Рабочая тетрадь - Скорая помощь по русскому языку 7 класс Часть 1 - В. Д. Янченко 2016

Морфология и орфография. Культура речи
Деепричастие
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

86. Дочитайте рассказ Т. Пономарёвой. Перечитайте текст целиком (см. упр. 81, 83, 85, 86). На основе данного плана составьте краткий план всего текста.

Тут же появился волшебник. Он стал совсем старый.

— Молодец! — сказал он мне. — Отгадала! С этого дня ты будешь взрослой.

Я позвала волшебника в дом, угостила оладьями с вареньем и витаминами.

Прошло много лет. Волшебника я больше не видела. Но до сих пор жалею, что не догадалась у него спросить тогда, а какую же загадку нужно разгадать, чтобы стать снова маленькой.

Готовый план текста:

1. Встреча с волшебником.

2. Загадка.

3. Мама всегда просыпается первой.

4. Волшебник предлагает подумать ещё.

5. Девочка ищет ответ.

6. Ветер или мышь, а может, дождь...

7. Мама уехала.

8. За день нужно много успеть без мамы.

9. Ответ на загадку нашёлся: это дела.

10. Волшебник появился.

11. Девочка жалеет, что не спросила у волшебника про главное.

План текста на основе готового:

Переделайте предложение из текста так, чтобы в нём был деепричастный оборот. Образуйте деепричастие от второго глагола. Запишите полученное предложение. Расставьте знаки препинания. Подчеркните деепричастный оборот как член предложения.

Я позвала волшебника в дом, угостила оладьями с вареньем и витаминами.

87. Прочитайте текст. Найдите в предложениях глаголы, обозначающие основное действие, а от них проведите стрелки к деепричастиям. Подчеркните глаголы и деепричастия как члены предложения, обозначьте границы деепричастного оборота. См. образец выполнения на с. 79 учебника.

В лесу

Как-то вечером бабушке пришлось идти через густой незнакомый лес. Быстро стемнело. И тут же из разных нор, из-под валежника и из-за кустов повылезали дикие звери, сверкая глазами, рыча, воя и стуча зубами.

— Да не бойтесь меня! — успокоила их бабушка, мило улыбаясь. — В темноте я так же дружелюбна, как и при солнечном свете.

И спокойно пошла дальше, напевая что-то весёлое.

(По Т. Пономарёвой)

88. Образуйте деепричастия, определите их вид. Выделите суффиксы.

играет + я — …

рассказывает + я — …

знакомится + я — …

повторяется + я — …

узнать + в — …

вспомнить + в — …

    потеряться + вш — …

    встретиться + вш — …

89. Вставьте (где надо) пропущенные буквы, обведите нужную букву в скобках. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах. Составьте схемы 2-го и 5-го предложений.

1. Ветка ели а(к, кк)уратно стучит в окно мягко ударяя по стеклу пушистой лапкой. 2. Возле око(н, нн)ой рамы спрят_вшись от холода зимует крох_тный жуч_к. 3. Н_кто жалея беднягу его не прог_няет. 4. Засев на долгую зиму под батаре_й п_рового от_пления дремл_т черепа_ка лишь изредка меняя позу. 5. Кот Пудик л_ниво помах_вая хв_стом и едва пер_двигаясь тоже не т_ропит_ся к своей к_рмушке. 6. Только мне почему-то хоч_т_ся выйдя из дома и не (з, с)бавляя хода рвануть на лыжах в сквер.

90. Разберите предложения по образцу на с. 79 учебника. Допишите вопросы сверху над стрелочками. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.

(М. Лермонтов)