Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы. 5 — 11 классы: пособие для студента-практиканта - Г. М. Кулаева 2010

Предисловие

Одной из современных задач обучения русскому языку является развитие у школьников представлений о языковом и эстетическом идеале1. Предлагаемое пособие, выполненное в жанре дидактических материалов для 5 — 11 классов, вполне может стать одним из решений данной задачи.

1 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 — 9 классы. М., 2008.

Пособие «Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка и речевое творчество» адресовано как учителю, студентам-практикантам, так и учащимся. Для учащихся оно может стать пособием для работы в классе и самостоятельной подготовки к экзамену по русскому языку (в том числе и к итоговому экзамену в 9 классе и к единому государственному экзамену по русскому языку). К текстам сборника предлагается комплекс заданий, среди которых частотными являются задания на восприятие текста, подготовку к выразительному чтению и творческие задания: написание свободного или творческого диктанта, диктанта с продолжением, изложения, сочинения и др.

Для учителя сборник упражнений может стать практическим пособием для обучения учащихся анализировать и выразительно читать художественный текст, оценивать его эстетические свойства, поскольку в пособии реализуется идея лингвоэстетического анализа художественного текста. Лингвоэстетический анализ текста ориентирован на раскрытие эстетической организации художественного текста и использование языковых средств в эстетических целях. В пособие включены задания и вопросы на эстетическое восприятие художественного текста, на определение эстетической функции языковых средств, эстетической организации синтаксических конструкций и структуры текста.

Ориентировочный словарик, помещенный в конце книги, раскрывает смысл основных используемых понятий в заданиях к тексту, необходимых для осуществления эстетического анализа художественного текста (эстетическая функция, эстетическая роль, эстетическая оценка, эстетическое отношение, художественные приемы, выразительная роль и др.).

Упражнения распределены по классам, внутри классов — по блокам: по разделу науки о языке и развитию речи. Выполнение упражнений в классе и дома может соответствовать предложенной структуре, но в то же время учитель может изменять порядок их выполнения: использовать тексты в другом классе (если лингвистически класс не подготовлен к восприятию новой информации), выполнять не все задания, возвращаться к одним и тем же текстам неоднократно, предлагая учащимся выполнить те задания, которые не были выполнены при первом обращении к тексту.

Художественные тексты, представленные в пособии, разнообразны и по персоналиям, и по жанрам, и по тематике. Поэтические и прозаические тексты помогут познакомить учащихся с тем, как используются мастерами слова разные художественные приемы, основанные на переносном значении слова, речевые средства создания комического и как они умеют работать со словом в высоком (возвышенном) смысле.

Автор надеется, что чтение текстов, заучивание поэтических строк, выполнение заданий вызовет интерес у школьников, положительно скажется на их эстетическом вкусе, а учитель, опираясь на свой опыт и содержание обучения в определенном классе, сможет найти место работе над эстетикой языка художественного текста на протяжении всего курса изучения русского языка в школе.