Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы. 5 — 11 классы: пособие для студента-практиканта - Г. М. Кулаева 2010
8 КЛАСС
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
65. Многие поэты и писатели обращались к поэтической теме — вид из окна. Перед вами стихотворение Н. Матвеевой «Окно», в котором развивается эта тема.
Окно открыто в сад весенний и дневной.
Блеск подоконника разглажен тишиной.
Толчками, точками в окно влетают пчелы...
В нем гибко сцеплены жасмин, горошек, мак.
От пламенности дня в глазах веселый мрак —
Секунда слабости веселой.
До красных кирпичей дотронулся вьюнок,
Как тонкое жабо до грубых красных щек.
В тени камней еще дымится влага.
Окно не высоко, и есть упор для ног,
А там — прогретый путь и долгий день для шага.
1. Какое чувство испытывает герой стихотворения от открывшейся картины из окна?
2. Какие предложения — двусоставные или односоставные — преобладают в тексте? Понаблюдайте за порядком следования в них главных членов предложения . В каких предложениях главные члены предложения следуют в обратном порядке? Как изменение порядка способствуют созданию динамичности описания?
3. Докажите, что язык текста образный и выразительный. Какие изобразительно-выразительные средства употреблены в тексте?
4. Какую эстетическую роль выполняет в тексте прием использования многоточия?
5. Подготовьтесь к выразительному чтению.
66. Прочитайте текст.
Все кругом меня дышало теплом. Возле дома все начинало только желтеть, будто в июле от сильной жары. Но стоило мне взглянуть вдаль на горы, и сразу становилось понятно, что это не лето, а осень. Внизу, у подножия гор, лес тоже был сочно-зеленым, зато чем выше, тем больше в нем появлялось желтых и красных пятен. Наконец, у самой вершины он весь сплошь был ярко-желтым, оранжевым. Одни сосны и пихты темнели густой зеленой щеткой. И за них цеплялись плывущие клочья тумана (Г. А. Скребицкий).
1. Как передает писатель свое восприятие признаков наступающей осени?
2. Какими языковыми средствами создается контрастность описания?
3. Какова роль слов, обозначающих цвет, в тексте? Выпишите их в два столбика, обозначив две группы: лето — осень.
4. С какой целью автор использует прием разбивки последнего предложения на два простых: для усиления выразительности, создания экспрессивного эффекта? Как называется это средство синтаксической выразительности?
5. Творческое задание. Напишите свободный диктант. Сравните свой текст с текстом писателя. Хотелось ли вам его отредактировать?
67. Прочитайте и запишите стихи.
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены ...
(А. А. Блок)
1. Какое чувство вызывает у поэта обилие снега? В каком предложении вы почувствовали эмоции поэта?
2. При помощи каких односоставных предложений создается поэтом в тексте образ всеобъемлющего снега?
3. С какой целью используется повтор в тексте?
4. Как создается в тексте ощущение цвета и света? Для чего поэту нужна контрастность цветовой картины? Меняет ли это интонацию стихотворения?
5. Найдите и прочитайте полностью стихотворение А. Блока. Подготовьтесь к выразительному чтению.
68. Прочитайте текст.
Внезапно пришла зима.
Ах, в зиме было давно знакомое, всегда радовавшее зимнее чувство! Первый снег, первая метель! Забелели поля, потонули в ней — забивайся на полгода в избу! В белых снежных полях, в метели — глушь, дичь, а в избе — уют, покой. Чисто выметут ухабистые земляные полы, выскребут, вымоют стол, тепло вытопят печь свежей соломой — хорошо! (И. А. Бунин)
1. Что является эмоциональным центром текста? Какое настроение передано в тексте?
2. Какими языковыми средствами выражено чувство радости от наступившей зимы, первого снега? Сколько восклицательных предложений в тексте? Какой эмоциональный настрой придает тексту их насыщенность?
3. Согласны ли вы, что однородные члены предложения, восклицательные предложения придают повествованию динамичность и экспрессивность?
4. Творческое задание. Напишите свободный диктант. После записи сопоставьте свой текст с авторским. Чтобы вы хотели отредактировать в своем тексте?
69. Прочитайте начало рассказа И. А. Бунина «Сосны». Запишите его.
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запущенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, — синее, огромное и удивительно нежное небо.
1. Как передается в тексте эстетическое чувство писателя, вызванное картиной зимней природы? Что в зимнем пейзаже вызвало у него особенно сильное эстетическое впечатление?
2. Определите, какие односоставные предложения открывают описание зимнего утра. Какова их роль в тексте: эмоциональная, смысловая, текстообразующая?
3. Творческое задание. Вступите в сотворчество с писателем. Напишите продолжение текста. Подумайте, что еще можно увидеть, если смотреть «в кусочек окна». Какие предложения вы включите в текст, чтобы сохранить ощущение торжественности и восхищения от красоты зимней природы, заданное началом описания? Помните, что украсят ваше продолжение и удачные эпитеты.
