Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Бессоюзное сложное предложение
Понятие о бессоюзном сложном предложении

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы в предложениях, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. В природе всё прекрасно и плывущие по небу облака и берёзка шепчущаяся с травой и суровая северная ель и лишайник который карабкается вверх по склону каменистого откоса. 2. Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? 3. Волнуемые ветром волны, отражающие зелёное и голубое, — живая жизнь. 4. Так думал я когда плыл на простом деревян..ом паруснике по рябоватым просторам Онежского озера. 5. Оно м..нило прозрачностью и глубиной оно зв..ло к себе свежестью и прохладой.

6. Я в..помнил в старину воду считали целебной, очистительной силой. 7. Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом надеясь увидеть там суженого то это был обычай и..прашивать будущее у воды.

8. Озеро м..няло краски. 9. На ра..свете вода была холодной и неприветл..вой потом цвет озера стал оловян..ым. 10. Когда же лучи солнца заиграли на парусе вода повеяла свежестью заколебалась как будто в танце стала тёплой манящей.

(По Е. Осетрову)

1) Определите тему и главную мысль текста.

2) Составьте схему 1-го предложения. Объясните устно расстановку знаков препинания в нём.

3) Перечислите номера бессоюзных сложных предложений.

4) Перечислите номера предложений с обособленными распространёнными согласованными определениями.

5) Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

6) Укажите номер предложения, в котором есть сравнительный оборот.

7) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова очарованию.

8) Укажите средство языковой выразительности в 6-м предложении.

а) ряд однородных членов

б) противопоставление

в) синтаксический параллелизм

г) парцелляция

Ответ

2. Прочитайте поэтический текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Я улыбат..ся перестала

Морозный ветер губы студит

Одной надеждой меньше стало

Одною песней больше буд..т.

2. И эту песню я (не)вольно

Отдам на смех и поруганье

(За)тем что (не)стерпимо больно

Душе любовное м..лчанье.

    (А. Ахматова)

1) Подумайте, о чём это стихотворение. Какие чувства выражаются в нём? Устно сформулируйте свой ответ. Определите тему и основную мысль этого поэтического произведения.

2) Определите виды сложных предложений в тексте. В сложноподчинённом предложении выделите средство связи.

3) Укажите номер бессоюзного сложного предложения. Какие смысловые отношения выражаются в нём?

4) Подумайте, почему в стихотворении использовано бессоюзное сложное предложение, а не несколько простых. Что помогает выразить такая структура предложения? Кратко изложите свой ответ.

Помните! В сложном предложении предикативные части всегда тесно объединены по смыслу и интонационно. Одна из основных функций сложного предложения состоит в том, что оно описывает несколько ситуаций как единое смысловое целое и указывает на тесную связь каких-либо явлений, событий в восприятии и оценке автора.

5) Укажите средство языковой выразительности в 1-м предложении.

а) контекстуальные синонимы

б) ряд однородных членов

в) синтаксический параллелизм

г) олицетворение

Ответ