Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы. 5 — 11 классы: пособие для студента-практиканта - Г. М. Кулаева 2010

7 КЛАСС
МОРФОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

50. Прочитайте текст. Узнали ли вы сказку? Как она называется? Кто автор?

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пес, залая,

Прибежал и смолк, играя;

В ворота вошла она,

На подворье тишина.

Пес бежит за ней, ласкаясь,

А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо;

И взялася за кольцо;

Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице...

1. Появилось ли у вас при чтении текста ощущение согласованности звучания слов, легкости и ритмичности? Как вы думаете, что придает стихам мелодичность, напевность, свойственную русским народным сказкам.

2. Какие части речи «живописуют» в пушкинском тексте?

3. Согласны ли вы, что обилие глаголов и деепричастий придают поэтическому повествованию динамичность и действенность? Докажите.

4. Творческое задание. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему о роли глагола и глагольных форм в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне...». Тезисом можно считать слова С. Я. Маршака: Пушкин всегда был скуп на прилагательные.

51. Запишите стихи.

На старом дереве громоздком,

Завешивая сверху дом,

Горят, закапанные воском,

Цветы, зажженные дождем.

(Б. Л. Пастернак)

1. Какое эстетическое впечатление вызвали у вас стихи?

2. Какое ощущение при чтении вызывает у вас обилие шипящих и свистящих согласных звуков? С какой эстетической целью поэт использует насыщенность труднопроизносимых согласных?

3. Какова роль причастных и деепричастного оборотов в художественном тексте? Согласны ли вы, что употребление причастных оборотов придает краткость и динамичность описанию?

4. Уместно ли употребление слова громоздкий в создании образной картины? Какие представления оно вызывает у вас?

5. Прочитайте выразительно стихи.

52. Перед вами описание раннего утра в лесу.

И потом надо же поймать тот час, когда косые лучи солнца начнут пронизывать лес, словно золотые спицы, завязая в мохнатой хвое, с трудом пробираясь до замшелой влажной земли. Синий сумрак, изрезанный такими золотыми прожекторами, начнёт клубиться у подножия лесных великанов, цепляясь за сучья, и подниматься всё выше и выше. Прекрасен утренний лес, когда ты один (И. Соколов-Микитов).

1. Что у писателя вызвало сильное чувство восхищения в утренней природе? Какую роль играет последнее предложение в тексте? Какую эмоциональную оценку выражает писатель в тексте?

2. Какие образы представляем мы в изображении художника слова И. Соколова-Микитова? Какова цветовая палитра в тексте? Какова ее эстетическая задача?

3. Понаблюдайте, как воплощена картина леса в образном языке текста?

4. Найдите причастный и деепричастный обороты. В чем заключается их художественная роль в тексте?

5. Творческое задание. Бывали ли вы в лесу? В какое время года и суток? Вспомните, что поразило вас в нем: звуки, или проникающие сквозь листву лучи солнца, или воздух, или запахи листвы? Какие образы вы себе представляли? Напишите сочинение-рассуждение «Прекрасен лес, когда ты один». Поделитесь своими чувствами, особенно тем, что вызывает у вас чувство красоты в природе. Постарайтесь сделать свое описание эмоциональным, лиричным.

53. Прочитайте отрывок из произведения А. С. Грина «Алые паруса». Герой рассказа Лонгрен оказался у моря после того, когда он узнает о смерти своей жены, оставившей ему дочь Ассоль.

Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, где, на самом конце этого дощатого мола, подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. (А. С. Грин)

1. Как вы думаете, что творилось в душе героя, если море мы видим его глазами?

2. Как бы охарактеризовали текст со стороны эстетики звучания? Легко ли он читается или нет? Какое эстетическое свойство звучания речи нарушает скопление согласных в словах и обилие причастий в тексте?

3. Какова эстетическая функция «нагромождения» причастий и деепричастий: усиливают художественную картину надвигающего шторма, отражают отчаянное состояние героя или подражают звукам морской стихии?

