Рабочая тетрадь - Скорая помощь по русскому языку 7 класс Часть 1 - В. Д. Янченко 2016

Морфология и орфография. Культура речи
Деепричастие
Деепричастие как часть речи

80. Подчеркните глаголы как члены предложения. От глаголов, обозначающих основное действие, устно задайте вопрос к каждому деепричастию. Подчеркните деепричастия.

    1. Снег весной быстро тает, растекаясь. 2. Долгая ночь отступает, бледнея. 3. Бурля, поток легко несётся с горы. 4. Сверкая, вода струится по узкому руслу. 5. Ягода, покраснев, наливается соком и сладостью. 6. Птицы, подлетев, клюют спелые плоды.

81. Прочитайте текст. Есть ли в нём деепричастия? Объясните устно знаки препинания при диалоге. В предпоследней реплике диалога найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Объясните орфограмму.

Загадка

Когда я была маленькой, то встретила на улице волшебника.

— Пожалуйста, — попросила его, — сделайте так, чтоб я стала взрослой.

— А зачем? — удивился волшебник.

— Я не достаю до педалей на большом велосипеде.

— Ну хорошо, — сказал он. — Только прежде отгадай загадку: «Никогда-никогда не кончаются, раньше всех поутру просыпаются».

— Никогда-никогда не кончаются? Да это же замечания родителей! — сразу ответила я. — Всё остальное кончается: и конфеты в коробке, и передачи по телевизору, а они — никогда! То цветы не полила, то телефон уронила, то суп не доела... А просыпается раньше всех мама.

— Ну-у, не совсем так. Подумай. Когда отгадаешь, я вернусь и исполню твою просьбу.

(По Т. Пономарёвой)

82. Вставьте подходящие по смыслу деепричастия (их количество обозначено цифрой в скобках). Запишите полученные предложения.

Я едва кручу педали большого велосипеда. (1)

То цветы не полила, то телефон уронила, то суп не доела... (3)

Слова для справок: устав, вертясь, забыв, балуясь, катаясь, капризничая, улыбаясь, не желая.

83. Прочитайте продолжение текста «Загадка». А знаете ли вы ответ на загадку волшебника? Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните деепричастия.

Я каждый день стала думать, что же это такое. Иногда мне к_залось, что я нашла нак_нец ответ:

— Может, — я спрашивала, надеясь, — дождь? — Когда надолго пр_ходили осе(н, нн)ие дни. Но наступала зима.

— Или снег? — Но и снег, в к_нце к_нцов, ста_вал, ут_кая ручьями.

Иногда я просыпалась, когда весь дом ещё спал. Открыв глаза, пр_слушивалась. Ветер тихонько шев_лил форт_чку, и она, качаясь, поскрип_вала. Под полом, пописк_вая, шуршала мышь, а папа хр_пел.

— В_лшебник! — звала я ш_потом в темноте. — Первым просыпается вет_р? Или мышь? Или я?

Но в_лшебник не пр_ходил. Так я жила, жила, ожидая и угад_вая, и всё была мал_нькой да мал_нькой.

(По Т. Пономарёвой)

84. 1) Закончите предложения деепричастием, подходящим по смыслу. Образуйте деепричастия от глаголов, данных ниже. Выделите суффиксы. Расставьте знаки препинания.

Волшебник ушёл … .

Девочка думает … .

Дождь пошёл … .

Форточка стучит … .

Слова для справок: злится, не оглядывается, угадывает, усиливался, открылась, оторвалась.

2) Впишите вместо пропусков деепричастия, образовав их от глаголов, данных ниже. Выделите суффиксы. Расставьте знаки препинания.

Мама … будит всех остальных.

Папа … спит.

Девочка … зовёт.

Она … всё равно верила в чудеса.

Слова для справок: повзрослела, проснулась, храпит, шепчет, кричит, ожидает.

85. Прочитайте продолжение рассказа о загадке.

Но как-то папа сказал:

— Мама устала. Пусть она поедет отдохнуть в санаторий. А ты побудешь дома хозяйкой.

И мама уехала.

Теперь мне нужно было самой готовить обед, мыть посуду, подметать полы и, вдобавок ко всему, ходить в школу и учить уроки. «День такой быстрый, — думала я, — а надо многое успеть!» Вставать приходилось очень рано, ведь меня ждали дела. И вдруг мне опять вспомнилась загадка, которую давно загадал мне волшебник. Я вышла на крыльцо, увидела, как далеко, из-за крыш других домов, поднимается солнце, и сказала:

— Никогда-никогда не кончаются и раньше всех поутру просыпаются...

Это — дела!

(По Т. Пономарёвой)

Согласны ли вы с последней отгадкой девочки? Обоснуйте свой ответ.

Да, потому что ...

Нет, потому что ...

    Определите вид глаголов. Образуйте и запишите деепричастия.

Готовлю, мою, подметаю, учу, увидела, сказала, проснулись, поднялось.