Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы предложений и расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Ещё вид..л я однажды чёрную молнию. 2. Это было в окрес..ностях села Курши, Касимовского уезда.

3. После (не)стерпимо знойного и душного дня после крайне (не)удачной охоты вечерняя гроза застала меня на больш..м болоте. 4. Это была одна из длящихся от заката до во..хода гроз которые бывают в так называемые «воробьин..ые ночи». 5. Ст..рожилы ра..сказывают после таких ночей находят на полях и на дорогах множество убитых или оглуш..нных воробьёв. 6. Верно ли это я не знаю (ни) когда не пришлось проверить.

7. Больше часа я шёл до дома. 8. Была уже ночь но дорогу я легко находил не переставая полыхали во всё небо дальние голубые молнии. 9. И вдруг совсем бли..ко от меня осл..пительно разодралось небо чёрными зигзагами и оглушая грохнул сухой гром. 10. Это стран..ое явление повторялось ещё пять или шесть раз вселяя в меня дикий ужас.

11. Повторяю на колыхающейся (бледно)голубой завесе дальн..х молний эти молнии были чёрные хотя и осл..пляли. 12. Конечно это был оптический обман объ..снить который я (не)умею. 13. Старые лесники живущие в н..зинах по..тверждали моё наблюдение.

(По А. Куприну)

1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Автор был свидетелем оптического обмана зрения.

б) Автор видел ослепительные чёрные молнии.

в) Автор стал свидетелем действия сверхъестественных сил.

г) Автор не сумел объяснить странное оптическое явление.

2) Найдите сложные предложения, в которых есть бессоюзная связь с постановкой двоеточия между частями и значением причины. Запишите их номера.

Помните! В сложные предложения с бессоюзной связью предикативных частей и значением причины можно вставить союз потому что.

3) Найдите сложные бессоюзные предложения, в которых есть бессоюзная связь с постановкой двоеточия между частями и значением дополнения. Запишите их номера.

Помните! В сложные предложения с бессоюзной связью предикативных частей и значением дополнения можно, как правило, вставить союз что.

4) Выпишите из 9-го предложения разговорные слова и подберите к ним стилистически нейтральные синонимы.

5) Укажите ошибочное суждение.

а) В слове близко четвёртый звук — [с].

б) В слове объяснить 9 букв, но 8 звуков.

в) В слове умею 4 буквы, но 5 звуков.

г) В слове моё равное количество букв и звуков.

6) Определите, в каком значении употребляется в тексте слово дикий (10-е предложение).

а) находящийся в первобытном состоянии

б) грубый, необузданный

в) нелепый, странный (разг.)

г) необычайный, очень сильный (разг.)

7) Отметьте правильный вариант употребления изобразительно-выразительных средств языка и художественных приёмов в 3-м и 4-м абзацах текста.

а) противопоставление, метафоры, разговорные слова

б) сравнения, эпитеты, градация

в) метафоры, эпитеты, разговорные слова

г) метонимия, эпитеты, гипербола

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна (в)дали от дорог.

2. Особен..о хорошо здесь ранней осенью. 3. На рябину пр..летают кормит..ся дрозды в сухих листьях ежевики шуршат ежи а осенью сюда пр..ходят лоси. 4. Я не сразу дог..дался почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трёх лосей. 5. Однажды всё про..снилось они пр..ходили пожевать яблоки. 6. Поляна уп..рается в заполонён..ый рыжим бурьяном брошен..ый сад. 7. (Не)известно кто и когда забыл посажен..ый сад. 8. Деревья в нём выр..дились и плоды дают только р..стущие от корней ветки. 9. Охотников до (не)стерпимо кислых яблок в лесу кажется не было но однажды, пр..сев на краю сада я услышал яблоки похрустывали на чьих(то) зубах. 10. Я пр..поднялся и увид..л один лось зад..рая голову мягкой губой захватывал яблоки другой соб..рал яблоки лежащие на земле.

11. Такие картины память наша хр..нит как лекарство на случай душевной усталости. 12. Сколько раз после трудового дня я приходил в себя и успокоенный засыпал стоило только закрыть глаза и вспомнить рябины со снующими в них дроздами зап..х грибов и двух лосей жующих кислые яблоки...

(По В. Пескову)

1) Определите тему и основную мысль текста.

2) Запишите номер бессоюзного сложного предложения со значением пояснения во второй части.

Помните! В сложные предложения с бессоюзной связью предикативных частей и значением пояснения можно вставить союзы а именно, то есть.

3) Запишите номера сложных предложений с бессоюзной связью со значением дополнения.

4) Подчеркните грамматические основы в 7-м предложении. Начертите его схему.

5) Из 2-го абзаца текста выпишите все причастия, определите их залог (действительные или страдательные).

Ответ

3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Кто н.. бывал в Уссурийской тайге тот не может пре..ставить какая это чащ..ба. 2. Н.. раз случалось подымать с лёжки зверя и только треск сучьев указывал в каком напр..влении уходил он. 3. По такой тайге мы шли уже (в)течени.. двух суток.

4. Погода не благопр..ятствовала нам моросило и на тропинках стояли лужи с деревьев падали крупные редкие капли.

5. В..ючный обоз должен был давно обогнать нас а между тем сзади в тайге ничего (не)было слышно. 6. Обе..покоен..ые этим мы с Дереу [проводник] пошли назад. 7. (Не)ожиданно остановившись на полуслове он попятился назад и нагнувшись стал рас..матривать что(то) на земле. 8. Я подош..л к нему и обомлел свежие отпечатки большой кошач..ей лапы отч..тливо выд..лялись на тропке. 9. Однако следов когда мы шли сюда (не)было. 10. Я это помню да и Дереу не мог бы пройти мимо них. 11. Теперь когда мы вернулись (на)встречу отряду они по..вились и напр..влялись в нашу сторону. 12. Очевидно зверь шёл по пятам (не)смотря на лужи вода не успела ещё наполнить следы вдавлен..ые лапой тигра. 13. Хищник несомненно только что стоял здесь и когда услышал наши шаги спрятался где-нибудь в бур..лом.

(По В. Арсеньеву)

1) Запишите номера предложений, в которых представлены разные типы речи:

описание — ...

повествование — ...

рассуждение — ...

2) Найдите бессоюзные сложные предложения и определите смысловые отношения между их частями. Впишите номера этих предложений в таблицу. Какая графа таблицы оказалась незаполненной?

БСП со значением причины

БСП со значением пояснения

БСП со значением дополнения




3) Начертите схему 1-го предложения. Определите виды придаточных и способ их подчинения.

4) Выпишите грамматическую основу 7-го предложения.

5) Перечислите номера сложноподчинённых предложений с придаточным времени.

6) Из 11-го предложения выпишите словосочетание со связью согласование.

7) Из 8-го предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

8) Из 1-го предложения выпишите словосочетание со связью управление.

Ответ