Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы. 5 — 11 классы: пособие для студента-практиканта - Г. М. Кулаева 2010

5 КЛАСС
МОРФОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ - ЛЕКСИКОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ - СИНТАКСИС. РАЗВИТИЕ РЕЧИ - ФОНЕТИКА. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1. Прочитайте стихотворные строчки.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льет печально свет она.

(А. С. Пушкин)

1. Какое чувство вызвали у вас поэтические строки?

2. Что помогло вам определить настроение поэта, запечатлевшего картины ночного пейзажа?

3. Перечитайте строки и вслушайтесь в звучание текста. Какие звуки — согласные или гласные — повторяются в строчках? Какое ощущение вызывает у вас их повтор — благозвучия или неблагозвучия?

4. Какое слово нарушает ощущение плавности речи? Какие звуки в нем вызывают неблагозвучие? С какой целью поэт включил его в текст?

5. Выучите наизусть и прочитайте выразительно стихи А. С. Пушкина

2. Прочитайте строчки про себя.

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает,

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

(С. А. Есенин)

1. Какое чувство вызвали у вас стихи? Какие слова вам подсказали, с каким настроением нужно читать стихи? Меняется ли оно в тексте?

2. Прочитайте вслух. Почувствовали ли вы их музыкальность? Какие звуки и их повторы в строчках способствуют напевности речи?

3. Какому произведению устного народного творчества близки стихи? Есть ли в тексте подсказка?

4. С какой целью автор использует повтор гласных звуков? Как называется этот художественный прием?

5. Прочитайте выразительно стихи. Запишите их по памяти.

3. Прочитайте. Узнали сказку? В каком образе и в каком эпизоде выступает герой сказки?

А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей:

Он над ней жужжит, кружится —

Прямо на нос ей садится,

Нос ужалил богатырь:

На носу вскочил волдырь.

(А. С. Пушкин)

1. Услышали ли вы звуковые повторы? Какие звуки повторяются чаще. Выпишите их рядом со строчками.

2. Какое ощущение вызывает у вас повтор шипящих звуков — благозвучия или неблагозвучия?

3. Для чего использует поэт прием повтора звуков: для рифмы, для звукоподражания или для создания какого-то образа? Сделайте вывод.

4. А вам жалко бабушку, которую ужалил комар? Или смешно? Почему не жалко?

5. Каким образом поэт создает юмористический эффект? Кто раскроет секрет Пушкина? Вот подсказка. Найдите разговорное слово в тексте, с каким словом оно рифмуется. С какой целью Пушкин рифмует слово богатырь со словом волдырь?

6. Как вы думаете, достиг ли поэт эстетической цели: красочно представить эпизод и вызвать улыбку у читателя?

7. Прочитайте выразительно отрывок, подчеркивая голосом юмористичность эпизода и передавая жужжание комара.

4. Запишите стихи.

Над банями дымятся трубы,

И дыма белые бока

У выхода в платки и шубы

Запахивают облака.

(Б. Л. Пастернак)

1. Какую картину вы себе вообразили? Можно ли ее нарисовать? Что необычного в ней? Какие слова придают описанию наглядность, зримость и яркость?

2. Что вы заметили при чтении? В чем секрет звуковой выразительности текста?

3. Для чего поэт использует прием повтора звуков: для создания художественного образа, создания ритма или благозвучия?

4 Выучите стихи наизусть.

СИНТАКСИС. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

5. Прочитайте описание пробуждающейся весенней природы.

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.

Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны веселые голоса.

Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий хрустальный звон. Чуткому уху охотника чудится шепот проснувшейся земли (По И. С. Соколову-Микитову).

1. С каким чувством описывает писатель наступление весны? В каких словах передается его настроение? А какое у вас настроение вызвало описание весны?

2. Понравилось ли вам описание? Какими бы словами охарактеризовали язык текста?

3. Как создается автором образная картина пробуждения земли и неба? Какую роль в ее восприятии играют слова, обозначающие звуки и краски весенней природы?

4. Какие предложения в тексте придают яркость и динамичность описанию? Понаблюдайте, как следуют в предложениях главные члены предложения. Позволяет ли порядок слов выделить по-особому слова, придать большую выразительность тексту? Сделайте вывод.

