Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Бессоюзное сложное предложение
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении замер: вчерашняя чёрная земля за ночь стала золотой. 2. (Бледно)ж..лтый свет подн..мался от земли засыпан..ой листьями.

3. Нач..налось бабье лето. 4. Дни как(бы) сделались светлее и чище. 5. Воздух трава сухие ветки всё зат..нулось цепкой паутиной которая т..нулась с запада на восток (так дуют осенние ветры) и каждое утро тысячи маленьких паучков как сказочные ткачи покрывали всю землю своей пряж..й.

6. Ледян..ое небо по ночам бл..стало созвездиями: Сириус сверкал в глухой воде озёр как синий алмаз; Сатурн подымался над бе..молвием сосновых боров в осен..ие сумерки; Юпитер закатывался в лугах, за Окой. 7. Там уже вяли травы и почернели брошен..ые и (не)нужные осенью сенокосные дороги. 8. Иногда в полноч.. робкий дождь переш..птывался в саду с листвой. 9. Я выходил на порог пр..слушиваясь к сонному борм..танию дождя и ж..лел милых друзей оставшихся в Москве: они не могли насл..ждаться этой картиной.

10. Ночью мне снилась зелёная вода покрытая листьями лип и берёз. 11. Внезапно листья оживали пр..вращаясь в золотых плоских рыб и с плеском и брызгами разл..тались по воде и ..пуганные отр..жением бледного солнца.

(По К. Паустовскому)

1) Определите типы речи, представленные в тексте, приводя примеры (укажите номера предложений).

2) Запишите номера бессоюзных сложных предложений. Определите смысловые отношения между их частями.

3) Выпишите грамматическую основу 4-го предложения.

4) Подчеркните обособленные определения и обстоятельства.

5) Выполните синтаксический разбор 11-го предложения.

6) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова созвездиям и.

7) Из 10-го предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

8) Из 1-го абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

9) Отметьте правильный вариант употребления изобразительно-выразительных средств языка во 2-м абзаце текста.

а) гипербола, антитеза

б) сравнение, ряд однородных членов

в) градация, олицетворение

г) сравнение, парцелляция

Ответ