Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы. 5 — 11 классы: пособие для студента-практиканта - Г. М. Кулаева 2010

6 КЛАСС
МОРФОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ - ЛЕКСИКОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

21. Прочитайте стихи оренбургского поэта В. Демурина.

В горах межсезонье. В горах межсезонье.

И кроны деревьев уже иллюзорны.

И вертится в лывах последний чирок,

Как лист сизобокий, как лист серебристый,

И сеет в округе тревожные свисты...

1. Какое настроение вызывает у поэта межсезонье?

2. Понятно ли вам, что обозначают слова иллюзорны, лыва, чирок?

3. Какое из этих слов диалектное? Можно ли догадаться о лексическом значении слова лыва, читая стихотворение?

4. Почему именно слово лыва, а не лужа поэт употребил в поэтическом тексте? Уместно ли оно в тексте?

5. Найдите повтор одинаковых предложений, союзов, однотипных частей предложений, звуков. Что придает повтор тексту?

6. Подготовьтесь к выразительному чтению.

22. Прочитайте стихи оренбургского поэта П. В. Попова. Спишите их.

Шуршит по Уралу шуга.

Зябко смотреть на воду.

По берегам куга —

Желтая, лисам в угоду.

1. На что обратили вы внимание при чтении? Какие слова вам неизвестны? Посмотрите в словарь, есть ли они в нем? Что они обозначают?

2. Уместны ли диалектные слова в художественном описании? Подумайте, почему поэт включил их в поэтический текст.

• Шуга (обл.) — первый осенний лед, который сплошь несется по реке, с обмерзлыми комьями снега; мелкий лед, каша, после вешнего ледолома (Словарь В. И. Даля).

• Куга (обл.) — болотное безлистное растение, осока («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).

23. Прочитайте стихи.

Сирень... Сирень! — таинственное слово:

певуч, как птица Сирин, звук его.

Кто помнит, что она ещё синелью

звалась у нас когда-то на Руси:

созвездьями вскипающее зелье

звенит свирелью в синеве росы...

(С. Золотцев)

1. Как оценивает поэт само слово сирень? Какие впечатления и образы вызывает у автора сирень?

2. Как называлась сирень в прошлом? Является ли слово синель устаревшим? С какой целью поэт вспомнил это слово и обыграл его изобразительные свойства в тексте?

3. Для чего используется прием звуковых повторов и слов с совпадающими звуковыми сочетаниями: для звуковой выразительности, для создания образной картины, для придания ритмичности или для связи слов в тексте?

4. Можно ли утверждать, что повторы одинаковых звуков, созвучие слов в рифме создают ощущение гармонии и согласованности?

5. Прочитайте выразительно стихи.

6. Творческое задание. Напишите мини-сочинение о слове русского языка, излучающем для вас особую таинственность или выразительность.

24. Прочитайте начало истории об одной охоте на зайца, рассказанной писателем и знатоком русской природы М. М. Пришвиным.

Этот густейший молоденький ельник наши охотники назвали чемоданом, и все уверены, что заяц теперь в чемодане.

Весь еловый чемодан был засыпан опавшими березовыми листочками, и все новые и новые падали с тихим шепотом.

Зевнув, один охотник сказал:

— Комод и комод!

С тем ли шли: зевать на охоте!

Смерили глазами чемодан, как бы взвешивая силы, пролезешь через него или застрянешь.

И ринулись с криком на чемодан. Все орали, шипели, взвизгивали, взлаивали: такими голосами, наверное, охотились когда-то на мамонта.

1. Вызвал ли у вас интерес прочитанный текст? Захотелось ли вам узнать, чем окончилась необычная охота на «мамонта»?

2. Какие переживания охватывали охотников во время ожидания, когда заяц появится из леса? Почему у писателя — участника охоты — возникло сравнение охоты на зайца как на мамонта?

3. Что в тексте подсказало вам, что слова чемодан, комод являются профессиональными словами?

4. С какой эстетической целью писатель сохранил «охотничьи слова» в тексте? Вызвало ли у вас улыбку сравнение леса с чемоданом или комодом или нет? Можно ли его считать точным и образным?

25. Прочитайте про себя стихотворные строки.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво.

(А. С. Пушкин)

1. Каким чувством наполнены стихи о городе Санкт-Петербурге?