5. Спишите первый абзац. Подчеркните главные члены предложения.

6. Запишите описание леса.

Удивительная тишина: лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Подмигивает ленивая паутинка. Росинки стреляют в солнце синими и красными стрелами. А на сучке зевает и потягивается дятел (Н. И. Сладков).

1. Понравилось ли вам описание? С каким чувством вы прочитали текст?

2. Что необычного подметил писатель в природе?

3. Какое слово несет авторскую оценку понятия тишины? Каким бы словом вы оценили образную картину тишины леса?

4. Какие предложения — простые или сложные — преобладают в тексте? Понаблюдайте за порядком следования главных членов предложения. Как изменение порядка слов, длина предложения влияет на интонацию при чтении?

5. Поразмышляйте, что сделало художественную картину особенно наглядной и зрительной.

6. Творческое задание. Встречались ли вы на природе — в лесу, на речке, на озере, в степи — с удивительной тишиной? Напишите свою зарисовку об этой встрече.  Начните сочинение по началу текста Н. И. Сладкова: Удивительная тишина: ... отдыхает. Используйте в сочинении простые предложения, для придания выразительности — слова в переносном значении.

7. Спишите стихи И. Токмаковой. Объясните постановку знаков препинания.

— Здравствуй, Ветер!

Ветер, здравствуй!

Ты куда летишь, вихрастый,

Что поднялся до зари?

Погоди, поговори!

— Я спешу, осинки, в город,

Я несу приветов ворох,

Должен их сегодня сам

Разнести по адресам.

Я приветы передам

От тропинок и дорожек,

От рябинок-тонконожек,

От калиновых кустов,

От малиновок, дроздов.

1. Понравилось ли вам стихотворение?

2. Кто участники диалога? Какими они видятся поэтессе?

3. Найдите обращение в тексте. Какова его роль в создании художественной картины?

4. При помощи каких членов предложения создается в тексте ритм и динамичность?

5. Подготовьтесь к выразительному чтению. С каким настроением, интонацией вы его прочитаете? Попробуйте прочитать по ролям.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

8. Прочитайте стихи.

За вздохом утренним мороза

Румянец уст приотворяя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетный сентября!

(А. А. Фет)

1. Что необычного вы заметили в описании розы?

2. Какое чувство передал поэт в стихах?

3. Найдите слова в переносном значении. Уместны ли они в тексте? Можно ли догадаться об их значении без словаря, по тексту?

4. Насколько удачно в образной картине слово быстролетный?

5. Прочитайте выразительно стихи. Передайте при чтении то настроение, которое подсказывает знак препинания в конце предложения. При чтении выделите голосом частицу как.

9. Прочитайте описание весенней природы.

В лесу тепло. Зеленеет трава: такая яркая среди серых кустов! Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина! Кукушка начала первого мая и теперь осмелела. Бормочет тетерев и на вечерней заре. Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют березки. Растут сморчки. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и струится по зеленой траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки березы (М. М. Пришвин).

1. Какую картину русской природы вы себе представили, прочитав текст? Что особенно понравилось вам в описании теплой и яркой весны?

2. С каким настроением описана природа художником слова М. М. Пришвиным? Что в весенней природе вызвало у него глубокое чувство радости и восхищения? В каких предложениях вы почувствовали особое отношение М. М. Пришвина к природе?

3. В чем эстетика (красота) весны для автора? Какие слова делают этот образ красочным и живым?

4. В тексте есть сравнение. Как оно способствует появлению у слова «распухают» другого, образного значения? Попробуйте дать его толкование.

5. При подготовке к чтению обратите внимание на восклицательные предложения. Прочитайте выразительно текст.

6. Творческое задание. Напишите изложение. После записи сопоставьте свой текст с авторским. Сохранили ли вы те слова, которые передают эмоциональное отношение писателя к родной природе? Хочется ли вам улучшить написанный текст?

10. Прочитайте поэтическое описание раннего утра.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

(С. А. Есенин)

1. Какое чувство вызвало у вас чтение стихов?

