Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Мне под..рили сурка толстого (не)уклюжего. 2. На его родине в степях он зовётся байбаком так как обладает уд..вительной способностью долго спать.

3. Он спит (в)течени.. всей зимы но когда весной заз..ленеют травы выходит из норы и усиленно питается молодой р..стительностью. 4. Наступает жара травы высыхают байбак снова зал..зает в нору и спит до осен.. . 5. Пройдут дожди заз..ленеет трава он вторично просыпается и бодрствует до зимы.

6. Наш байбак был ручной позв..лял брать себя на руки разрешал гладить его и к..рмить морковью сушён..ыми фруктами молоком. 7. Однажды моя жена пр..несла ему еду однако (н..)как не могла разбудить его. 8. Она подошла к логову которое мы устроили ему в сенном сарае и стала тр..пать байбака по шкурке уговаривая проснут..ся. 9. Страшно рассержен..ый он выск..чил из логова и встав на задние ноги свирепо заскр..жетал зубами. 10. Он был (по)видимому страшно возмущён простить обиду ей он не мог до конца своей жизни. 11. Хотя жена всячески задабр..вала его давала самые любимые кушанья он всякий раз бр..сался на неё стараясь вц..пит..ся в руку.

(По А. Комарову)

1) Найдите бессоюзные сложные предложения, в которых между частями смысловые отношения времени. Запишите их номера, постройте схемы.

Помните! Бессоюзное сложное предложение со значением времени можно преобразовать в сложноподчинённое с придаточным времени с союзом когда.

2) Найдите бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого имеет значение следствия. Запишите номер этого предложения, постройте его схему.

Помните! Бессоюзное сложное предложение со значением следствия можно преобразовать в сложноподчинённое с придаточным следствия и союзом так что.

3) Подчеркните в тексте все обособленные члены предложения. Устно объясните условия их обособления.

4) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова зазеленеют.

5) Из 2-4-го предложений выпишите все предлоги.

6) Из 6-го предложения выпишите словосочетание со связью управление.

7) Напишите номер простого односоставного неопределённо-личного предложения.

Ответ

2. Прочитайте пословицы, выраженные бессоюзными сложными предложениями, между частями которых ставится тире. Устно объясните значения пословиц. Выполните задание.

1. Корень учения горек — плод его сладок. 2. Любишь кататься — люби и саночки возить. 3. Ноги носят — руки кормят. 4. Кончил дело — гуляй смело. 5. Недруг поддакивает — друг спорит. 6. Молвит слово — соловей поёт.

7. Делу время — потехе час. 8. Пашню пашут — руками не машут.

Проанализируйте смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, которые представляют собой перечисленные пословицы. Укажите номера пословиц, в которых выражаются:

а) значение противопоставления — ...;

б) значение времени — ...;

в) значение условия — ...;

г) значение сравнения — ... .

Ответ