4. Проведите эксперимент: замените причастные обороты предложениями, начинающимися местоимением который, которая и т. д. Как изменится ваше восприятие переделанного текста?

54. Прочитайте миниатюру «Капитан-паук» М. М. Пришвина.

Еще с вечера при луне между березами поднялся туман. Просыпаюсь я рано, с первыми лучами, и вижу, как бьются они, чтобы проникнуть в овраг сквозь туман.

Все тоньше и тоньше туман, все светлее и светлее, и вот вижу: спешит-спешит паучок на березе и спускается с высоты в глубину. Тут закрепил он свою паутину и стал чего-то дожидаться.

Когда солнце подняло туман, дунул ветер вдоль оврага, оторвал паутинку, и она, свертываясь, понеслась. На малюсеньком листочке, прикрепленном к паутине, паучок сидел, как капитан своего корабля, и он, наверное, знал, куда и зачем ему лететь.

1. Какой образ развивает писатель в тексте?

2. Найдите слова с уменьшительными суффиксами. Как вы думаете, с какой целью автор употребляет эти слова?

3. Какова роль глаголов и глагольных форм в создании эстетического впечатления?

55. Прочитайте описание редкого осеннего дня.

Иной раз в начале осени выдаётся редкий денёк. Он весь будто вылит из голубого стекла и разукрашен тонкою позолотой. Прозрачно синеет даль, а бёрёзки на косогоре стоят тоненькие и прямые, как белые свечи. Их вянущая листва так и светится золотым огоньком. Синее небо, синяя даль, блеск солнца и разноцветный убор лесов — как всё это походит на какой-то сказочный праздник, на последний привет уходящего лета.

Всё в природе словно прощается с солнцем, с теплом, хочет последний раз нарядиться поярче, чтобы потом надолго снять свой прощальный наряд и запереть его в кованный серебром тяжёлый сундук зимы.

Наступал прозрачный сентябрьский вечер.

Небо заволокли тучи, подул ветер, праздник природы окончился. (Г. А. Скребицкий)

1. Какое настроение передано в тексте? Какие чувства, эмоции вызвал у вас текст? Что понравилось, показалось особенно выразительным в языке текста?

2. Как в тексте раскрывается содержание выражения редкий денек? Запишите цепочку слов: редкий денек — сказочный праздник — ... Какое образное приращение получает в тексте этот образ?

3. Какие слова играют ключевую роль в изображении красоты осеннего дня?

4. Какова цветовая палитра текста? Как отражает она восприятие писателем красоты осеннего дня?

5. Найдите причастия в тексте. С какой эстетической целью — изобразительной или выразительной — употреблены в тексте?

6. Что придает тексту насыщенность однородными членами предложения?

7. Творческое задание. Напишите сочинение по данному началу: Иной раз выдается редкий осенний денек.

8. Вспомните и опишите такой осенний день, который можно назвать погожим, теплым и редким. Какие у вас образы вызывают картины осенней природы? Чем пахнет осень, какими красками поражает? Какое настроение вы передадите в тексте — грусти, печали или радости?

56. Прочитайте текст.

Молчит опаловая даль моря, певуче плещутся волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей.

Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима. Он машет на нее рукой, и она покорно откатывается обратно в море.

Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего море. Все кругом смотрит странно — живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной сдержанной силы. По темно-синему небу золотистым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу сладким ожиданием какого-то откровения.

Все дремлет, но кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков (По А. М. Горькому).

1. Какие ощущения вызвало у вас чтение текста? Каким мы видим море? Как оно одухотворено в описании Горьким?

2. Как развивается в тексте образ молчания и спокойствия в природе?

3. Как в тексте выражается противопоставление в описании тишины и чарующего ожидания перемен в природе? Проведите наблюдение за употреблением глаголов, кратких причастий, местоимений и союза но.

4. Как вы понимаете выражение «в стройной гармонии звуков»? Как создается ощущение плавности, равномерности звучания текста?

5. Понаблюдайте за наречиями в тексте. Какова их выразительная роль в тексте? Проведите эксперимент: прочитайте текст без наречий. Какой вывод вы сделаете?

