Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 2 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Бессоюзное сложное предложение
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Человек об..дняет свою духовную жизнь если он высокомерно смотрит (с)верху (в)низ на всё живое и (не)живое (не)наделённое его человеческим разумом. 2. Ведь жизнь людей какой бы сложной она н.. была как бы д..леко н.. простиралась наша власть над окружающем миром, — всего лишь частица жизни природы. 3. Ведь то что мы о ней знаем сегодня так мало по сравнению с тем таинствен..ым удивительным и пр..красным что нам предстоит ещё о ней узнать. 4. Может быть узнать имен..о сегодня когда человеку важно св..зать в своём сознании новейшие дан..ые об элементарных ч..стицах о «белых карликах» и «чёрных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах с р..скошными пульсирующими созвездиями над головой где(нибудь) (по)среди бе..крайней степи.

5. Нам (по)прежнему интересны повадки зверей и птиц диковин..ых заморских и наших знакомых с детства. 6. Нам интересно многое (по)чему такой дремучий зверь как медведь легко по..даётся дрессировке; не угр..жает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда учёные заносят животных которым гр..зит и..чезновение с лица планеты); как быстро р..стут кристал..ы горного хрусталя и (по)чему сч..тается целебным лист обыкновен..ого подорожника.

(По И. Акимушкину)

1) Определите тему и основную мысль текста.

2) Постройте схемы 2-го и 3-го предложений. Определите типы подчинения придаточных в этих предложениях.

3) Найдите в тексте сложное предложение с разными видами связи. Постройте его схему и выполните синтаксический разбор. Объясните устно постановку знаков препинания в этом предложении.

4) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов заморский и по-прежнему.

5) Из 1-го абзаца выпишите прилагательное в превосходной степени.

6) Из 4—5-го предложений выпишите все частицы.

7) Определите тип связи в словосочетании повадки зверей. Подберите к данному словосочетанию синонимичное словосочетание со связью согласование.

Ответ

2. Прочитайте поэтический текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.

1. Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

2. Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

3. Здесь медлен..ы реки,

Туман..ы озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

4. Здесь мало увид..ть,

Здесь нужно всмотрет..ся,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

5. Здесь мало услышать,

Здесь вслушат..ся нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

6. Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенч..вой

Русской природы.

   (Н. Рыленков)

1) Определите тему и основную мысль стихотворения.

2) Укажите номера сложных предложений с разными видами связи, начертите их схемы.

3) Подчеркните грамматическую основу 2-го предложения. Начертите его схему.

4) Выполните синтаксический и пунктуационный разборы 3-го предложения.

5) Укажите, какое средство выразительности речи отсутствует в тексте.

а) эпитет

б) анафора

в) парцелляция

г) сравнение

Дополнительные задания для повторения и подготовки к государственной итоговой аттестации

I вариант

Прочитайте текст и выполните задания A1 — А7. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения — математическое и естественное. 2. Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёл с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.

3. Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. 4. Вначале это его чрезвычайно угнетало. 5. Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше. 6. Вокруг столько весёлых, жизнерадостных юношей, так хочется подружиться с ними, но он не смеет даже мечтать об этом: для них он — странный ребёнок, непонятно как здесь очутившийся. 7. Так продолжалось весь первый семестр, пока однокурсники не узнали, какой он замечательный математик и как охотно помогает товарищам.

8. Однажды на лекции по математике Лев задал профессору вопрос. 9. Пётр Петрович Лукин знал математику прекрасно и лектором был превосходным. 10. Ходили, однако, слухи, что на экзаменах он отличался свирепостью. 11. Студенты заранее боялись сессии, поэтому относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской.

12. Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на вопрос. 13. В аудитории стало очень тихо, все сидели, боясь шелохнуться. 14. Лукин попросил Льва подойти к доске. 15. Вмиг доска покрылась математическими знаками.

16. Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау! 17. Лицо у Льва было серьёзное и сосредоточенное, у Петра Петровича — взволнованное и несколько обескураженное. 18. Ландау написал вывод и положил мел. 19. Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:

20. — Поздравляю, молодой человек. 21. Вы нашли оригинальное решение.

22. Лев смутился. 23. От неловкости он не знал, куда деваться.

24. С этого дня гроза отделения, профессор Пётр Петрович Лукин, встречая студента Льва Ландау, всегда здоровался с ним за руку, а друзья-однокурсники уважительно называли его Львом Давидовичем.