4. Прочитайте продолжение описания у Бунина, сравните со своим текстом.
70. Прочитайте текст.
Ещё в детстве незабываемо радовались мы первому снегу. Выбежишь, бывало, на поле за ворота — засверкает, заблестит вокруг ослепительная белизна! Праздничной скатертью покрыты поля, дороги, отлогие берега реки. На белой пелене снегов отчётливо рисуются лесные опушки. Белые пушистые шапки висят на деревьях. Особенными, чистыми кажутся звуки, дальние голоса.
Выйдешь в открытое поле — больно глазам от снежной сверкающей белизны (И. Соколов-Микитов).
1. Что для писателя стало самым ярким, незабываемым в воспоминаниях о детстве? Испытываете ли вы радость от встречи первого снега?
2. Какие предложения помогают автору выразить чувство сопричастности общей радости встречи первого снега?
3. Какова роль в тексте частицы бывало? На что оно указывает в воспоминаниях автора?
4. Какие языковые средства изобразительности использует И. Соколов-Микитов, чтобы мы могли представить себе ослепительную красоту первого снега и его эмоциональное состояние?
5. Какую особенность в порядке слов вы заметили? Способствует ли изменение порядка слов созданию эмоциональности текста?
6. Какого эстетического эффекта достигает в тексте использование формы глагола настоящего времени в повествовании о прошедшем?
7. Творческое задание.
Радуетесь ли вы первому снегу, любите ли вы время, когда первый снег покрывает землю, деревья, город, его улицы, парки. Напишите сочинение-миниатюру о первом снеге. Включите в текст описание снега, постарайтесь, чтобы ваше описание получилось образным и поэтическим. Поделитесь своими чувствами от встречи первого снега.
71. Прочитайте стихи. Спишите.
Я не знаю, что на свете проще?
Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая берёзовая роща,
Редкий лес на берегу реки...
Ты родись тут Муромцем Илюшей,
Ляг на мох и тридцать лет лежи.
Песни пой, грибы ищи да слушай,
Как в сухой траве шуршат ужи.
На сто верст кругом одно и то же:
Глушь да топь, чижи да дикий хмель...
Отчего ж нам этот край дороже
Всех заморских сказочных земель?
(Д. Б. Кедрин)
1. Каким видится поэту родной край? Как вы думаете, для чего поэту нужно было подробно описывать простоту, неприглядность и однообразие картины русской природы? Какое чувство испытывает лирический герой?
2. Какие предложения способствуют созданию лаконичного и емкого изображения картин родной природы?
3. Какова роль побудительных предложений, вопросительных предложений в выражении эмоций автора?
4. Является ли последнее предложение риторическим? Какова его роль в разрешении противопоставления картин родной природы и сказочных чужих земель?
5. Прочитайте выразительно стихи.
72. Прочитайте отрывок из произведения А. Коптяевой «На Урале-реке».
Город родной! Не очень-то ласково глядел ты на нас в дни босоногого детства и трудного отрочества! Но мы любили тебя, с твоими пыльными улицами, чахлыми скверами.
На наших окраинах текли в неведомую даль чистые и синие, как небо, реки — Урал и Сакмара, росли тополя и осокори по берегам рек да серебряный ковыль на степных буграх.
1. Какое чувство испытывает лирический герой к родному городу? Как автор выражает свое чувство к родному городу? Согласны ли вы, что первое предложение служит для развития авторской мысли и создания торжественного и высокого звучания? Проведите эксперимент: поменяйте местами прилагательное перед существительным. Как меняется тональность текста?
2. Как называется синтаксическое средство выразительности, употребленное в форме назывного предложения?
3. Какие топонимические приметы помогли вам узнать город? Какие определения, употребленные при существительных, дают точное представление о городе?
4. Назовите, какие языковые средства и художественные приемы усиливают эмоциональное воздействие текста на читателя.
5. Творческое задание. Напишите изложение с продолжением. Дополните текст описанием города Оренбурга — центр с постройками «под Петербург», с местами, которые посещал А. С. Пушкин, набережная Урала — Беловка, Зауральная роща. Сохраните стиль воспоминания, поэтичность образов.
73. Прочитайте стихи про себя.
Крыша. Над крышей луна.
Пруд. Над прудом бузина.
Тихо. И в тишине
Вспомнилось море мне.
(Н. М. Рубцов)
1. Какое воздействие стихотворных строк вы почувствовали? Создается ли у вас ощущение взволнованности лирического героя?
2. Какую роль в тексте выполняют односоставные предложения: смысловую, эмоциональную, выразительную, текстообразующую?
3. Прочитайте текст, соблюдая паузы на знаках препинания в конце предложения.
4. Творческое задание. Попробуйте написать стихотворение- стилизацию, состоящее из односоставных предложений.