2. Что придает звучанию стихов особую торжественность?

3. Подберите к словам град, (из топи) блат русские слова с полногласными сочетаниями. Какие слова текста в большей степени вызывают у вас ощущение высокого, торжественного звучания?

4. Прочитайте выразительно. Запишите их по памяти.

26. Прочитайте стихотворные строки.

В степи охладевал закат,

И вслушивался в звон уздечек,

В акцент звонков и языка

Мечтательный, как ночь, кузнечик.

(Б. Л. Пастернак)

1. Легко ли читались стихи? Как бы вы охарактеризовали эстетику звучания этих стихов? С какой целью создается насыщенность звуковых повторов?

2. Какую картину ночной степи вы себе представили?

3. Не правда ли, необычный образ кузнечика? Как создается в тексте новое значение у слова кузнечик? Обратите внимание на окружающие его слова и их значение.

4. На каком художественном приеме основаны стихи?

5. Подготовьтесь к выразительному чтению стихов. Выучите и запишите их по памяти

27. Прочитайте историю из рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга».

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

Кот попался в этот же вечер. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воплем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

Выхода оттуда не было. Кот противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три ...

Тогда был вызван Ленька, который славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить кота из-под дома. Ленька взял шелковую леску, привязал за хвост плотицу и закинул ее через лаз в подполье.

Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье. Кот вцепился мертвой хваткой в рыбью голову. Ленька потащил за леску. Через минуту показалась голова кота. Ленька схватил его за шиворот и поднял над землей.

Это оказался тощий огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

1. Какими бы словами вы охарактеризовали стиль изложения истории о проделках кота?

2. Каким в тексте предстает главный герой рассказа? Остается ли его образ неизменным в описании? Вызвало ли у вас улыбку описание проделок рыжего кота и его ловля?

3. Какие сравнения и эмоционально окрашенные слова использует автор для создания образа грозного и неуловимого кота и его развенчания? Какими словами создается контрастность образа в тексте?

4. Творческое задание. Если вам понравилась эта история, напишите юмористический рассказ о проделках вашего домашнего любимца, используя эмоционально окрашенные слова.

28. Прочитайте выразительно стихотворение В. Орлова.

Рано утром

Мама-квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

— Не дерись,

— Не дразнись,

— Не петушись.

Поспеши — уже пора.

Ну, ни пуха

Ни пера!

Через час

Еле живой

Петушок

Идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

1. Какое чувство вызывает оно у вас? Придумайте заголовок.

2. Что достигается в тексте использованием приема столкновения фразеологизма и такого же словосочетания, понятого буквально, в прямом значении?

3. Творческое задание. Попробуйте себя в сочинительстве таких предложений или поэтических миниатюр, где фразеологические сочетания употреблялись в прямом и переносном значении.

МОРФОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

29. Прочитайте текст.

Поля, да богатства лесные,

да синих озёр благодать.

Россия,

Россия,

Россия!

Границ красоте не видать.

(С. Васильев)

1. Какую идею несут поэтические строки? Что главное в образе России подчеркнул поэт?

2. Что обозначает слово благодать? Посмотрите в словаре. Какое текстуальное значение оно получает в стихах?

3. Слова каких частей речи помогли поэту рассказать о безграничности и красоте родной земли?

4. Для чего поэт использовал лексический повтор — три раза звучит в тексте слово Россия?

5. Прочитайте выразительно строки. С каким чувством вы будете читать их? Обратите внимание, как графически выделены слова в строках

30. Прочитайте фрагмент из стихотворения Б. Л. Пастернака «Осень».

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

1. Какую образную картину вы представили себе, читая эти строки? Вызвала ли она у вас чувство красоты?

2. Что обозначает слово чертог? Посмотрите в словаре. Какое значение у слова в тексте? Какие слова подсказали вам образное значение слова? Как вы думаете, почему автор выбрал именно это слово для создания образа осеннего леса? Какое эстетическое звучание оно придает тексту?

3. Как способствует созданию образной картины сочетания слов залы вязов, ясеней, осин?

4. Какую роль играет повтор слов в структуре текста, его восприятии?

5. Что создает ощущение гармонии, согласованности слов в единое целое?