25. Студенческие годы, конечно, меняли Ландау: сказалось влияние коллектива и преподавателей, но главное — та огромная борьба, которую принято называть работой над собой и которая по плечу лишь сильным натурам. 26. Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

27. Борьбу с собой он держал в тайне от приятелей, только близкие друзья по отдельным репликам могли догадаться, чего ему стоила эта борьба. 28. Но с каждым днём он становился взрослее, целеустремлённее.

29. Ландау много читал. 30. У него была любимая книга — «Красное и чёрное» Стендаля. 31. Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого! 32. Но на него сильное впечатление произвела трагедия героя романа, осознавшего, что цель, которой он добивался всю жизнь, не стоит затраченных усилий. 33. И тогда для себя Ландау решил, что важнее всего — не просто сильный характер, а достойная цель. 34. Для него эта цель — наука, физика. 35. Ей он отдавал все силы и научился ограждать себя от любых помех, которые мешали работе.

36. Каждый человек хочет стать счастливым. 37. Была и у Ландау своя формула счастья, которая содержала три составляющих: работу, любовь, общение с людьми. 38. Именно в такой последовательности: наверное, для всех творческих людей любимая работа — основа жизни.

39. Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство. 40. Однажды один из знакомых неосторожно заявил, что стоит на пороге большого открытия. 41. Ландау улыбнулся:

42. — Тебе надо почитать Гоголя. 43. Он справедливо замечает, что никогда не следует хвастать будущими успехами.

(По М. Бессараб)

(Лев Давидович Ландау — выдающийся советский физик-теоретик, академик, лауреат Нобелевской премии.)

Бессараб Майя Яковлевна (1925) — русская писательница, прозаик, переводчик. Собственные воспоминания и воспоминания учеников академика легли в основу её книги «Страницы жизни Ландау».

A1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ландау постоянно работал над собой?»

1) Первокурсник Ландау был моложе всех в университете.

2) Ландау стремился завоевать уважение профессора Лукина и однокурсников.

3) Ландау не умел чётко организовать свою учёбу и работу.

4) Ландау считал, что ему нужно воспитать в себе сильный характер.

Ответ

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово угнетало (4-е предложение).

1) ограничивало чью-либо свободу

2) вызывало мрачные, тяжёлые мысли

3) задерживало, тормозило

4) эксплуатировало

Ответ

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.

2) Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!

3) Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!

4) Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.

Ответ

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове жизнерадостных буква т не обозначает звука.

2) В слове общение второй звук — [п].

3) В слове замечательный мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой ь.

4) В слове друзья звуков больше, чем букв.

Ответ

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) отделения

2) написал

3) наклонив

4) замечает

Ответ

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется с»?

1) счастливым

2) расстраиваться

3) сдал

4) сосредоточенное

Ответ

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пиши столько к, сколько было в слове, от которого оно образовано»?

1) целеустремлённее

2) неожиданно

3) зачислен

4) странный

Ответ

Задания B1 — В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово разбазаривать из 26-го предложения стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание математические знаки (15-е предложение), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу 42-го предложения.

В4. Среди 12 — 16-го предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Запишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Пётр Петрович Лукин знал математику прекрасно и лектором был превосходным. Ходили, (1) однако, (2) слухи, (3) что на экзаменах он отличался свирепостью. Студенты заранее боялись сессии, (4) поэтому относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской.

В6. Укажите количество грамматических основ в 6-м предложении. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В 1922 году, (1) когда ему было 14 лет, (2) Лев Ландау успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико- математический факультет сразу на два отделения — математическое и естественное. Его очень интересовала химия, (3) но вскоре он ушёл с естественного отделения, (4) поняв, (5) что физика и математика ему больше по душе.

В8. Среди 24 — 27-го предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.

В9. Среди 1 — 5-го предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Запишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст, выполните задание С.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

II вариант

Прочитайте текст и выполните задания A1 — А7. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. 2. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью. 3. Читая, он приближал бумагу к лицу и, как бы сам с собою разговаривая, поднимал указательный палец: 4. «Чудо! 5. Дивно! 6. Только русской поэзии этакое дано!»

7. «Ну, такого-то мы быстро слопаем!» — решил мой разбойный пятый «Б» класс.