2. Смогли ли вы представить себе березки и крапиву по- новому, в необычном образе? Опишите, какими вы их видите.

3. Как называется художественный прием, основанный на употреблении неодушевленных предметов в качестве одушевленных? Помогают ли слова, употребленные в переносном значении, понять образный смысл текста?

4. Какой цвет и свет преобладает в утренней картине? Назовите слова, их передающие. Какова их роль в создании картины весеннего утра?

5. Прочитайте выразительно стихи.

6. Выучите наизусть и запишите их по памяти.

11. Прочитайте описание зимнего леса.

В зимнем тумане встает холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, все живое замерзло от невыносимой стужи — ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода (Г. А. Скребицкий).

1. О чем рассказал писатель, наблюдая зимнюю природу? Какое чувство вызвал у него замерзший и притихший лес?

2. Что особенно поражает писателя в зимнем лесу? Почувствовали ли вы его чувства?

3. Для чего автор использует синонимы в тексте: усиливают выразительность описания, помогают избегать ненужного повтора слов, для связи предложений в единое целое — текст? Выпишите их по группам, составив синонимичный ряд.

4. Прочитайте вслух текст. Услышали ли вы повторы звуков? С какой целью автор использует прием звуковых повторов: для создания образной картины, придания звуковой выразительности или для связи слов в тексте?

5. Есть ли в тексте эпитеты? Прочитайте текст без них. Как, по-вашему, меняется описание без них?

12. Герои рассказа А. П. Гайдара «Чук и Гек» вместе с мамой отправляются на поезде к отцу на Дальний Восток. Дорога на поезде для них была долгой и интересной.

Запишите предложение из рассказа.

Встречались на пути станции большие, светлые, на которых шипело и пыхтело сразу штук по сто паровозов, встречались станции и совсем крохотные — ну, право, не больше того продуктового ларька, что торговал разной мелочью на углу возле их московского дома.

1. Как вы думаете, кто видит эту картину? Как вы догадались?

2. Какие чувства переживают маленькие мальчики? Чему удивляются они?

3. Какие слова помогают представить образную картину, открывшуюся мальчикам в поездке? На каких словах основано противопоставление станций? Как они называются?

4. При помощи каких слов передано то, что услышали мальчики на станциях? Для чего используется прием звукоподражания в предложении?

13. Прочитайте стихотворение детского поэта и переводчика В. Лунина.

ЗА ЧТО?

Кит по грязи смело шлепал

Папа сына крепко шлепал.

Кит обои отодрал —

Папа сына отодрал.

Кит песок в кастрюлю всыпал —

Папа сыну сильно всыпал.

Двойку в школе получил —

Вновь от папы получил.

Папа знал, что бить — не дело,

Но упрямства не терпел.

— Думал Кит, что бит за дело,

И поэтому терпел.

Как-то муха в суп попала,

И опять ему попало.

Разобиделся тут Кит:

— Я, — кричит, —

Напрасно бит!

В суп она сама влетела!

Так за что же мне влетело?

1. Вызвала ли у вас улыбку эта история?

2. Поэт использует прием языковой игры. На игре каких слов основано юмористическое содержание стихотворения?

3. Выпишите многозначные слова и синонимы, использованные в стихотворении? В какой речи они будут уместны: в разговорной или книжной? Обратитесь к словарю.

4. Если вам понравилось стихотворение, прочитайте его выразительно, передавая голосом разное настроение.

МОРФОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

14. Прочитайте стихи детского поэта В. П. Берестова. О чем оно?

Новоселье! Новоселье!

У вещей свое веселье!

Пляшут вещи тут и там

Стать желают по местам.

Стол — туда, сюда — кровать.

Ну а шкаф, куда девать?

Шкаф — туда, а кресло — тут

Получается уют.

1. Каким вы себе представили новоселье? В чем необычность поэтической картины? Какие чувства испытывают те, кто расставляет вещи?

2. Какое значение в тексте получает слово новоселье?

3. Использование каких частей речи придает тексту краткость (лаконичность)? Как вы думаете, почему глаголы почти отсутствуют в тексте.

