Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Бессоюзное сложное предложение
Повторение темы Бессоюзное сложное предложение

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Вода Байкала! 2. То что она самая чистая самая прозрачная почти дистиллирован..ая обгцеизвес..но. 3. Я не знал вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 4. Бе..численны её оттенки. 5. Тихим летним утром в тени берега вода и..синя-густая и сочная. 6. Подн..мается солнце выше меняется и цвет в ход идут более нежные пастельные тона. 7. Подул ветерок кто(то) внезапно добавил в озеро синевы. 8. Подул сильнее седые гребешки ра..чертили эту синь пенными полосами. 9. Озеро будто живое оно дыш..т меняется радуется сердится.

10. А что тут делается вечером! 11. Тихо опустилось солнышко за горы выбр..сило (к)верху прощальный зелёный луч Байкал мгновенно отразил в себе эту нежную зелень. 12. Во..приимчив ст..рик Байкал как юноша. 13. На другой день ра..малевала з..ря (пол)неба красными мазками длин..ых, высоких обл..ков пылает Байкал.

14. Зима на Байкале не менее красочна. 15. Ледян..ые торосы отдают то в синь то в зелень то отбросят солнечный луч семицветной радугой. 16. Приятно в это время побр..дить по берегам озера вокруг него свой микроклимат зима более мягкая лето более прохладное. 17. Заснежен..ая тайга горы и солнце замечательная оправа Байкалу!

(По Р. Армееву)

1) Определите тему и основную мысль текста.

2) Запишите номера бессоюзных сложных предложений, в которых надо поставить двоеточие. Определите смысловые отношения между частями этих предложений.

3) Запишите номера бессоюзных сложных предложений, в которых надо поставить тире. Определите смысловые отношения между частями этих предложений.

4) Выполните синтаксический разбор 3-го предложения.

5) Укажите номер простого предложения, в котором есть тире. Выпишите грамматическую основу этого предложения.

6) Определите морфологическую принадлежность слова выше (6-е предложение).

7) Из 17-го предложения выпишите словосочетание со связью управление.

8) Отметьте правильный вариант употребления изобразительно-выразительных средств языка во 2-м абзаце.

а) сравнение, метафора

б) олицетворение, градация

в) сравнение, оксюморон

г) метафора, антитеза

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Ночью туман сгустился так что в десяти шагах (н..)чего не было видно словно всё пот..нуло в молоке. 2. Судно остановилось у большого ледян..ого поля и все кроме вахтенных спокойно спали.

3. Утром туман начал слегка ра..ползаться. 4. Он постепен..о и..чезал уносимый на юг и ледян..ые поля зашуршали и то(же) пришли в движение. 5. (В)переди открылся свободный проход и судно поплыло на (северо)восток но медленно что(бы) не столкнуться с льдинами и что(бы) вовремя остановиться или повернуть в сторону. 6. Солнце которое светило с полудня хотя и с перерывами к вечеру скрылось в пелене тумана надвинувш..гося на корабль.

7. Эта ночь была менее спокойной чем пред..дущая дул лёгкий ветер ледян..ые поля задвигались нап..рая друг на друга тр..щали и ломались. 8. Клубившийся туман не позв..лял разл..чать путь и приходилось быть настороже что(бы) не ок..заться зажатыми льдинами.

9. День то(же) прошёл в большом напряжении утром усилился ветер и туман разогнало однако льды пришли в движение. 10. К счастью окраины ледян..ых полей были сильно поломан..ы айсберги отсутствовали и только иногда гряды мелкого льда нагромождён..ые местами на полях представляли серьёзную опасность.

(По В. Обручеву)

1) Укажите, какие типы речи представлены в тексте.

2) Укажите номера сложных предложений и каждое сложное предложение охарактеризуйте по способам связи его частей.

3) Выполните синтаксический разбор 7-го предложения. Постройте его схему.

4) Определите морфологическую принадлежность слова то(же) (9-е предложение).

5) Выпишите слово с чередующейся гласной в корне, графически объясните его написание.

6) Выпишите слово с орфограммой «Буква ы в корне после приставки, оканчивающейся на согласный».

7) Укажите ошибочное утверждение.

а) В слове льды букв больше, чем звуков.

б) В слове впереди первый звук — [ф].

в) В слове ночью букв больше, чем звуков.

г) В слове медленно все согласные звуки — звонкие.

8) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова расползаться.

Ответ

3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Мне интересно с птицами они см..шат меня своими хитростями. 2. Их поведение очень забавно я готов наблюдать за ними бе..конечно.