74. Спишите предложение.
И все это: огромная и пышная вершина клена, светло зеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, солнце, синева неба и все то, что разрасталось в низах сада, в лощине, вдоль боковых аллей и дорожек и под фундаментом южной стены дома, — кусты сирени, акации и смородины, лопухи, крапива, чернобыльник, — все поражало своей густотой, свежестью и новизной (И. А. Бунин).
1. Вызвало ли у вас описание сада чувство красоты, которая поразила писателя? Что для него прекрасно в саду?
2. Какие члены предложения подчеркивают многообразие перечисляемых предметов? Согласны ли вы, что ряды однородных членов предложения служат средством усиления выразительности и гармоничности речи?
3. Оцените язык текста, его образность и выразительность.
75. Прочитайте строфу из стихотворения П. Г. Антокольского «Мне снился ...».
Мне снился накатанный шинами мокрый асфальт,
Косматое море, конец путешествия, ветер —
И девушка рядом. И осень. И стонущий альт
Какой-то сирены, какой-то последней на свете.
1. Прочитайте другой вариант текста, объединив все однородные члены предложения в одно предложение. Сравните два варианта. В чем их отличие почувствовали вы при чтении?
2. Поэт использует прием парцелляции. Создает ли использование этого приема лирическую экспрессию в тексте? Докажите.
3. Согласны ли вы, что использование ряда однородных членов предложения помогает передать лаконично и емко многообразие событий, их последовательность и выделить их значимость?
4. Какую функцию выполняют знаки препинания в тексте: смысловую, эмоциональную, выделительную?
5. Читайте выразительно текст, выделяя паузами и голосом расстановку знаков препинания.
76. Прочитайте текст.
Дорога — удивительное дело! Ее могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, все равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредотачивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды — в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости (С. Т. Аксаков).
1. Какое чувство у писателя вызывает дорога? Какую эмоциональную оценку он дает этому понятию?
2. Какое эмоциональное впечатление произвел на вас язык Аксакова?
3. С какой эстетической целью использует прием парного соединения слов?
4. Творческое задание.
Каждый из нас оказывался в дороге, когда путешествовал или ехал в гости к родным, знакомым и друзьям. Эти поездки могли проходить на поезде, автобусе, автомобиле, велосипеде и т. д. Мимо мелькали поля, лесопосадки, деревни, леса. Вспомните, о чем вы думали, видя сменяющиеся картины природы, о чем мечтали, когда смотрели в окно или из окна вагона, машины.
Напишите сочинение на тему «Дорога — удивительное дело!». Подумайте, о чем бы вам хотелось поделиться в сочинении: о том, что вы увидели в дороге, о том, какие мысли возникали в пути, о встречах с новыми людьми, о впечатлениях от дороги.
77. Прочитайте стихи.
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах
Тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
(Н. М. Рубцов)
1. Что является эмоциональным центром (какое чувство) в тексте? Что вызывает у поэта эстетическое чувство?
2. Какой смысл заключен в предложении: утвердительный или отрицательный? С каким чувством вам хочется прочитать это стихотворение? Можно ли это предложение прочитать как вопросительное?
3. Как называется синтаксическое средство выразительности, употребленное в тексте?
4. Творческое задание. Ответьте письменно на вопрос: почему первый снег относится к явлению, особо переживаемому русским человеком?
78. Прочитайте про себя отрывок из стихотворения «Запустение» И. А. Бунина.
Печален долгий вечер в октябре!
Любил я осень позднюю в России.
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие,
Любил стальную, серую Оку,
Когда она, теряясь лентой длинной
В дали лугов, широкой и пустынной,
Мне навевала русскую тоску ...
1. Какие картины русской природы вызывают у поэта глубокое чувство любви и непреходящей печали и тоски по родине? Являются ли эти картины эстетически переживаемыми, незабываемыми для поэта? Как это можно доказать?
2. Как выражено в тексте эмоциональное состояние лирического героя? Связано ли это с чувством, названным поэтом русской тоской?
3. Понаблюдайте за порядком слов, использованием однородных членов предложения, парным соединением слов. Какова их роль в тексте: усиливают эмоциональный фон текста, создают гармоничность в структуре текста?
4. Подготовьтесь к выразительному чтению.
79. Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой «Заклинание».
Из высоких ворот,
Из заохтенских болот,
Путем нехоженым,
Лугом некошеным,
Сквозь ночной кордон,
Под пасхальный звон,
Незваный,
Несуженый, —
Приди ко мне ужинать.
1. Какое эмоциональное впечатление произвел на вас текст?
2. Как разрешается в тексте эмоциональный накал?
3. Какова эстетическая роль в тексте слов со значением отрицания, выраженного приставкой не, однородных членов предложения?
4. В чем, по-вашему, заключается выразительность (экспрессивность) текста?
5. Подготовьтесь к выразительному чтению. Прочитайте стихи.