6. Подготовьтесь к выразительному чтению. С каким чувством вы будете их читать? Обратите внимание на расстановку знаков препинания, структуру предложений, отражающих особенности ритма стихов.

  31. Прочитайте стихи. Спишите.

Ветром, что ли, подунуло

С тех печальных полей.

Что там с ней, как подумаю,

Стороною моей!

С тою русскою сторонкою,

Захолустной, лесной,

Незавидной, негромкою,

А навеки родной.

(А. Т. Твардовский)

1. Как раскрывается поэтом образ русской сторонки? Какая она в его представлении? Какое значение вы понимаете под этим словом?

2. Какое чувство испытывает поэт при воспоминании о родных местах?

3. Какую оценку — положительную или отрицательную — вы почувствовали в значении прилагательных? Такую ли оценку несут эти слова у поэта? Почему он выбрал эти слова для создания образа малой родины и выражения своего отношения к ней?

4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Подумайте, какое настроение вы передадите при чтении.

• Печальный — проникнутый печалью, грустью.

  • Захолустный — далекий от культурных центров, глухой, провинциальный.

• Незавидный — плохой, непривлекательный.

• Негромкий — не широко известный, незнаменитый.

• Родной — свой по духу, по рождению, по привычкам. Р. край. Дорогой, милый.

32. Прочитайте стихи.

На Урале снега глубоки, глубоки.

Постаралась зима, наметала.

Загорелась заря, где морозы сухи,

И горит всем простором Урала.

Прогорит и остынет потёком руды

По увалу степному, по склону.

Но зато никогда не остынет в груди

Сердце к отчему краю родному!

(П. В. Попов)

1. О чем это стихотворение?

2. Какое противопоставление слов помогло автору выразить свои чувства к родному краю эмоционально и лирично?

3. Какова роль однокоренных слов (загорелась, горит, прогорит) в тексте: усиливают выразительность описания поэтической картины, выполняют текстообразующую роль, т. е. служат для соединения слов в тексте?

4. Найдите прилагательные в тексте. Как усиливают они эмоциональный фон стихов? Подумайте, использование каких частей речи влияет на создание ощущения динамичности?

5. Выучите стихотворение наизусть. Напишите его по памяти.

33. Прочитайте и запишите зарисовку пермского писателя и художника А. А. Тумбасова.

На пашнях черно-белые полосы. Это зима притаилась в бороздах. Но черных проталин с каждым днем все больше: солнышко согревает поля, и они сбрасывают белое покрывало зимы.

1. Озаглавьте текст. Выберите эмоциональный заголовок.

2. При помощи каких слов и красок писатель показал противопоставление образов уходящей зимы и наступающей весны?

3. Творческое задание. Создайте свой текст-миниатюру на тему «Зима притаилась!». Придумайте и назовите те места, где могла бы «прятаться» зима. Например, в городском парке, рядом со школой или в вашем дворе. Какие цветовые прилагательные передадут в вашей работе образы зимы и весны?

34. Прочитайте текст.

Лес голый, озябший, притихший. Пришло время зимних снов. Уснули в лесу ежи, барсуки, медведи. Пора и деревьям спать. Пора, как колючим ежам, впадать в спячку хвойным елям и соснам. Пора, как косматым медведям, впадать в спячку лиственным дубу, тополю, осинам, березам и ольхам.

Спят деревья крепко, по-зимнему.

Лиственные перед сном разделись, а хвойные так и уснули одетыми.

Каждое лиственное дерево отходило ко сну по-своему (Н. И. Сладков).

1. Какую картину вы представили, читая описание зимнего леса? Как писатель передал свое чувство в описании поздней осени?

2. Какую роль выполняет повтор слов в начале предложений в первом абзаце — выделительную, эмоциональную, выразительную?

3. Найдите сравнения в тексте. С какой целью автор сопоставляет деревья с животными?

4. Творческое задание. Напишите продолжение после записи текста. Представьте себе, какую одежду-листья могли сбросить деревья (дуб, осина, ольха, тополь, береза) и какого цвета будет эта одежда. Используйте слова, обозначающие одежду, но в переносном значении. Помните, что прием олицетворения по-

может вам изобразить одежду с учетом рода существительных, обозначающих деревья, мужского или женского рода.

35. Прочитайте текст З. Воскресенской. О чем он?

