Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы. 5 — 11 классы: пособие для студента-практиканта - Г. М. Кулаева 2010

9 КЛАСС
СИНТАКСИС. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  101. Прочитайте стихи. Спишите.

Перед закатом набежало

Над лесом облако — и вдруг

На взгорье радуга упала,

И засверкало все вокруг.

Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

(И. А. Бунин)

1. Какую образную картину вы представили себе? С каким настроением читали строки?

2. Какие лексические языковые средства способствуют образности текста?

3. Как создается в тексте ощущение динамичности, стремительности описания дождя и наступившей тишины?

4. Какую роль в тексте играют сложносочиненные предложения?

5. Какие языковые средства выразительности использованы в тексте? Приведите примеры.

  6. Дайте эстетическую оценку тексту.

  102. Прочитайте строфы.

День твоего рожденья — это значит,

Что настежь окна, что близка весна,

Что в почки набухающие прячет

Детенышей зеленых бузина.

День твоего рожденья — это значит,

Что мчится ветер, взморьем продышав,

Что новый день для всей природы начат,

Что возникает музыка в ушах.

(П. Г. Антокольский)

1. Какое впечатление вызвали у вас стихи?

2. Как создается ощущение гармонии в композиции стихов? Можно ли говорить, что два предложения по структуре полностью параллельны?

3. Какое значение получает в тексте словосочетание «день рожденья»? Как происходит образное приращение значений у слова в тексте? Сделайте вывод о том, как может появиться образное значение у слова в тексте.

4. Какие синтаксические средства выразительности, основанные на одинаковом начале и параллелизме, использованы в тексте?

5. Творческое задание. Попробуйте написать продолжение стихотворения, сохранив параллелизм строф.

103. Прочитайте текст. Запишите по памяти.

Я тебя не забуду за то, что

Есть на свете театры, дожди,

Память, музыка, дальняя почта ...

И за все. Что еще. Впереди.

(П. Г. Антокольский)

1. Как создается в тексте лаконичный и емкий образ отношений между двумя людьми?

2. Прочитайте текст как одно предложение. Каким является это предложение по структуре? Сравните авторский и преобразованный варианты. Какой вариант эмоционально воздействует на читателя?

3. Как называется синтаксическое средство выразительности, употребленное в тексте?

4. Прочитайте выразительно стихи, передав голосом глубину чувств

104. Прочитайте стихи.

Январь

Январь, старик в державном сане,

Садится в ветровые сани, —

И устремляется олень,

Воздушней вальсовых касаний

И упоительней, чем лень.

Его разбег направлен к дебрям,

Где режет он дорогу вепрям,

Где глухо бродит пегий лось,

Где быть поэту довелось...

Чем выше кнут, тем бег проворней,

Тем бег резвее; все узорней

Пушистых кружев серебро.

А сколько визга, сколько скрипа!

То дуб повалится, то липа —

Как обнаженное ребро.

(И. Северянин)

1. Что привлекло вас в созданной образной картине? Какое настроение передается вам после чтения стихов?

2. В каком значении употреблено слово «январь» в тексте? Есть ли прямое указание в тексте на образное значение?

3. Найдите предложение с несколькими придаточными. Как они участвуют в гармонии структуры текста?

4. Возникло ли у вас ощущение динамичности, экспрессии? Какие из предложений способствуют созданию воздействующего контекста?

5. Какие художественные приемы, основанные на переносном значении слова, использованы в тексте? Как они способствуют образности языка текста? Какова роль использования сравнительной степени прилагательных?

6. Подготовьтесь к выразительному чтению.

105. Прочитайте стихи, запишите по памяти.

Рассыпался чертог из янтаря, —

Из края в край сквозит аллея к дому.

Холодное дыханье сентября

Разносит ветер по саду пустому.

(И. А. Бунин)

1. Какую художественную картину вы представили?

2. В каком значении употреблено в тексте слово чертог? Есть ли в тексте прямое указание на значение слова в тексте? Это прямое или переносное значение?

3. Какой художественный прием, основанный на переносном значении, использован в тексте?

4. Бунин часто употребляет в поэтических текстах слово сквозит. Определите его значение. Поразмышляйте, почему именно это слово так частотно в бунинских текстах, чем оно привлекало поэта

5. Понаблюдайте за порядком слов. Усиливает ли он выразительность текста?