80. Прочитайте стихи.
Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперёд,
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идёт.
А теперь неторопливо еду,
Но зато я слышу каждый шаг,
Слышу, как дубы ведут беседу,
Как лесной ручей бежит в овраг.
(С. Я. Маршак)
1. Повтор каких слов, форм и синтаксических конструкций придает особую выразительность (экспрессивность) тексту?
2. Какова роль рядов однородных членов, выраженных инфинитивом, в создании впечатления эмоциональной напряженности и динамичности речи?
3. Какое действие по силе, динамике придается суффиксом -ну- в глаголах?
4. Какими языковыми средствами создается в тексте смена напряженного ритма, динамичности на плавность звучания?
5. Творческое задание. Вспомните, что вы слышите, когда неторопливо идете, не подгоняя время. Попробуйте написать продолжение в поэтической форме.
81. Прочитайте стихи. Спишите.
Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
В апреле —
Вдруг порозовели
По-вербному березняки.
Еще одни, другие сутки,
И под корой проснется сок.
И зимний пень березовый
Зальется пеной розовой.
(А. Т. Твардовский)
1. Какое настроение передано в тексте? Возникло ли у вас ощущение гармонии, согласованности при чтении?
2. Какова эстетическая роль согласованных и несогласованных определений в тексте?
3. Какие изобразительные языковые средства используются в тексте? Как они влияют на создание образной картины природы?
4. Подготовьтесь к выразительному чтению. Прочитайте первую строчку, выделив логическим ударением частицу как.
82. Прочитайте стихи.
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке —
Русская румяная зима!
(Д. Б. Кедрин)
1. Какую образную картину вы себе представили? В какие одежды оделись времена года? Почему образы зимы, лета, осени могут характеризовать только картины русской жизни? Докажите. Какие слова являются устаревшими?
2. Какой художественный прием является основным в создании образного содержания текста?
3. Каков эмоциональный фон текста? Докажите примерами из текста
4. Докажите, что язык текста образный и выразительный. Понаблюдайте за звучанием текста.
5. Выучите стихотворение и запишите по памяти.
6. Подготовьтесь к выразительному чтению.
83. Прочитайте описание.
Погода была прекрасная, еще прекраснее, чем прежде; но жара все не унималась. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением; они таяли, эти облака, и от них не падало тени (И. С. Тургенев).
1. Как развивается в тексте образ прекрасной погоды? Что входит в представление Тургенева о прекрасном в природе? Что понравилось вам в описании?
2. Какова роль цепи согласованных определений, парного их употребления?
3. Какие языковые средства создают живописный и удивительно точный образ облаков? Как в тексте происходит образное приращение значения слова облака? Понаблюдайте за сравнениями
4. В чем совершенство и гармония тургеневского текста? Согласны ли вы, что И. С. Тургенев живописует словом?
84. Прочитайте текст и запишите его.
С моря тянет легкий бриз, огромные пальмы городского сада тихо качают веерами темно-зеленых ветвей, стволы их странно подобны неуклюжим ногам чудовищных слонов. Мальчишки — полуголые дети неаполитанских улиц — скачут, точно воробьи, наполняя воздух звонкими криками и смехом.
Город, похожий на старую гравюру, щедро облит жарким солнцем и весь поет, как орган; синие волны залива бьют в камень набережной, вторя ропоту и крикам гулкими ударами, точно бубен гудит (А. М. Горький).
1. Каким увидел и услышал писатель итальянский город? Что необычного в образной картине? Как вы представляете себе старую гравюру?
2. Какое чувство вызвало у вас описание?
3. Как создается в тексте ощущение слышимости звучания города?
4. При помощи каких слов появляется эмоциональное и образное приращение (увеличение, прибавление) значения слов?
5. С какой целью писатель использовал в тексте обилие обособленных членов предложения? Как оно влияет на эстетическое
восприятие текста? Возникает ли у вас ощущение динамичности, лаконичности, несмотря на осложненность и насыщенность текста?
85. Прочитайте стихи.
Если ты к земле приложишь ухо,
То услышишь: крыльями звеня,
В тонкой паутине бьется муха,
А в корнях изъеденного пня
Прорастают новые побеги,
Прячясь в хвое и в сухих листах.
По дороге вязнут и скрипят телеги,
Утопая в рыхлых колеях.
Ты услышишь: пробегает белка,
Листьями пугливыми шурша,
И над речкой, пересохшей, мелкой,
Селезень кряхтит средь камыша ...
(И. Эренбург)
1. Какое эмоциональное впечатление произвело на вас содержание текста, язык и композиция текста?
2. Как создается образная картина при минимуме изобразительно-выразительных средств языка?
3. Какова роль повтора (рефрена) предложения «Ты услышишь» в композиции текста — текстообразующая, эмоциональный центр текста?