4. Прочитайте стихи, передавая голосом и чувство радости, и растерянности.

15. Прочитайте описание утра.

Утро было прекрасное. Недалекое озеро чуть-чуть рябило от легкой зыби. Глаза невольно сжимались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые сверкали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Плакучие березы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы (И. А. Гончаров).

1. Каким словом писатель И. А. Гончаров оценивает утро? Что он понимает под прекрасным утром? Что помогло вам представить яркую картину утра?

2. Можно ли, по-вашему, язык текста охарактеризовать как образный, выразительный? Попробуйте доказать эту мысль примерами из текста.

3. Обратите внимание на употребление прилагательных. Каково их место в яркой картине описания солнечного утра? Проведите небольшой эксперимент: прочитайте текст без прилагательных. Каким он стал без них? Попробуйте сделать вывод о выразительной роли прилагательных в художественном тексте.

4. Творческое задание. Перечитайте текст. Напишите изложение-миниатюру. После записи сравните свой текст и текст И. А. Гончарова. Если вы заменили авторские слова своими вариантами, подумайте, насколько они уместны и удачны. Не захотелось ли вам отредактировать ваш текст?

16. Прочитайте текст, в котором пропущены прилагательные.

Вышел я на полянку. Вот где благодать-то!

Вся поляна в цветах. Словно разноцветные бабочки расселись и греются в (...) лучах весеннего солнца.

Вот большие (...) ромашки. Они растопырили белые лепестки, точно глядят вам в лицо. А розовый клевер совсем иной: он так и прячет свою (...) стриженую головку в (...) траве. И тут же склонились большие лиловые колокольчики. А рядом в траве одуванчики на (...) ножках и в серых паричках.

Я оглянулся кругом, и на душе стало так хорошо, так радостно!

Какая (...) поляна! (По Г. Скребицкому)

1. Творческое списывание. Вставьте на месте пропусков прилагательные, которые будут уместны и выразительны в создании образной картины. Избегайте повтора слов из текста. Подумайте, какое оценочное слово-прилагательное в последнем предложении уместно передаст чувство, охватившее писателя при встрече с цветочной полянкой.

После записи текста сравните получившиеся варианты друг у друга. Обсудите их.

2. Какое чувство охватило писателя при встрече с цветочной поляной? В каких словах передано его эмоциональное настроение?

3. Понравился ли вам текст? Почувствовали ли вы красоту полянки? Какие слова помогли писателю образно и живописно воплотить ее в тексте?

4. Докажите, что язык текста образный и красочный. Для этого обратите внимание на употребление слов в переносном значении, и слов, обозначающих цвет.

17. Прочитайте историю о необычной рыбалке, рассказанной писателем Г. Скребицким.

Я слегка задремал под деревом. Вдруг вижу — летит над речкой зимородок.

Подлетел зимородок к моим удочкам и уселся прямо на удилище. Меня и не замечает, сидит, в воду моего ведерка поглядывает.

Потом кинулся вниз, прямо в мой «аквариум», выхватил оттуда рыбешку и опять на удилище сел. Поймал другую рыбку, есть не стал, а улетел с ней.

Эх, жалко, пусть бы еще половил.

Только об этом подумал, гляжу, а мой длинноносый рыбак уж опять тут как тут, да не один: второй за ним явился — птенец.

Уселись оба рядышком на удилище. Смотрю, а малыш тоже стал вниз поглядывать. Глядел, глядел да как бросится! Цоп клювом рыбку, взлетел на удилище, голову вверх запрокинул, с таким аппетитом свою первую добычу глотает.

А я ни с чем остался. Не беда, я доволен: разве часто увидишь такую картинку? (Г. А. Скребицкий)

1. Вызвала ли у вас эта рыбалка интерес?

2. Какими словами вы бы охарактеризовали выразительность повествования?

3. Слова какой части речи помогли писателю рассказать об увиденном на рыбалке так живо, динамично и увлекательно?

4. Когда происходила рыбалка? Какие глаголы подсказали вам ее время? Для чего писатель использует в повествовании о прошлом глаголы в настоящем времени? Сделайте вывод о роли глаголов в форме настоящего времени в художественном повествовании о прошлом.

