Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Бессоюзное сложное предложение
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Как не вспомнить какое (не)забываемое впеч..тление произв..ла на меня, тогда ещё ребёнка, гроза в деревне.

2. Началась она вечером когда светлая з..ря ещё (не)закрытая чёрной пр..бл..жающейся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. 3. Вдруг страшный удар грома разразившийся буквально (ни)откуда с ещё ясного неба потряс весь дом и сразу полил дождь (не)пр..кращавшийся (в)течени.. целого часа.

4. Как н.. занавешивали окна сквозь них постоян..о видны были молнии. 5. Да и (не)возможно было не смотреть на небо яркие в..пышки пронзающие воздух зач..ровывали своей угрожающей красотой. 6. (Не)см..лкавшие н.. на минуту громовые раскаты ск..вали нас и д..ржали в состоянии (не)пр..кращающегося страха.

7. Как н.. уговаривали меня успокоиться и заснуть мне было не до сна к..залось что вот(вот) эта мощная (не)упр..вляемая сила снесёт наш домик стоящий на высоком берегу реки и (н..)чем (не)защ..щённый от (не)погоды. 8. Я так и (не)смог заснуть пока не перестали сверкать молнии и когда мой испуг немного прошёл принялся рас..прашивать что такое молния (от)чего она возникает и (от)чего гремит гром. 9. И только когда небо оч..стилось и зам..лькали звёзды напр..жение оставило меня и я мирно заснул в своей плетён..ой кроватке и спал (н..)(о)чём (не)тр..вожась до поз..него утра.

(По С. Аксакову)

1) Определите тему текста. Озаглавьте его.

2) Подчеркните грамматические основы предложений. В сложных предложениях обозначьте союзы и союзные слова (союзы возьмите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения).

Запишите номера сложных предложений и каждое сложное предложение текста охарактеризуйте по способам связи частей: с союзной сочинительной связью; с союзной подчинительной связью; с бессоюзной связью; с разными видами связи (укажите какими).

3) Начертите схемы 7, 8 и 9-го предложений.

4) Во 2-м абзаце подчеркните обособленные согласованные распространённые определения.

5) Из 4-го предложения выпишите грамматические основы, охарактеризуйте их по составу.

6) Укажите ошибочное утверждение.

а) В слове позднего буква д не обозначает звука.

б) В слове молнии все согласные звуки — звонкие.

в) В слове чёрной одинаковое количество букв и звуков.

г) В слове стоящий все согласные звуки — глухие.

7) Из 2-го абзаца выпишите производный предлог.

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Кусака долго м..талась по следам уехавших людей добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась обратно. 2. Здесь она проделала то чего (ни)кто однако не вид..л взошла на тер..асу и пр..поднявшись на задние лапы и заглянув в стеклян..ую дверь поскребла когтями. 3. В комнатах было пусто и (ни)кто не ответил Кусаке.

4. Начался частый дождь и отовсюду стал надвигат..ся мрак осен..ей ночи. 5. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бе..шумно вып..лзал он из кустов и вместе с дождём лился с (не)приветливого неба. 6. На тер..асе с которой была снята парусина отчего она к..залась странно пустой свет долго ещё печально оз..рял следы грязных ног но скоро отступил и он.

7. И когда уже не было сомнений что наступила ночь собака жалобно завыла. 8. Звенящ..й острой как отчаянье нотой ворвался вой в монотон..ый шум дождя прор..зая тьму и зам..рая понёсся над обн..жёнными полями.

9. И тому кто слышал его к..залось что стон..т и рвётся к свету сама бе..просветно-тёмная ночь и хотелось в тепло к яркому огню к люб..щему сердцу.

(По Л. Андрееву)

1) Из какого рассказа Л. Андреева взят этот фрагмент? Какое место занимает данный эпизод в произведении?

2) Укажите номера сложных предложений с разными видами связи. Составьте схемы этих предложений.

3) Выполните синтаксический разбор 6-го предложения.

4) Выпишите из текста 2 слова с безударной чередующейся гласной в корне слова. Графически объясните написание безударных гласных.

5) Из 3-го предложения выпишите грамматические основы и охарактеризуйте их по составу.

6) В 8-м предложении подчеркните обособленные обстоятельства.

7) Из 9-го предложения выпишите местоимения, определите их разряд по значению.

8) Определите тип связи в словосочетании бесшумно выползал. Подберите к данному словосочетанию синонимичное со связью управление.

Ответ

3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы и расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Алёнка пол..жила одежду у берёзки и вошла в воду нащупывая песчан..ое дно ногами. 2. Когда вода дошла до пояса она пр..села и шлёпая ногами поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение и Алёнка перевернувшись на спину долго лежала глядя в бе..предельное небо уже наполнивш..еся солнцем.

3. Алёнка долго плавала погружая лицо в воду и разгляд..вая дно и снующих в водор..слях рыбок. 4. Под водой был свой мир. 5. На середин.. реки где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло тихое течение зам..чалось по (еле)еле шевеливш..мся в..рхушкам водян..ых трав а когда она пр..бл..жалась к зат..нён..ому берегу свет и под водой м..нялся и там чудились глубокие провалы заполнен..ые тьмой и тайнами. 6. Тень от тела Алёнки к..снулась тёмного рака шевелящ..го усами и он тут же и..чез куда(то).

7. Подождав что(бы) вода успокоилась она опять пр ..смотрелась и увид..ла среди разметавш..гося куста водор..слей сновали рыбёшки (не)ожиданно бр..савшиеся (в)рассыпную но не покидавшие однако пр..делов просторного куста. 8. Стараясь не шевелит..ся она следила за ритмическим танцем рыбок (ни)как (не)желавших отд..ляться от своего куста.

(По П. Проскурину)

1) Укажите, какие типы речи используются в тексте.

2) Озаглавьте текст.

3) Найдите все сложные предложения, укажите используемые в них союзы и союзные слова (союзы возьмите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения).

Запишите номера сложных предложений с разными видами связи и определите эти виды связи.

4) Объясните постановку точки с запятой во 2-м предложении.

5) Составьте схему 7-го предложения.

6) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово провал (5-е предложение).

а) поражение

б) разорение

в) углубление

г) неудача

7) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова врассыпную. 

8) Укажите предложение, в котором средством языковой выразительности является метафора.

а) 1

б) 3

в) 4

г) 8

Ответ