4. Какие члены предложения, слова каких частей речи участвуют в «живописании» действия? Охарактеризуйте эстетику звучания текста.
5. Какие слова участвуют в передаче слуховых впечатлений?
6. Понаблюдайте за порядком слов. Усиливает ли изменение порядка слов выразительность текста?
7. Подготовьтесь к чтению стихов.
8. Творческое задание. Попробуйте написать продолжение.
86. Прочитайте текст. Спишите первые два предложения.
По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел таким алым и влажным огнем, что даже ранний солнечный цвет, падавший на листву, рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным. Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе, как яркое маленькое пламя. В зарослях шиповника озабоченно гудели шмели, черные с золотыми полосками на спине.
— Георгиевские кавалеры, — заметил летчик.
Действительно, шмели были похожи на коротенькие ленты от георгиевских медалей. И вели себя бесстрашно, как старые бойцы, не обращая внимания на людей и даже сердясь на них (К. Г. Паустовский).
1. Какие образы, созданные в тексте, вам показались необычными и оригинальными?
2. Как происходит приращение образного значения у слов шиповник и шмели? Что вы знаете о георгиевских кавалерах, медалях? Почему возможно авторское сравнение шмели — георгиевские кавалеры — старые бойцы?
3. С какой эстетической целью употреблены в тексте обособленные члены предложения?
4. Какова роль парных однородных членов предложения, соединенных союзом и в тексте?
5. Творческое задание. Напишите сжатое изложение по тексту. Прочитайте после записи свой вариант. Если текст нуждается в совершенствовании, отредактируйте его.
87. Прочитайте текст.
Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол — западня для деревенских котов, любителей рыбы. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей — рыжие, черные, серые
и белые с подпалинами — берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой — он подвешен к ветке старой яблони с таким расчетом, что достать его почти невозможно.
Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мертвой хваткой, висит на нем, качаясь, старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам.
Кончается это тем, что я выхожу с фонарем из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают и начинают отчаянно кричать, прося пощады (К. Г. Паустовский).
1. Вызывает ли у вас улыбку описание котов и то, как они берут в осаду дом и спасаются?
2. При помощи каких языковых средств создается комический (иронический) эффект в тексте?
3. Какова эстетическая роль обособленных членов предложения в тексте?
4. Творческое задание. Напишите сжатое изложение, сохранив мягкую ироническую интонацию писателя. Какие приемы сжатия будете использовать?
88. Прочитайте поэтические строки. Спишите.
Здравствуйте, дни голубые, осенние,
Золото лип и осин багрянец!
Здравствуйте, дни пред разлукой осенние!
Бледный — над яркими днями — венец!
(В. Я. Брюсов)
1. Каким чувством проникнуты стихи? Найдите обращение в тексте.
2. Какие явления «одушевлены» и какими языковыми средствами в тексте? Как называется этот художественный прием?
3. Объясните значение слов багрянец, венец. Являются ли эти слова поэтическими, принадлежащими поэтической речи?
4. Найдите слова, обозначающие цветовые образы. Какова их роль в создании поэтической картины осенних дней? Как вы думаете, почему в описании осенних листьев в русской поэзии и прозе преобладают слова золото, золотой? Связано ли это с представлениями об этом цвете как выражении прекрасного?
5. Что придает тексту использование повтора слов и параллельных синтаксических конструкций, восклицательных предложений? Что из них усиливает выразительность текста?
89. Прочитайте про себя стихи.
Падайте, падайте, листья осенние,
Некогда в тёплых лучах зеленевшие,
Лёгкие дети весенние,
Сладко шумевшие!..
В утреннем воздухе дым, —
Пахнет пожаром лесным,
Гарью осеннею.
Молча любуюсь на вашу красу,
Поздним лучом позлащённые!
Падайте, падайте, листья осенние...
(Д. С. Мережковский)
1. Найдите строчки, в которых автор выражает свои чувства, отношение к осенним листьям. Какое это отношение? Как определяют его наличие восклицательные предложения?
2. Какие языковые средства использует автор, чтобы создать впечатление одушевленности неодушевленного предмета? Как называется художественный прием?
3. Раскройте образный смысл словосочетания листья осенние в поэтическом тексте? Как называется оборот речи, состоящий в замене словосочетания листья осенние описательным
сочетанием легкие дети весенние, содержащим образность и оценку объекта?
4. Почему поэт предпочитает в стихотворении употребление прилагательных и причастий после существительного? Что меняет обратный порядок слов (инверсия) в тональности, эмоциональности и ритмичности текста? Чтобы установить характер изменений, проведите лингвистический эксперимент: поменяйте прилагательное и существительное местами.
5. Какую эстетическую роль играют в тексте определения? Чем интересно причастие позлащенные с точки зрения происхождения? Подумайте, почему поэт выбрал эту форму, а не форму позолоченные?
90. Прочитайте стихи.
