивались из-под снега.

Ответ

Задание № 9. Укажите сложноподчинённое предложение с неоднородным соподчинением (параллельным подчинением) придаточных.

1) Дереу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра будет день солнечный.

2) Бывают такие дни, когда всё ладится, когда жизнь понятна, прекрасна, проста.

3) Сколько он ни напрягал глаз в ту сторону, откуда слышались крики, ничего не мог разглядеть в темноте.

4) Когда Кипренский писал портрет Пушкина, поэт был озабочен, хотя и пытался шутить.

Ответ

Задание № 10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Исследователи оказались на берегу быстрой реки (1) узкое устье которой (2) пролегало в холодных берегах (3) и разбили здесь лагерь.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 1, 2

4) 1, 3

Ответ

Задание № 11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце (3) не сразу понял (4) кто звонит.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3, 4

3) 3, 4

4) 1, 2, 4

Ответ

Задание № 12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Он был так занят своими мыслями (1) что (2) когда его спрашивали о чём-нибудь (3) то он вздрагивал и просил повторить вопрос.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 1, 3

4) 1, 2

Ответ

II вариант

Задание № 1. Укажите сложноподчинённое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Стемнело рано и видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.

2) Хлестакову ловко удалось провести даже городничего плутовство которого было известно всему городу.

3) Очень хочется верить в снежного человека но нет для этого никаких оснований.

4) Лодка уже резала носом воду у бортов шумело волны откатывались к пологому берегу набегали на песок.

Ответ

Задание № 2. Укажите сложноподчинённое предложение, части которого соединены союзным словом. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Он спросил что мы будем делать летом и пожелал нам хорошего отдыха.

2) Я не прошу вас разделить моё мнение если моя выходка кажется вам смешной.

3) Как только мы сели на места сеанс начался.

4) Хотя он знал дорогу шофёр всё же пошёл его провожать.

Ответ

Задание № 3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Яблоня, под кроной которой мы спрятались, уже отцвела.

2) Легенда умалчивает о том, сохранил ли его сотрапезник хороший аппетит.

3) На поезд мы не успели, так как сборы затянулись, и поехали на автобусе.

4) Пока на свете цветут цветы, горе не может быть окончательным.

Ответ

Задание № 4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

1) Она рассказала мне, каким образом Швабрин заставил их выдать ему Марью Ивановну.

2) По приказу своих хозяев верблюды опустились на колени, так что с них без труда смогли снять поклажу.

3) Он насторожённо следил за ними, как рыболов следит за поплавком.

4) Несмотря на то что стрелка часов приближалась к пяти, девушка не торопилась.

Ответ

Задание № 5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Не прошло и трёх недель с той поры, как она в первый раз увидела этого молодого человека.

2) Около заднего воза, там, где был Егорушка, шёл старик с седой бородой.

3) В комнате, где лежал больной, окна были плотно закрыты.

4) Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату.

Ответ

Задание № 6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1) Вспомните того офицера, которому вы помогли отыграться.

2) Сколько ни предупреждали его, он всё делал по-своему.

3) Ежегодно, когда снег начинал таять, река выходила из берегов и затопляла эти места.

4) Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его.

Ответ

Задание № 7. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

1) Хотя пони наши были довольно бойки, но всем известно, как темнота усмиряет самую прыткую лошадь.

2) Расскажите, что слышно на свете и поют ли ещё соловьи.

3) Не зная, что будет и куда себя пристроить, он остановился в Москве.

4) Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдёт тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться.

Ответ

Задание № 8. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных.

1) Когда же солнце село и в полнеба сомкнулся багровый закат, осторожно стали подниматься люди.

2) Я знал, что я существую, пока ты была со мной.

3) Первое, что поразило Маргариту, это та тьма, в которую она попала.

4) Если человек гордится собой, это значит, что в нём совсем мало того, чем можно быть довольным, чтобы гордиться собой.

Ответ

Задание № 9. Укажите сложноподчинённое предложение с неоднородным соподчинением (параллельным подчинением) придаточных.

1) Сколько ни езжу я по нашим необозримым степям и как ни темны бывают иногда безлунные ночи, мне ни разу ещё не случалось сбиться с дороги.

2) Я благодарю вас за дружбу, которая стала причиной того, что я прибыл в Болгарию.

3) В бинокль я вижу, как движутся над кукурузой бронированные башни с длинными стволами, за которыми бежит пехота.

4) Тётке, которая ещё недавно прозывалась Каштанкой, приснился собачий сон о том, будто за ней гонится дворник с метлой.

Ответ

Задание № 10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление, обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

1) 1, 3

2) 2, 4

3) 2, 3, 4

4) 2

Ответ

Задание № 11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мои спутники знали (1) что (2) если нет проливного дождя (3) то назначенное выступление (4) обыкновенно не отменяется.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3

3) 1, 3, 4

4) 2, 3

Ответ

Задание № 12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Капитан рассчитывал (1) что (2) если разорвутся вражеские снаряды (3) его не заденет осколками.

1) 1, 2

2) 2, 3

3) 1, 3

4) 1, 2, 3

Ответ