5. Творческое задание. Напишите изложение с дополнительным заданием.

Введите 1) описание птицы зимородка (после первого предложения) или 2) эпизод, как старый зимородок сначала кормил птенца, пока тот сам не научился (после предложения: Уселись оба рядышком на удилище).

18. Прочитайте текст из книги писателя Н. И. Сладкова «Иду я по лесу».

Блокнот забыл!

Иду я по лесу и расстраиваюсь. Блокнот забыл!

А в лесу сегодня столько разных событий! Весна всё медлила, медлила, и вот как прорвало. Выдался наконец тёплый и волглый денёк, и зима разом рухнула. Дороги раскисли, снег набряк, голые ольхи в каплях дождя, тёплый пар шевелится над проталинами. Птицы словно из клеток вырвались: кругом гомон, щебетанье и свист. На болоте журавли трубят, над лужками повизгивают чибисы, на вытаявших кочках свистят кроншнепы. Одиночками, группками, стаями летят и летят над лесом дрозды, зяблики, юрки, зеленушки. Новости со всех сторон — успевай только голову поворачивать!

Первый дрозд-белобровик пропел, первый кулик- черныш прокричал, первый бекас — лесной барашек — проблеял. Куда девать этакое половодье весенних новостей?

1. Какие эмоции вызывает у писателя «половодье весенних новостей»? А что огорчает его и почему?

2. Удалось ли писателю передать живое и динамичное пробуждение природы после долгой зимы? Использование каких предложений — простых или сложных, членов предложения придает тексту динамичность и действенность? Для чего автор использует прием повтора одних и тех же слов в одном предложении (Весна медлила, медлила... летят и летят... первый)?

3. Какие слова помогают нам услышать звуки весны? Слова каких частей речи особенно способствуют динамике и выразительности описания? С какой эстетической целью употреблены в тексте глаголы в форме настоящего и прошедшего времени?

4. Уместны ли в тексте диалектное слово волглый, разговорное слово этакое? Докажите.

5. Творческое задание. Как бы вы ответили на вопрос автора: куда девать половодье весенних новостей? Поразмышляйте, что делать, если вдруг забыл блокнот или записную книжку, куда привык все записывать. Расскажите устно.

19. Прочитайте текст. О чем он?

День был по-летнему солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле, отражаясь, играло солнце. Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик уже закончился (Г. А. Скребицкий).

1. С каким чувством вспоминает герой рассказа летний дождь? Что особенно вызвало удивление у мальчика?

2. Как в тексте создается ощущение того, что дождь был сильный, неожиданный?

3. Выпишите глаголы, которые описывают дождь, падение дождевых капель. Какие из них вам показались особенно выразительными и звучными? Насколько уместен глагол посыпался в сочетании с выражением частый крупный дождь? Можно ли заменить этот глагол другим глаголом-синонимом?

4. Творческое задание. А вы когда-нибудь попадали под летний дождик? Напишите об этом. Поделитесь своими впечатлениями: прятались ли от дождя или нет, нравится ли вам летний дождик, а под каким дождем вы оказались — ливневым или слепым. В описании летнего дождика используйте глаголы и прилагательные, они придадут выразительность и динамичность вашему описанию.

20. Прочитайте историю о дне рождения елочки, рассказанную писателем Н. И. Сладковым.

Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки.

Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная и счастливая; раскинула лапки, а на лапках подарки. И у всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом — одним цветом.

1. Понравилась ли вам эта история? Показалась ли вам она доброй и трогательной сказкой?

2. О каких чувствах маленькой елочки рассказывает писатель? Приведите примеры по тексту.

3. При помощи каких слов и художественных приемов, основанных на переносном значении, получился живой образ елочки?

4. Найдите в тексте слова, которые помогли автору воплотить образную картину. Какова роль слов, обозначающих цвет, в художественном тексте? Понаблюдайте за употреблением слова подарок. Какое образное значение или несколько значений появляются у слова в тексте?

5. Творческое задание. Придумайте свою историю об осеннем дереве. Выберите то дерево, о котором вам бы хотелось рассказать добрую поэтическую историю.