Я до сих пор не позабыла, —
А это было так давно! —
Как, напевая, мама мыла
В весну открытое окно.
Сияло солнце в стеклах чистых,
А мама — лучше в мире нет! —
Мне улыбалась так лучисто!
И я смеялась ей в ответ.
Когда же я букварь учила,
Понятней не было азов,
Слогов тех: ма-ма ра-му мы-ла —
Дороже я не знала слов.
Не моют окна, если горе...
Я в детстве поняла еще,
Что если мама раму моет,
Все, значит, в мире хорошо.
(Л. Дорошкова)
1. Какое чувство к матери передано поэтессой? Как развивается тема памяти в тексте? Что в воспоминаниях самое дорогое?
2. Какой русский обычай вспоминает поэтесса?
3. Как последние строки отражают основную авторскую мысль?
4. Найдите вставные конструкции. Что вносят они в текст — смысловые дополнения или эмоциональные замечания?
5. Какова роль звуковых повторов в создании эмоционального фона текста?
91. Прочитайте текст.
У печки
На огонь смотрю я в печку:
Золотые города,
Мост чрез огненную речку —
Исчезают без следа.
И на месте ярко-алых,
Золоченых теремов —
Лес из пламенных кораллов
Блещет искрами стволов.
Чудный лес недолог, скоро
Распадется он во прах,
И откроется для взора
Степь в рассыпчатых огнях.
Но и пурпур степи знойной
Догорит и отцветет.
Мрак угрюмый и спокойный
Своды печки обовьет.
Как в пустом, забытом доме,
В дымном царстве душной мглы
Ничего не станет, кроме
Угля, пепла и золы...
(К. Фофанов)
1. С каким чувством вы прочитали стихотворение? Какова его основная мысль?
2. Какие образы вызвали у поэта такие явления, как огонь, печка? При помощи каких лексических образных средств (метафора, эпитет, олицетворение) создана поэтическая картина?
3. Какими изобразительными средствами передается цветовая палитра текста?
4. Выбор каких слов придает тексту возвышенное торжественное звучание?
5. Охарактеризуйте синтаксис текста. Какова эстетическая роль использования согласованных определений, простых предложений и сложносочиненных конструкций?
92. Прочитайте описание тихого солнечного утра.
Тихое солнечное утро. Предрассветный мороз все прибрал, подсушил, где причесал, где подстриг, но солнце очень скоро расстроило все его утреннее дело, все пустило в ход, и на припеке острия зеленой травы начали отделять свои пузырики (М. М. Пришвин).
1. Какова роль первого предложения в создании образной картины? Какое состояние природы вызывает эстетическое переживание писателя?
2. Что необычного в картине природы? Какими средствами создается образное содержание?
3. Как (какими языковыми средствами) создается в тексте противопоставление? Какова его эстетическая роль в тексте?
4. Какие языковые средства способствуют в тексте ритмичности? Обратите внимание на слова с совпадающими звуковыми сочетаниями и частями слов.
5. Как вы думаете, почему автор употребил такое смешное и трогательное слово пузырики?
6. Творческое задание. Напишите сочинение-миниатюру по первой строке пришвинского текста: Тихое солнечное утро. О каком утре — зимнем, весеннем, осеннем, летнем — вы будете писать? Попробуйте описать его так, чтобы в вашем сочинении от-
разилась тема тишины и солнечности утра. Какие односоставные предложения вы будете использовать в своем сочинении?
93. Прочитайте выразительно небольшие лирические зарисовки пермского художника и писателя А. А. Тумбасова. Обратите внимание, какие разные впечатления могут вызвать у одного и того же человека листья в осеннюю пору. Спишите понравившийся вам текст.
1. На дорожках обронены золотые листья-монетки. Это осень разменивается с летом. И молодая елочка вдела в иголки сережку-листик. И в березы вкрапились золотые пряди — все это осенние грустинки.
2. Серая птичка — оранжевая грудка, встречалась мне в лесу до поздней осени. Это зарянка.
Но однажды ее не стало.
Заглядывая под сосенки, я увидел оранжевый листок, напомнивший мне зарянку. Должно быть, покидывая лес, она оставила в залог свой фартучек.
3. В ночи расстилаются холодные туманы. Утренние зори встают поздно, вечерние сгорают рано — дни убыли.
Ветер гоняет по озеру опавшие листья. Они попадают в ручей и уплывают друг за дружкой, выгнув гусельками черешки, будто золотые струги осени.
• Струг — старинное деревянное речное судно.
1. Какие впечатления выразил писатель в лирических зарисовках? Какие словесные образы вам понравились?
2. Объясните значение слова струги. Употребляется ли оно в современной речи? Какова его выразительная роль в тексте?
3. Какие слова помогают зрительно представить то, что увидел в листьях автор?
4. Назовите, какие лексические средства выразительности (слова в переносном значении, лексический повтор, синонимы и др.) использует А. Тумбасов в своих зарисовках?