Самое прекрасное на земле слово — мама, и оно звучит на всех языках одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, и оно ни к чему не остается равнодушным.

Тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд, и твоя любовь к матери делает радостной и светлой твою жизнь.

1. Какое эмоциональное впечатление произвел на вас текст о маме? С каким чувством писательница рассказывает о той роли, которую играет мама в нашей жизни?

2. Согласны ли вы с мнением писательницы, что самое прекрасное слово на земле — мама? Какие вы приведете доказательства, примеры?

3. Для чего используется повтор слова мама?

4. Какова эстетическая роль прилагательных в тексте?

5. Творческое задание. Составьте несколько предложений на тему «Самое прекрасное слово на земле — мама». Поделитесь своими размышлениями, почему мама — это самое прекрасное слово, и его звучание на всех языках удивительно нежно. Какие слова используете вы, называя маму или обращаясь к ней.

36. Прочитайте стихи.

Облака

Облака,

Облака —

Кучерявые бока.

Облака кудрявые,

Целые,

Дырявые,

Легкие,

Воздушные,

Ветерку послушные...

(С. В. Михалков)

1. Понравились ли вам стихи? Какой образ облаков получился у поэта? С каким настроением хочется читать эти стихи?

2. Слова какой части речи помогли С. В. Михалкову создать художественную картину?

3. Выучите стихотворение наизусть. Напишите его по памяти.

4. Подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на то, как располагаются слова по строчкам. Подумайте, как это повлияет на темп чтения, выделение их голосом.

37. Прочитайте стихотворение В. Лунина.

Утреннее настроение

У папы настроение

Зазавтракомчитальное,

У мамы настроение

Напапуобижательное,

У брата настроение

Кричальнопогремучее,

А у меня,

А у меня —

Покомнатампрыгучее.

1. На чем основано эстетическое впечатление от стихотворения?

2. Каким способом образованы слова, созданные автором? Какова их роль в тексте?

3. Творческое задание. А какое у вас бывает утреннее настроение? Расскажите об этом с улыбкой.

38. Прочитайте про себя стихотворение О. Белявской.

Смотри: золотые дорожки

И замок янтарный в огнях.

Сбегаются карлики-крошки

В пурпурных и алых плащах.

На башнях огнистые флаги,

Вкруг замка пылающий ров

И огненно-алые стяги

На стенах меж ярких зубцов.

Взлетают червонные птицы

Над пламенно-яркой мечтой.

Но вот заскрипят половицы,

Старушка придет с кочергой,

И дрогнет наш замок янтарный,

И рухнет пылающий ров —

Созданье мечты лучезарной,

Виденье несбыточных снов.

1. Не правда ли, это стихотворение — загадка? Отгадайте, о каком янтарном замке с карликами-крошками, огнистыми флагами и рвом идет речь? Что в тексте подсказало вам ответ? Отгадку дайте в заголовке.

2. Подумайте, кто мог увидеть такую картину: только поэт, художник или любой замечтавшийся у печки наблюдатель?

3. Определите основную авторскую мысль. В какой части текста она раскрывается?

4. Что представляется вам самым ярким, необычным в художественном описании огня, пылающих дров, углей? Какие слова создают красочную картину? Назовите их. Какая преобладает в тексте цветовая палитра?

5. Есть ли среди прилагательных синонимы? Или это текстовые (контекстуальные) синонимы? Сделайте вывод: какова роль прилагательных в художественном тексте.

6. Если вам понравилось стихотворение, выучите его наизусть. Подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на то, что в тексте есть две части. С одинаковым ли настроением вы будете читать стихотворение?

39. Прочитайте описание вечернего леса.

Много звуков в вечернем лесу.

Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь — витютень.

Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки. Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.

«Чуфшшш! Чуфшшш!» — вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец — тетерев-косач.

Гу-гу-гууу!» — гугукнул заяц, и очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.

Страшно ухнул в лесу и захохотал филин. Взмахивая крыльями, тихо потянулись над макушками леса длинноносые лесные кулики.

Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь (И. Соколов-Микитов).

1. Понравился ли вам текст? Какую картину многоголосия леса вы себе представили? Есть ли в тексте беззвучные птицы или животные?

2. Найдите глаголы, звукоподражающие голосам птиц и животных. В форме какого времени они употреблены? Какова их роль в тексте?

