Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017
Бессоюзное сложное предложение
Понятие о бессоюзном сложном предложении
1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы в предложениях, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.
1. В природе всё прекрасно и плывущие по небу облака и берёзка шепчущаяся с травой и суровая северная ель и лишайник который карабкается вверх по склону каменистого откоса. 2. Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? 3. Волнуемые ветром волны, отражающие зелёное и голубое, — живая жизнь. 4. Так думал я когда плыл на простом деревян..ом паруснике по рябоватым просторам Онежского озера. 5. Оно м..нило прозрачностью и глубиной оно зв..ло к себе свежестью и прохладой.
6. Я в..помнил в старину воду считали целебной, очистительной силой. 7. Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом надеясь увидеть там суженого то это был обычай и..прашивать будущее у воды.
8. Озеро м..няло краски. 9. На ра..свете вода была холодной и неприветл..вой потом цвет озера стал оловян..ым. 10. Когда же лучи солнца заиграли на парусе вода повеяла свежестью заколебалась как будто в танце стала тёплой манящей.
(По Е. Осетрову)
1) Определите тему и главную мысль текста.
2) Составьте схему 1-го предложения. Объясните устно расстановку знаков препинания в нём.
3) Перечислите номера бессоюзных сложных предложений.
4) Перечислите номера предложений с обособленными распространёнными согласованными определениями.
5) Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
6) Укажите номер предложения, в котором есть сравнительный оборот.
7) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова очарованию.
8) Укажите средство языковой выразительности в 6-м предложении.
а) ряд однородных членов
б) противопоставление
в) синтаксический параллелизм
г) парцелляция
Ответ
2. Прочитайте поэтический текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.
1. Я улыбат..ся перестала
Морозный ветер губы студит
Одной надеждой меньше стало
Одною песней больше буд..т.
2. И эту песню я (не)вольно
Отдам на смех и поруганье
(За)тем что (не)стерпимо больно
Душе любовное м..лчанье.
(А. Ахматова)
1) Подумайте, о чём это стихотворение. Какие чувства выражаются в нём? Устно сформулируйте свой ответ. Определите тему и основную мысль этого поэтического произведения.
2) Определите виды сложных предложений в тексте. В сложноподчинённом предложении выделите средство связи.
3) Укажите номер бессоюзного сложного предложения. Какие смысловые отношения выражаются в нём?
4) Подумайте, почему в стихотворении использовано бессоюзное сложное предложение, а не несколько простых. Что помогает выразить такая структура предложения? Кратко изложите свой ответ.
Помните! В сложном предложении предикативные части всегда тесно объединены по смыслу и интонационно. Одна из основных функций сложного предложения состоит в том, что оно описывает несколько ситуаций как единое смысловое целое и указывает на тесную связь каких-либо явлений, событий в восприятии и оценке автора.
5) Укажите средство языковой выразительности в 1-м предложении.
а) контекстуальные синонимы
б) ряд однородных членов
в) синтаксический параллелизм
г) олицетворение
Ответ