5. С чем связано, что обособленные члены предложения придают высказыванию особую выразительность, легкость, лаконичность? Попробуйте перестроить предложения в сложные. Как изменится текст, его ритм, мелодика.
6. Какие синтаксические конструкции лучше использовать в зарисовках для записи каких-то ярких отрывочных мыслей, ярких впечатлений?
7. Творческое задание.
1) Любите ли вы осеннюю пору? Какие чувства она вызывает у вас? А вызывают ли у вас осенние листья ощущение яркой красоты и ее быстротечности одновременно? Поделитесь об этом в небольшой зарисовке, используйте открытое сравнение и скрытое (метафору).
2) Напишите этюд или зарисовку из 3 — 4 предложений на одну из тем: «Осенние листья», «Сказочные наряды осени», «Разноцветие осени», «Подарки осени» . Используйте разные виды простых предложений, осложненных обособленными членами предложения
94. Прочитайте текст.
Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в земле круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат.
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем, — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек (По К. Г. Паустовскому).
1. С каким чувством описывает писатель беседку, воробьев и дождь? Чем привлекает его беседка в тихие осенние ночи? Что вызывает у него эстетическое чувство?
2. Легко ли читался текст? Какие предложения придают тексту ритмичность и плавность речи?
3. Как влияет на гармоничность текста следование двух и более согласованных определений?
4. Какие предложения придают описанию лиричность и эмоциональность? Какой частью речи выражен главный член в безличных предложениях?
5. В чем, по-вашему, мастерство писателя? Оцените язык текста с эстетической стороны. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в тексте? Назовите их, приведите примеры по тексту
6. Творческое задание.
1) Напишите подробное изложение. После записи перечитайте свой текст и сравните с авторским. Какие слова вы использовали в тексте — свои или авторские? Не нуждается ли ваш текст в редактировании? Поработайте над совершенствованием текста.
2) Напишите сжатое изложение. Какие приемы сжатия текста вы будете использовать: обобщение или исключение?
95. Прочитайте стихи.
Ты в венке из колосьев
Вновь встаешь предо мной,
Ярко вышила осень
Сарафан твой цветной.
Ясный свет редколесья,
Облаков терема ...
Сказка ты или песня
Иль Россия сама?
(Н. И. Рыленков)
1. Какой образ создается в стихотворении? Какой образный смысл слова Россия раскрывается в тексте? Каким видится поэту родина? Какое чувство вызывает у поэта образ России?
2. Какова роль назывных предложений в тексте?
3. На каком художественном приеме, связанном с переносным значением, основано стихотворение? Какие слова создают олицетворяющий контекст?
4. Выучите наизусть и напишите стихотворение по памяти.
96. Прочитайте текст.
Речка Нерль
Недалеко от дома моего, в деревне, протекала речка Нерль. Она шла, извиваясь, узкая и быстрая, в красивых берегах, то около песчаной осыпи, покрытой хвойным лесом, то у самого леса, переходила луга и большие болота, входила в большие плесы и в глубокие бочаги. И они лежали, как круглые, огромные зеркала, отражая берега и лес.
Река в болотах шла, разветвляясь на несколько рукавов, и покрыта была густой тиной и какими-то водорослями, похожими на маленькие седые деревья, усеянные розовыми, как бисер, цветами. Были места, покрытые купавками, болотными лилиями. Эти места мои друзья-охотники называли «окрошкой». Среди тины и зарослей открывались плесы, чистые и глубокие — до тридцати аршин глубины.
Когда я ловил рыбу на удочку, все думал, что попадется какая-нибудь особенная рыба из этих глубоких плесов. И действительно, раз поймал большого карпа, в пять футов, с крупной чешуей красного цвета, с желто-светлыми глазами. Его золотая чешуя перемешивалась с серебряными и перламутровыми бляхами (По К. С. Коровину).
1. Как в тексте изображается красота реки Нерль?
2. Какие изобразительные средства участвуют в создании образной картины реки? Какова цветовая гамма текста? Как она усиливает эстетическое впечатление от текста?
3. С какой целью автор насыщает текст обособленными членами предложения: согласованными определениями, обстоятельствами, уточняющими членами предложения? Как они помогают живописать действие?
4. Оцените язык текста. Какими словами бы вы охарактеризовали словесное мастерство художника Константина Коровина?
5. Творческое задание. Напишите свободный диктант. После записи перечитайте текст-образец. Насколько ваш текст отличается от него? Что бы вы хотели отредактировать?
97. Прочитайте стихи.
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все ее дела большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, — Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.
(В. Боков)
1. Какова основная мысль текста?
2. Какой образ России создает поэт в стихотворении? Почему он не говорит о России как о географическом пространстве, хотя названы географические приметы?
3. Как создает автор «живой» образ России? Какое образное значение развивается в тексте у слова Россия?
