Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Бессоюзное сложное предложение
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы в предложениях, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Из уст в уста из пок..ления в пок..ление перед..валась (неписан..ая мудрость народных примет. 2. Ид..альные барометры в воде — рыбы. 3. Например, вы заметили вьюн, донный обитатель, в..плыл на поверхность. 4. Провер..те и убедитесь на следующий день наступит дождливое (не)настье. 5. Слав..тся как чуткий синоптик и голец. 6. Лежит на дне ясная погода без перемен. 7. Стр..мительно мeч..тся вверх-вниз ждите дождя. 8. Усвойте полезные уроки живой природы! 9. Но помните наблюдение вовсе (не)лёгкая наука. 10. Что(бы) научиться наблюдать глубоко и всесторонне необходимо долго упражнят..ся.

(По Д. Зуеву)

1) Найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите их номера, укажите смысловые отношения между предикативными частями.

2) Запишите номера сложных предложений, первые части которых представляют собой неполные предложения с неназванным подлежащим, понятным из контекста.

3) Выполните синтаксический разбор 4-го и 7-го предложений.

4) Укажите номер простого определённо-личного предложения.

5) Запишите номер сложного предложения, в котором два односоставных безличных предложения. Подчеркните в них грамматические основы.

6) Укажите ошибочное утверждение.

а) В слове вьюн равное количество букв и звуков.

б) В слове мечется равное количество букв и звуков.

в) В слове наблюдение все согласные звуки — звонкие.

г) В слове проверьте букв больше, чем звуков.

7) Выпишите слово, иллюстрирующее правило: «В прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется одна буква н».

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. В бору и на песках на скалах и над оврагами всюду (не)пременно встретишь сосну. 2. Это стройная красавица с красн..ватым стволом и (тёмно)зелёной хвоей. 3. Сосна лесной пионер и считается завоевателем новых земель так как произр..стает на самой различной почве и на песчан..иках и на суглинках.

4. С к..лючим молодн..ком то(же) не бывает (ни)каких забот сосенки быстро р..стут и за год увеличиваются на тридцать — пятьдесят сантиметров. 5. Бе..числен..ые погодные (не)ожидан..ости морозы влага засухи не страшны им и не опасны. 6. У них крепкие корни и устойчивый ствол вот что определяет их выносливость и (нетребовательность к условиям жизни.

7. Человек часто и..пользует сосну в своих целях он с..жает её что(бы) оказать сопротивление вредным природным явлениям. 8. Возникла (не)обходимость зад..ржать снег вдоль железных дорог с..жают сосну. 9. Нужно во..пр..пятствовать зыбучим пескам в их ра..пространении по пустыне снова в..поминают о сосне. 10. Под сенью сосен не высыхают и не мелеют реки и этот факт позволяет сформулировать ещё одно достоинство сосны она является хр..нительницей вод.

(По Н. Верзилину)

1) Определите тему и основную мысль текста.

2) Запишите номера бессоюзных сложных предложений, в которых между предикативными частями нужно поставить двоеточие. Определите смысловые отношения между этими частями и укажите их.

3) Запишите номера бессоюзных сложных предложений, в которых между предикативными частями нужно поставить тире. Определите смысловые значения данных предложений. Постройте схемы.

4) Запишите номера предложений, в которых есть обобщающие слова с однородными членами. Объясните устно постановку знаков препинания.

5) Выполните синтаксический разбор 8-го предложения.

6) Из 7-го предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

7) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова бесчисленные.

Ответ