6. Оцените совершенство (выразительность, изобразительность, образность, точность) языка текста.

7. Спишите текст (контрольное списывание). Сравните свой вариант с текстом-образцом.

57. Прочитайте текст Н. И. Сладкова из книги «Иду я по лесу».

Иду я по лесу, по грязной-грязной дороге.

И вдруг! Заметили, что в лесу все случается вдруг? Вдруг вскрикнет, вдруг выскочит, вдруг взлетит. А у тебя вдруг перехватит дыхание.

На этот раз не вскрикнуло, не выскочило и взлетело, а дыхание все равно перехватило: над грязной лужей бился голубой вихрь бабочек! В солнечном пятне зеленого сумрака, как искры над костром, металось крылатое облачко.

Голубой рой крылатых лесных существ над лужей — это ли не праздник! Два голубых вихря, настоящий и отраженный, то встречаются, то расходятся. Сколько их тут! Со всех лесных полян собрались, со всего голубого неба!

1. Каково ваше эстетическое впечатление от прочитанного? Как сталкиваются в тексте картины безобразного и прекрасного?

2. Как создается в тексте ощущение внезапности и эмоционального напряжения? Какое слово становится эмоциональным центром текста, заряжает особой выразительностью (экспрессивностью) повествование?

3. Какова эстетическая роль лексического повтора, синонимов, антонимов, восклицательных предложений, обилия глаголов в тексте?

4. Подготовьтесь к выразительному чтению. Попробуйте передать голосом эмоциональную окрашенность текста. Для этого обратите внимание на знаки препинания в предложениях и в конце их.

5. Творческое задание. Напишите изложение, сохранив образный и выразительный язык рассказа. Сравните после записи свой текст с авторским.

58. Прочитайте текст.

Море дышало соленым ароматом и (...) звучало, плескаясь о борта судов, о берег, (...) покачивая лодку. На далекое пространство от берега с моря поднимались темные остовы судов, вонзающих в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море, отражая огни фонарей, было усеяно массой желтых пятен. Они (...) трепетали на его бархате (По А. М. Горькому).

1. Творческое списывание. Подберите наречия, чтобы они были уместны и выразительны в образной картине, созданной писателем. Запишите текст, вставив на место пропусков наречия.

2. Какую образную картину моря вы представили себе?

3. Докажите, что выразительность текста достигается: употреблением слов в переносном значении, наличием прилагательных- определений, причастных и деепричастных оборотов.

4. Как вы думаете, почему наречия могут усилить образный язык текста?

59. Запишите текст.

Осень была ясная, солнечная. Осенний сад на меня не произвел впечатления умирающей природы, нет! Это природа освещается перед сном чистым воздухом, она умоется холодными, здоровыми дождями, а затем под белоснежным одеялом уснет, чтобы проснуться свежей, полной жизни, готовой к деятельности, прекращённой зимой во время сна.

Хорошо в саду в такую осень!.. (В. Гиляровский)

1. Какое эмоциональное впечатление произвела на писателя осень, осенняя природа?

2. Какую образную картину вы себе представили, читая текст? Как развивается в тексте тема смерти (сна) и жизни в природе?

3. С какой эстетической целью употреблены в тексте определения, выраженные прилагательными, причастиями?

4. Какова роль последнего предложения в создании эмоционального фона текста?

5. Какое эстетическое впечатление вызвал у вас язык текста? Докажите, что язык текста выразительный.

  60. Прочитайте стихи.

Что нам сидеть,

глядеть в окошко?

Вон по окошку

Ползает мошка.

Вот на окошко

прыгнула кошка,

Загородила

кошка

окошко...

Что нам сидеть,

Глядеть в окошко?

Что там в окошке?

В окошке — немножко!

А если выйдем,

Много увидим!

Что нам окошко?

Давайте выйдем!

(Э. Э. Мошковская)

1. Понравились ли вам стихи? Какими вы себе представляете героев стихотворения?

