Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. В лесу стояла та особен..ая тишина которая бывает только осенью. 2. (Не)подвижно в..сели мохнатые ветви (не)качалась ни одна в..ршина (не)слышалось (н..)чьих шагов лес стоял молча задумч..во пр..слушиваясь к своей собственной вековой думе.

3. Между стволами которые сл..вались в спл..шную красную стену мелькало что(то) живое. 4. Кто(то) бе..звучно шёл и прошлогодняя хвоя толсто заст..лавшая землю мягко погл..щала шаги. 5. Мальчик лет двенадцати туго подп..ясан..ый узким ремешком за которым торчал топор накл..нялся пр..седал на корточки и что(то) ц..плял за ветки и стволы. 6. Мальчик ставил силки он внимательно смотрел запоминая местность в лесном лабиринте.

7. Молч..ливый лесной сумрак посветлел в одной стороне и меж деревьев блеснул водный простор. 8. С крутого п..счаного берега открылось озеро. 9. (Не)обозримо уходило оно, отодвинув леса до синего горизонта; (изумрудно)зелёные острова бе..численными стаями покрывали светлое лицо его. 10. Бе..численные стада уток гусей и всякой пролётной водяной и болотной птицы с криком и шумом возились на воде засл..няя и воду и далеко в..днеющийся лес и (изумрудно)зелёные острова. 11. Мальчик с минуту пост..ял потом он пронзительно два раза свистнул. 12. Озеро ожило. 13. Как(будто) множество людей засвистало и отозвалось со всех сторон и над водой всё осл..бевая понеслись зам..рающие тонкие звуки.

(По А. Серафимовичу)

1) Укажите, какое утверждение не соответствует содержанию текста.

а) Именно осенью в лесу бывает особенная тишина.

б) Осенний лес был как бы погружён в вековую думу.

в) Мальчик ставил силки и запоминал местность.

г) На небольшом озере было очень много перелётных птиц.

2) Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения и определите смысловые отношения между их частями. Укажите сначала номера бессоюзных сложных предложений со значением одновременности описываемых явлений или событий, а затем — со значением их разновременности (последовательности).

3) Составьте схему 9-го предложения и докажите необходимость постановки в нём точки с запятой.

4) Перечислите номера сложноподчинённых предложений. Определите в них виды придаточных.

5) Напишите номера сложносочинённых предложений.

6) Выполните синтаксический разбор 6-го предложения. Составьте его схему.

7) Подчеркните грамматическую основу 13-го предложения.

8) Из 3-го предложения выпишите предлоги.

Ответ