3. Понаблюдайте, слова какой части речи помогают усилить выразительность описания и представить, как отзываются звуки в наступающей весенней ночи в лесу.

4. Выпишите глаголы и наречия в таблицу.

Звуки вечернего весеннего леса

дрозды

заливаются


голубь

воркует

громко

лягушки



дикие утки



тетерев-косач



заяц



лесная сова



филин



лесные кулики



5. Как вы думаете, почему писатель употребил в предложениях глаголы перед существительными. Например, «Страшно ухнул в лесу и захохотал филин». Какие слова оказываются выделенными при таком порядке слов? Как это отразится при чтении текста?

40. Прочитайте описание осеннего дождя — листопада.

Золотой дождь

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки — багряными и золотыми. Налились, отяжелели — и потекли.

Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щёлкнет — сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся — брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит — закружится пёстрый смерч. А если тяжёлый косач с лёту вломится в ветви — хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Ёлочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь (Н. И. Сладков).

1. Узнали ли вы этот текст? Читали ли вы его раньше, в младших классах? Возникло ли у вас ощущение красоты осенней природы при чтении текста?

2. Понаблюдайте, как взаимодействует название текста и слова, которые передают ощущение близости природных явлений — дождя и листопада.

3. Как в тексте развивается образ золотого дождя-листопада? Как вы думаете, почему автор не использует слово листопад в тексте?

4. Какие глаголы особенно выразительны в создании динамичной картины падающих листьев? Выпишите их.

5. Какие предложения — простые, сложные — использует автор, чтобы передать ощущение беспрерывного, нескончаемого и яркого листопада? Прочитайте эти предложения.

6. Как отразилось на ритмическом рисунке текста использование предложений со знаком тире?

7. Творческое задание.

1) Напишите свой текст из 5 — 6 предложений об осенних листьях. Подумайте, на что бы вам хотелось обратить внимание: на цвет листьев, на форму, на шелест, на запах, на их полет в воздухе. Придумайте название миниатюре, выберите тип речи творческой работы

2) Напишите сжатое изложение. Какие приемы сжатия текста вы будете использовать — обобщение или исключение слов и предложений из текста?

41. Прочитайте отрывок из рассказа К. Г. Паустовского о девочке, путешествующей на пароходе и впервые услышавшей пение соловьев.

Пароход приткнулся к крутому берегу и затих.

Маше показалось, будто пароход очутился на земле, в кустарниках. Потом она услышала легкое журчанье воды и догадалась, что он остановился у берега. В открытое окно лился свежий воздух, сладковатый запах ивовых листьев.

В кустах что-то щелкнуло и затихло. Потом опять щелкнуло. Будто кто-то, щелкнув, прислушивался, пробовал на звук тишину и отзывчивость ночи. Вскоре щелканье перешло в длинный перелив и оборвалось коротким свистом. Тотчас на свист откликнулись десятки птичьих голосов, и внезапный соловьиный раскат пронесся по зарослям.

Маша вышла на палубу и облокотилась на перила. Впервые она услышала соловьиный перелив и увидела вдали каменные маяки на низменных мысах.

1. Как вы думаете, какие переживания охватили девочку, услышавшую среди тишины ночи соловьиный раскат?

2. С какой целью употреблены в тексте однокоренные слова, лексический повтор: для создания образной динамичной картины, для придания тексту особой гармонии, ритма?

3. Какую особенность тексту придает прием нанизывания глаголов?

4. Есть ли в тексте звукопись? Для чего она используется в тексте?

5. Творческое задание. Напишите текст по памяти, изложив содержание свободно (свободный диктант). Сравните свой текст с авторским.

42. Герой рассказа Н. Н. Носова мальчик Виталик пытается помочь своему коту Мурзику избежать наказания. В тексте пропущены глаголы, обозначающие быстрое, стремительное передвижение кота.

Прочитайте текст.

Виталик посмотрел в окно и увидел снаружи на подоконнике Мурзика.

— А! Пришел, наконец, разбойник! — сказала мама. — Иди-ка сюда, иди!

Мурзик прыгнул в открытую форточку и очутился в комнате. Мама хотела схватить его, но он, видно, догадался, что его хотят наказать, и (...) под стол.