2. Какова, на ваш взгляд, роль в тексте предложения «Что нам сидеть, глядеть в окошко?» — текстообразующая, эмоциональная, ритмическая, смысловая?

3. Как создается в стихотворении образная картина того, что увидишь «в окошке» и «в окошко» «увидишь немножко»?

4. Почувствовали ли вы гармоничность (согласованность) в соединении слов?

5. Как в тексте создается ощущение живости разговора?

6. Найдите в тексте частицы, союзы. Какую смысловую и эстетическую роль выполняют они в тексте?

61. Прочитайте и запишите текст М. М. Пришвина «Березкам зябко».

Всю ночь бушевал ветер, и слышно было в доме, как вода капала.

И утром пришёл мороз: то солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнут крупой, как из мешка. И так быстро мчатся облака, и так зябко белым берёзкам. И так они качаются!

1. Какое эмоциональное впечатление произвел на вас текст М. М. Пришвина? Какую картину природы вы представили, прочитав текст? Как М. М. Пришвин — живописец слова — создает ощущение внезапно наступившего и нестерпимого холода?

2. Почувствовали ли вы выразительность (экспрессивность) и динамичность описания? Какими языковыми средствами она достигается?

3. С какой эстетической целью писатель использует прием повтора союзов?

4. Для чего писатель разбил сложное предложение, выделив из него простое восклицательное предложение (И так они качаются!)?

5. Какие слова усиливают звуковую изобразительность, придают наглядность описания?

6. Творческое задание. Напишите изложение-миниатюру, сохраняя эстетику пришвинского текста. Перечитайте свой вариант, сравните с авторским текстом. Нуждается ли ваш текст в совершенствовании?

62. Прочитайте стихотворные строчки и запишите их по памяти.

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

(А. А. Фет)

1. Какое чувство вы передадите при чтении?

2. Какие слова придают звучанию стихов торжественность и возвышенность? Какова роль частиц в тексте?

3. Согласны ли вы, что употребление частиц усиливает выразительность текста?

4. Какой художественный прием, основанный на «оживление» предметов, использован в тексте?

5. Объясните значение слова подарок. Есть ли в тексте прямое указание на появление у слова образного (переносного) значения? Какую роль в приращении образного смысла текста играют рифмующие в конце предложения слова?

6. Что обозначает слово «пленителен»? Отражает ли это слово эмоциональную оценку поэта? Какая она?

7. Какова эстетическая роль причастия воспламеняющей (весны)?

8. Подготовьтесь к выразительному чтению.

63. Прочитайте описание зарождающегося рассвета в природе.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом — боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце — солнце бесконечного летнего дня (По К. Г. Паустовскому).

1. Как развивается в тексте образ тишины? Вызывает ли она у писателя чувство прекрасного? Докажите. Обратите внимание на слова, которые оценивают тишину зарождающегося рассвета.

2. С какой целью используется обратный порядок следования сказуемого и подлежащего в тексте, а также повтор слов (Спит вода, спят кувшинки ...)?

3. Какие предложения и члены предложения в тексте придают описанию ритмичность, краткость и динамичность?

4. Охарактеризуйте язык текста с позиции его выразительности и образности. Какие языковые средства или художественные приемы создают образный смысл в тексте? Какова цветовая и звуковая гамма в тексте?

5. Творческое задание. Напишите свободный (зрительный) диктант. После записи сопоставьте свой текст с текстом-образцом. Удачны ли замены, произведенные вами в тексте, какие эпизоды не отражены в изложенном вами тексте? Поработайте над совершенствованием своего текста.

64. Прочитайте начало рассказа Е. И. Носова «Тридцать три зерен».

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнув ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветвях крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно посмотрела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?».

1. Какую образную картину вы представили себе после чтения текста?

2. Докажите, что язык текста образный и выразительный. Какова эстетическая роль прилагательных и наречий в тексте?

3. Творческое задание. Как вы думаете, какое может быть продолжение у этой истории. Напишите его после записи текста. Подумайте, что могло произойти с синичкой в поисках корма, кто мог помочь ей пережить зиму.