4. Что придает тексту насыщенность однородными членами предложения?
5. Творческое задание. Какой ответ на вопрос дает поэт? Как бы вы ответили на вопрос: откуда начинается Россия? Напишите об этом после записи текста. Определите, в каком стиле вы будете писать продолжение.
98. Прочитайте текст.
Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.
Есть что-то особенно привлекательное в этих тусклых осенних днях. Идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Кругом тишина. Ни пения птиц, ни шороха листьев, только изредка упадет на землю тяжелый созревший желудь.
На голых сучьях повисли капли росы — следы ночного тумана. Природа как будто задумалась, будто ждет прихода зимы, ждет, когда мягкие хлопья снега укроют всю землю и нарядят в пушистую шубу голый, прозябший лес.
А пока что стоит он хмурый и прозрачный.
Далеко видно кругом сквозь тонкий узор облетевших веток.
Легко дышит осенней свежестью грудь, и невольно тянет идти все дальше и дальше вперед по влажной, укрытой желтой листвой тропинке. Идти и поглядывать по сторонам на последние, уцелевшие на ветвях бурые листья, на огромные, совсем разбухшие от старости и дождей грибы и шлюпики и слушать, слушать до звона в ушах эту чуткую тишину осеннего леса (Г. А. Скребицкий).
1. Какую образную картину поздней осени рисует писатель? Какие дни? Какой лес? Какая тишина? Какими определениями они охарактеризованы? Какова их эстетическая роль в тексте? Согласны ли вы с оценкой автора, что тусклые дни могут быть привлекательные?
2. Какова роль употребленных в тексте односоставных предложений: вызвать эстетическое впечатление, передать эмоциональное состояние?
3. Что, по-вашему, создает эмоциональный фон текста? Обратите внимание на повтор слов, определения.
4. Проведите эксперимент. Объедините в сложное предложение два предложения последнего абзаца. Как вы думаете, почему автор не использовал такое предложение конструкцию, а разбил его на два предложения.
5. Творческое задание. Напишите сжатое изложение. Удалось ли вам сохранить общий эмоциональный настрой и образное содержание? Поработайте над черновиком текста, улучшите его.
99. Прочитайте текст К. Г. Паустовского.
Леса, будто (...) из тонкого олова, сверкали под декабрьским небосклоном. Стеклянный блеск играл на горах, (...) легкими снегами. Солнце, похожее на золотой (...) плод, неслось за прозрачной листвой деревьев, зажигая в ней ослепительные пожары.
Хлопья снега лежали на кустах, как мохнатые цветы, рядом с серыми пушистыми шарами волокнистых семян.
Непрочный снег слетал с деревьев, обнажая стволы, (...), как бронза.
1. Творческое списывание. Подберите по смыслу причастия. Спишите, вставляя пропущенные причастия.
2. Какие словесные образы воплощены в тексте?
3. Как решается в тексте тема света и цвета? Какова цветовая гамма текста? Назовите слова, обозначающие в тексте цвет. Какова их роль в тексте: изобразительная, эмоциональная, смысловая?
4. Найдите обособленные согласованные определения и обстоятельства. Прочитайте текст, опустив обособленные обороты. Как он изменился? Сделайте вывод о выразительной и изобразительной роли согласованных определений и обстоятельств.
100. Прочитайте отрывок из книги Н. И. Сладкова «Иду я по лесу». Герой очерков встречает в лесу разные
загадки природы и встречается с секретами и тайнами леса. Этот текст — одна из историй.
Вхожу прямо в жужжащую темноту леса. Иду на звук, осторожно ступая и разгребая кусты. Чьи-то крылья порхают вокруг, легкий ветерок щекочет щеки и шевелит волосы. Что происходит в лесу? Что за летуны роятся вокруг? Почему тут возбуждение, шум, переполох, когда вокруг в лесу полная тишина?
Нащупываю фонарик: сейчас пролью свет на это темное дело!
Включать или не включать? Включу и разом разгадаю загадку — со скоростью света. А помедлю — и побуду с тайной наедине, продлю волнение неизвестности. Включу — и загадка превратится в отгадку. Включать или не включать?
Конечно, это неплохо, — превращать загадки в отгадки.
Включать или не включать?
1. Какой эффект создается отсутствием в тексте личного местоимения я?
2. При помощи каких предложений передается ощущение эмоционального напряжения и лаконичности? Какие предложения доминируют в тексте?
3. Творческое задание. Напишите после записи текста его продолжение. Отвечая на вопрос автора, поразмышляйте о том, хорошо ли разгадывать тайны леса, увидеть, как живет ночью лес, или лучше оставить все в тайне, не тревожить ночных жителей леса: насекомых, бабочек, ежей, не «освещать» тайну. Если вам трудно, то воспользуйтесь подсказкой. В авторском тексте после вопроса следует предложение: Свет фонаря пронзил ночь.