Виталик полез под стол. Мурзик увидел его и (...) под диван.

Виталик был рад, что Мурзик (...) от него. Он полез под диван и нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел (...).

Мурзик (...) из-под дивана.

1. Творческое списывание. Запишите текст, вставив пропущенные глаголы на месте пропусков. Подумайте, какие глаголы будут уместны, если кот Мурзик передвигается по комнате очень быстро, испуганно, и это передвижение наблюдает мальчик.

2. После записи прочитайте текст. Обратите внимание на то, чтобы в вашем тексте не было неуместного повтора глаголов.

43. Прочитайте стихи детской поэтессы Э. Э. Мошковской.

Горы, горы, вы уснули,

Одеяла натянули,

Все вершины в одеяла

закрутили, завернули...

Утром солнце заглянуло,

Одеяло потянуло,

Через море потянуло,

Одеяло Потонуло!..

1. Какие чувства испытывает герой стихотворения?

2. Какую образную картину природы вы представили, прочитав стихотворение? В прямом или переносном значении употреблено слово одеяло? Понравился ли вам созданный образ одеяло-облако?

3. Какими языковыми средствами создается в тексте олицетворение?

4. Как вы думаете, с какой целью поэтесса подобрала слова с одинаковыми приставками и суффиксами?

5. Прочитайте выразительно стихотворение, передав голосом настроение удивления, радости. Обратите внимание на расположение слов в строках, знаки препинания в конце предложений.

6. Если стихотворение вам понравилось, выучите его наизусть и запишите по памяти.

44. Прочитайте стихи.

Одуванчики России,

В яркой зелени травы

Вы любых цветов красивей,

Я хотел бы жить, как вы.

Чтоб седою головою

Мог бы я на склоне лет

Наклониться над землею

И рассеяться по ней.

(А. Гаврилов)

1. Подумайте, почему образ одуванчиков вызвал у поэта размышления о своей жизни? Как образно соединяет поэт свою жизнь и жизнь цветов?

2. Докажите, что в словах седая голова, рассеяться поэт использует прием столкновения разных значений многозначного слова в одном контексте.

3. Какова роль местоимений я и вы в размышлениях поэта и в структуре текста?

4. Какой художественный прием является ведущим в стихотворении? Как создается в тексте олицетворение?

45. Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Л. Пастернака «Опять весна».

Ах, это сызнова, верно, сегодня

Вышел из рощи ночью ручей.

Это, как в прежние времена,

Сдвинула льдины и вздулась запруда.

Это поистине новое чудо,

Это, как прежде, снова весна.

Это она, это она,

Это ее чародейство и диво,

Это ее телогрейка за ивой,

Плечи, косынка, стан и спина.

Это Снегурка у края обрыва.

Это о ней из оврага со дна

Льется без умолку бред торопливый

Полубезумного болтуна.

1. Какое чувство вызвала у поэта весна? А у вас?

2. Какая весна у поэта? Какой ручей? На каких художественных приемах создается живой и точный образ весны и ручья? Какие слова создают олицетворяющий контекст?

3. Какие местоимения употреблены в тексте? Какие из них имеют воздействующую силу в тексте?

4. Какую роль выполняет повтор указательного местоимения это: выразительную, эмоциональную, смысловую, выделительную, текстообразующую, т. е. для связи слов в тексте?

5. Прочитайте эмоционально стихи.

46. Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Э. Мошковской «Кошка».

Я — кошка.

У входа постелена мне рогожка.

Но вы это сделали в шутку!

Я — кошка!

Я же могу измять свою шубку!

Нежную шубку мою помять!

Я хочу на кровать.

На вашу простынку я спать ложусь.

Я — кошка...

Не кричите мне: «Брысь!»

Это меня обижает.

Это мне петь мешает.

Я вижу, вы сливки пьете.

Что же вы мн-н-н-не не даете?

Я знаю, что у вас на огне.

Колбаса на огне.

А мн-н-н-е?!

1. Понравились ли вам стихи? Вызвал ли у вас монолог героини улыбку?

2. Как поэтессе удается создать образ избалованной, самовлюбленной, всевидящей кошки? Какую роль в создании этого образа играют личные местоимения, повтор предложения «Я — кошка»?

3. Как создается контрастность образов «я — кошка», «вы — люди»?