3. Синица пор..жает своей сообр..зительностью вот она вн..мательно осм..трела пр..манку поняла чем она ей гр..зит и зашла (с)боку что(бы) т..скать сем..на сквозь палочки зап..дни. 4. Её надо суметь обхитрить и всё(таки) она часто поп..дается любопытство губит её.

5. Важные снегири идут в сеть целой стаей так каждый раз они (не)изменно про..вляют свою глупость. 6. Накроешь их они выказывают своё уд..вление глаза их выкатываются клювом они норовят ущипнуть тебя за палец.

7. Клёст идёт в зап..дню с полным своим удовольствием и поймать его очень легко он просто не зам..чает опасности его судьба ему (не)понятна.

8. Поползень который легко б..гает по стволам деревьев и помогает при этом себе своим толстым хвостом долго сидит перед сетью и словно раздумывает а в чём тут опасность? 9. Но зам..нить его можно довольно просто бл..стящие вещи пр..вл..кают его внимание этим он похож на сороку.

(По М. Горькому)

1) Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст.

2) Подчеркните грамматические основы сложных предложений

и объясните постановку в них тире и двоеточия. (Напишите, какое значение выражает каждый из этих пунктуационных знаков между частями сложного предложения.)

3) Начертите схему б-го предложения.

4) Выпишите грамматические основы 9-го предложения.

5) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова приманку.

6) Из 1-го абзаца выпишите притяжательные местоимения.

7) Из 2-го абзаца выпишите частицы.

8) Определите морфологическую принадлежность слова сквозь (3-е предложение).

Ответ

4. Прочитайте высказывание лингвиста Ларисы Трофимовны Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Согласны ли вы с этим утверждением? Выпишите из текста упр. 3 аргументы, с помощью которых вы можете доказать справедливость суждения учёного. Далее укажите номера предложений (с разными знаками препинания между предикативными частями), которые вы можете привести в качестве примеров-аргументов. _________________________________________

Ответ

5. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, раскрывая смысл приведённого высказывания Л. Григорян. Для аргументации используйте примеры.

Внимание!

1. Стройте сочинение-рассуждение по следующему плану:

• сформулируйте ваше понимание смысла предложенного высказывания и своё мнение по этому вопросу (это будет тезис);

• приведите два аргумента из прочитанного текста (приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование);

• сделайте выводы.

2. При построении сочинения используйте специальные типовые конструкции: автор утверждает, что...; на мой взгляд, автор говорит о том, что...; я понимаю слова автора так; правильность такого суждения можно подтвердить следующими примерами из текста; для доказательства обратимся к тексту; например, в предложении №... используется...; с помощью этого приёма автор...; таким образом, можно согласиться с мнением автора...

3. Не забывайте разделять создаваемый вами текст на абзацы. Сочинение-рассуждение должно иметь не менее трёх абзацев и содержать в себе части, отражающие: а) тезис; б) аргументацию; в) вывод.

Итоговый тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Вам предстоит ответить на вопросы теста, который содержит 10 заданий. У каждого задания есть варианты ответа, помеченные цифрами. Сначала все задания выполните простым карандашом, затем выберите из предложенных ответов верный и обведите кружком. (Помните, что в заданиях у вас может быть только один правильный ответ!) Проверив тест, верные ответы обведите ручкой и номер ответа внесите в итоговую таблицу. Будьте внимательны!

I вариант

Задание № 1. Как объяснить постановку двоеточия в предложении Всё живое пряталось на ночь в укромном месте: белка покрепче забивала мхом выходы из гнезда, тетерева глубоко зарывались в снег?

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём сообщается в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов в простом предложении.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, совершаемого во второй части.

Ответ

Задание № 2. Как объяснить постановку двоеточия в предложении Созданная Карлом Брюлловым в Петербурге портретная галерея современников — самое ценное в его наследии: именно здесь собраны лучшие работы художника?

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Ответ

Задание № 3. Как объяснить постановку тире в предложении Азовское море совсем мелкое — хороший пловец нырнёт до дна?

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Ответ

Задание № 4. Как объяснить постановку тире в предложении Оставит зверь в лесу следы — наутро их под снегом уже не видно?

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Ответ

Задание № 5. В каком предложении, помимо запятых, есть точка с запятой? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул и лошади поскакали.

2) Снег падал тихо ветер дул относительно спокойно.

3) Только что поднялось усталое сентябрьское солнце его белые лучи то гаснут в облаках то серебряным веером падают в овраг ко мне.

4) Осыпал лес свои вершины сад обнажил своё чело.

Ответ

Задание № 6. В каком предложении нужно поставить тире, так как части противопоставлены друг другу? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звёзды.

2) Он попробовал пошевелить левой рукой она не двигалась.

3) Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

4) Идёт направо песнь заводит...