8. Однако не тут-то было! 9. На уроке литературы учитель садился напротив нас и заставлял читать вслух по две минуты из «Дубровского» и «Бородина». 10. Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: 11. «Недоросль! 12. Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»

13. Однажды на уроке русского языка учитель рассказывал о слове «яр» целый час и, когда наступила перемена, изумлённо поглядел на часы, потом махнул рукой: 14. «Ладно, диктант напишем завтра».

15. Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. 16. Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что всё можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.

17. Впервые за всё время существования пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки. 18. Когда у нас пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал нам вслух минут десять — пятнадцать, и мы всё чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая его.

19. Очень полюбили мы самостоятельную работу — не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а, напротив, сочинять, творить самим. 20. Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно вошёл в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провёл летние каникулы. 21. Класс честно заскрипел ручками.

22. Около месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом, однако, опомнился, держался по-таёжному умело, стойко, остался жив и даже не простудился. 23. Я назвал своё школьное сочинение «Жив».

24. Никогда ещё я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. 25. С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. 26. Наконец работы были проверены, и Игнатий Дмитриевич принёс их в класс. 27. Многие из них учитель ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. 28. Кипа исписанных тетрадей на классном столе становилась всё меньше и меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. 29. «Моя!» 30. Учитель взял её, бережно развернул — у меня сердце замерло в груди, жаром пробрало. 31. Прочитав вслух моё сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и, наконец, тихо молвил редкую и оттого, конечно, особенно дорогую похвалу: 32. «Молодец!»

33. Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважение к слову, пробудил жажду творчества.

(По В. Астафьеву)

Астафьев Виктор Петрович (1924 — 2001) — русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы — военная и деревенская.

А1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор считает, что Игнатий Дмитриевич — замечательный человек?»

1) Игнатий Дмитриевич поразил учеников тем, что был чрезмерно близоруким.

2) Игнатий Дмитриевич ставил отличные оценки за поведение «даже отпетым озорникам и лентяям».

3) Игнатий Дмитриевич был поэтом.

4) Игнатий Дмитриевич сумел пробудить в детях любовь к родному языку и интерес к литературе.

Ответ

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово большой (16-е предложение).

1) взрослый

2) выдающийся

3) высокий

4) толстый

Ответ

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.

2) Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»

3) Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился.

4) Очень полюбили мы самостоятельную работу — не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а, напротив, сочинять, творить самим.

Ответ

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове честно буква т не обозначает звука.

2) В слове впервые первый звук — [ф].

3) В слове меньше мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой ъ.

4) В слове близорукостью звуков больше, чем букв.

Ответ

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) приносить

2) развернул

3) изложения

4) поразил

Ответ

А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением — «приближение»?

1) привил

2) приносить

3) примитивность

4) приближал

Ответ

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пиши столько н, сколько было в слове, от которого оно образовано»?

1) проверены

2) бережно

3) дано

4) можно

Ответ

Задания B1 — В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное выражение замаячили из 17-го предложения стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание без церемоний бросал (10-е предложение), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Запишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу 14-го предложения.

В4. Среди 1-6-го предложений найдите предложение с обособленным приложением. Запишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Прочитав вслух моё сочинение, (1) Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, (2) долго пристально вглядывался и, (3) наконец, (4) тихо молвил редкую и оттого, (5) конечно, (6) особенно дорогую похвалу: «Молодец!»

В6. Укажите количество грамматических основ в 33-м предложении. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Однажды на уроке русского языка учитель рассказывал о слове «яр» целый час и, (1) когда наступила перемена, (2) изумлённо поглядел на часы, (3) потом махнул рукой: «Ладно, (4) диктант напишем завтра».

В8. Среди 13 — 17-го предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.

В9. Среди 28 — 32-го предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Запишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст, выполните задание С.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый характер».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Содержание

§ 21. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

§ 22. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения

§ 23. Повторение темы «Сложноподчинённое предложение»

Бессоюзное сложное предложение

§ 24. Понятие о бессоюзном сложном предложении

§ 25. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений

§ 26. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

§ 27. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

§ 28. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении

§ 29. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

§ 30. Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение»

§ 31. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

§ 32. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

Дополнительные задания для повторения и подготовки к государственной итоговой аттестации