4. Какие языковые средства (звуки, предложения, слова) использует автор, чтобы сделать текст таким живым, эмоциональным и выразительным?

5. Какова роль графических средств в создании эстетического эффекта?

6. Подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на знаки препинания — восклицательные знаки, многоточия. Попробуйте голосом передать богатство интонаций избалованной кошки.

47. Прочитайте стихотворение поэтессы Новеллы Матвеевой.

Хорошо бы, чтобы шубы

для смешливых малышей,

широченные бы шили,

чтобы к шубе бы пришили

воротник на двадцать шей.

Чтоб пришили к этой шубе

сразу сорок рукавов,

чтоб ходили в этой шубе

двадцать Кать, Алён и Вов.

Вот тогда бы, вот тогда

все сказали: «Это да!»

И тогда бы в детсаду бы

вместо групп считались шубы.

Там бы стали объявлять:

«Шуба младшая, гулять!»

И никто бы не отстал бы.

Если б кто-нибудь устал бы,

он бы ножки бы поджал бы,

в рукавах бы повисел бы,

и никто б не углядел бы.

А теперь пора спешить

эту чудо-шубу шить.

А ещё бы хорошо бы,

чтоб была на всех всего бы

только пара бы сапог

со ступнёй на двадцать ног.

Ведь такие сапоги же

сразу б ехали как лыжи.

Ехать лучше, чем идти,

ну-ка, шуба, прокати!

Едут двадцать круглолицых

девочек и мальчиков.

По бокам две рукавицы,

в каждой по сто пальчиков.

Едут макушки смешных малышей

в шапке-ушанке на сорок ушей.

Двадцать носов, сорок щёк, сорок глаз

двести улыбок везут мимо нас.

Пар от всего, потому что мороз.

Прямо не шуба, а паровоз!

1. Какой образ создала поэтесса?

2. Вызвало ли содержание стихотворения у вас улыбку? Как создается юмористический эффект?

3. Найдите числительные. Какова эстетическая роль числительных в тексте?

4. Найдите частицы, какое значение они вносят в текст? В чем их эстетика?

5. Какие звуки повторяются в стихотворении, как называется этот прием? Как создается звуковая гармония в тексте?

6. Какими языковыми средствами создается в тексте эффект олицетворения?

7. Сделайте вывод о том, какие художественные приемы использовала Н. Матвеева в стихотворении?

8. Если вам понравилось стихотворение, выучите его наизусть. Прочитайте выразительно.

48. Прочитайте стихотворение, написанное поэтом В. В. Маяковским.

Тучкины штучки

Плыли по небу тучки.

Тучек — четыре штучки:

От первой до третьей — люди,

Четвертая была верблюдик.

К ним, любопытством объятая,

По дороге пристала пятая,

От нее в небосинем лоне

Разбежались за слоником слоник.

Не знаю, спугнула шестая ли,

Тучки взяли все — и растаяли,

И следом за ними, гонясь и сжирав,

Солнце погналось — желтый жираф.

1. Что показалось забавным и необычным в представлении поэтом туч и солнца?

2. Каким вы увидели солнце, его действия? Почему солнце — жираф, а не жирафик?

3. Какова роль числительных в тексте: текстообразующая, выразительная, эмоциональная?

4. Какие слова придумал поэт? Какое из них особенно яркое, выразительное (экспрессивное)?

5. Творческое задание. Представьте, что вы лежите на лугу, смотрите на небо и видите, как тучки плывут по нему, торопясь и обгоняя друг друга. Напишите о том, какие у вас вызывают образы облака или тучи.

49. Прочитайте и запишите текст.

Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым (К. Г. Паустовский).

1. Какую цветовую картину вы себе представили, читая текст К. Г. Паустовского? Вызвала ли она у вас эстетическое чувство?

2. На словах какой части речи основывается ощущение динамичности в тексте? Слова какой части речи усиливают выразительность глаголов в тексте? Какие смысловые оттенки вносят наречия в текст?

3. Творческое задание. А в вашем городе какая осень? Вспомните, что для вас самое запоминающее в это время. Поделитесь своими впечатлениями, попробуйте написать так, чтобы язык вашего сочинения был образным и точным. Используйте такие слова, такой подбор звуков, чтобы возникало ощущение звучания листьев, их шуршания, шелеста.