Ответ

Задание № 7. В каком предложении нужно поставить двоеточие, так как вторая часть предложения поясняет, раскрывает смысл первой части? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я внимательно поглядел кругом все лица выражали напряжённое ожидание.

2) Я любил бродить с ним по лесам он знал все тропы все глухие углы леса все травы грибы цветы.

3) Выполнишь задание вернёшься.

4) Обычно мы помогаем друг другу один чистит картошку другой растапливает печь.

Ответ

Задание № 8. В каком предложении нужно поставить тире, так как в первой части предложения указывается условие того, о чём говорится во второй части? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Он смущённо оглядел комнату в ней не было ни зеркала ни полотенца.

2) Всё кругом быстро чернело и утихало одни перепела изредка кричали.

3) Лучше вспашешь больше хлеба возьмёшь.

4) Вдруг слышу кто-то зовёт меня по имени.

Ответ

Задание № 9. В каком предложении нужно поставить двоеточие, так как вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Никогда ещё не видел он такой осени ни ветерка ни облака не было на прозрачном небе.

2) Мороз в Сибири переносится сравнительно легко воздух сух ветра обычно нет.

3) Зима без снега лето без хлеба.

4) Спокойствие старика Акимов объяснил только одним опасность миновала.

Ответ

Задание № 10. Какое из указанных предложений является бессоюзным сложным? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Миновав шлагбаум мы с ходу чуть спотыкаясь на рельсах торчащих меж досками настила переехали на другую сторону.

2) Большую роль в опере А. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены хоры горожан Путивля провожающих Игоря с войском в поход хор бояр возвещающий о пленении князя.

3) Искусство выполняет особую работу оно выбирает из потока времени наиболее яркое волнующее значительное и запечатлевает его в кристаллах книг.

4) Человек меняется с течением времени и чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого надо представлять себе как они жили почему поступали так а не иначе.

Ответ

II вариант

Задание № 1. Как объяснить постановку двоеточия в предложении Творчество Н. А. Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции: с великими музыкантами его роднят гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм?

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Ответ

Задание № 2. Как объяснить постановку двоеточия в предложении С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и журчанье ручья, и говор листвы, и шёпот трав?

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Ответ

Задание № 3. Как объяснить постановку тире в предложении Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам — люди большого ума всё замечают и ни на что не обижаются?

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Ответ

Задание № 4. Как объяснить постановку тире в предложении Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце?

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Ответ

Задание № 5. В каком предложении, помимо запятых, есть точка с запятой? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Погода утихла тучи расходились перед нами лежала равнина.

2) На дворе декабрь в половине окрестность охваченная снежным саваном тихо цепенеет.

3) Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи резали небо молнии погромыхивал гром.

4) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу.

Ответ

Задание № 6. В каком предложении нужно поставить тире, так как части противопоставлены друг другу? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Облако пройдёт озеро опять заблестит.

2) Сделаешь малейшую оплошность полетишь вниз головой.

3) Вася сразу понял что-то случилось.

4) Он нажал на тормоз скорость не уменьшалась.

Ответ

Задание № 7. В каком предложении нужно поставить двоеточие, так как вторая часть предложения поясняет, раскрывает смысл первой части? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Князь Андрей не помнил ничего дальше он потерял сознание от страшной боли.

2) Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами.

3) День выдался на редкость хороший было тихо светло и в меру прохладно.

4) Я посмотрел на небо над городом шло не меньше тысячи самолётов.

Ответ

Задание № 8. В каком предложении нужно поставить тире, так как в первой части предложения указывается условие того, о чём говорится во второй части? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сомнений не было кто-то осторожно приближался к нам через заросли.

2) Мы увидели неожиданную картину на опушке стояли два лося.

3) В молодости не научишься работать в старости останешься с пустыми руками.

4) Дети стали большими им надо серьёзно учиться.

Ответ

Задание № 9. В каком предложении нужно поставить двоеточие, так как вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Люди разделяются на два рода одни прежде думают а потом говорят и делают а другие прежде говорят и делают а потом думают.

2) За посевами нужен уход сам по себе урожай не придёт.

3) Вся степь была в движении мчалась конница ползли полки грохотали колёсами батареи.

4) Биться в одиночку жизни не перевернуть.

Ответ

Задание № 10. Какое из указанных предложений является бессоюзным сложным? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Грозовая туча по временам сверкавшая молниями и издававшая недовольное рокотание спешила на северо-восток всё более открывая тёмное звёздное небо.

2) На закате пошёл дождь который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту и в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

3) Искусство выполняет особую работу оно выбирает из потока времени наиболее яркое волнующее значительное и запечатлевает его в кристаллах книг.

4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

Ответ