106. Спишите художественное описание грозы.

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели ...

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями (И. С. Тургенев).

1. Почувствовали ли вы художественное совершенство текста и мастерство писателя?

2. Найдите бессоюзные сложные предложения. Какие смысловые отношения между простыми предложениями? Объясните пунктуацию.

3. Какова выразительная роль бессоюзных предложений в текстах-описаниях?

4. Выпишите глаголы. В какой части текста их больше? Как вы думаете, почему глаголы преобладают во второй части, в которой почти отсутствуют определения-прилагательные.

5. Какова эстетическая роль глаголов в описании надвигающейся грозы и ее разрешения? Какие из них обладают звучностью, какие придают динамичность, выразительность (экспрессивность) описанию картины грозы? Почему так много глаголов с приставкой за-?

107. Прочитайте про себя стихи.

С солнцем склоняясь за темную землю,

Взором весь пройденный путь я объемлю:

Вижу, бесследно пустынная мгла

День погасила и ночь привела.

Странным лишь что-то мерцает узором:

Горе минувшее тайным укором

В сбивчивом ходе несбыточных грез

Там миллионы рассыпало слез.

(А. А. Фет)

1. Почувствовали ли глубину смысла текста? О чем он? О какой ночи и пути идет речь? Как создается поэтом приращение образного смысла?

2. Как употребление бессоюзных предложений помогает выразить глубину размышлений лирического героя?

3. Какие слова являются принадлежностью поэтической речи? Как они воздействуют на наши чувства?

4. Почему в тексте используются разные формы глаголов: прошедшего и настоящего времени?

5. С каким чувством вы прочитаете эти строки? Подготовьтесь к выразительному чтению.

108. Прочитайте отрывок из поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

И какой же русский не любит быстрой езды? ... Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мелькании, где не успевает означиться пропадающий предмет, только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.

1. Какое эстетическое впечатление произвел на вас этот фрагмент?

2. Какое чувство вызывает у писателя быстрая езда? Как он выразил свое восприятие ее в тексте?

3. Какую эстетическую роль играет предложение-зачин? Как называется это средство синтаксической выразительности? Можно ли прочитать это предложение как восклицательное предложение?

4. Докажите на примере гоголевского текста, что предложение с разными видами связи может быть емким по содержанию и выразительным.

5. Как создается в тексте ощущение быстрой езды? Понаблюдайте за повтором слов, лексикой текста, использованием однородных членов предложения, однотипным порядком слов. Для чего писателю нужна гиперболичность образа быстрой езды?

6. Докажите, что язык текста образный и выразительный (экспрессивный). Обратите внимание на организацию слов в тексте, отбор слов, звучание текста.

109. Прочитайте стихи. Запишите их.

Морозное дыхание метели

Еще свежо, но улеглась метель.

Белеет снега мшистая постель,

В сугробах стынут траурные ели.

Ночное небо низко и черно, —

Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,

Сквозит его таинственное дно

И холодом созвездий пламенеет.

(И. А. Бунин)

1. Какая поэтическая картина вам представляется? Как усиливается образность текста за счет рифмующихся слов, нарушений привычных сочетаний?

2. Как называется художественный прием, соединяющий несовместимые понятия, в строке: И холодом созвездий пламенеет? С какой целью используется этот прием в тексте?

3. Как создается контраст в тексте? Какова его роль в гармонии текста?

4. В тексте есть слова, которые постоянно употребляются Буниным, — сквозит, свежо. Дайте их толкование. Попробуйте заменить их синонимами. Как вы думаете, почему именно эти слова в поэтическом тексте так притягательны для поэта?

110. Прочитайте текст, запишите его.

Вздыхает море. С поля в город входит ночь в бархатных одеждах, город встречает её в золотых огнях. Сухо стучат деревянные башмаки девушки.

На востоке небо темно, в темноте рыщут молнии, а над островом ослепительно пылает великолепное солнце (А. М. Горький).

1. Использование каких слов придает тексту торжественное, высокое звучание?

2. Как вы думаете, почему писатель выбрал слово «вздыхает», а не «дышит»; «пылает», а не «сверкает», «горит»? Обратите внимание на значение слов, их звучание. Обратите внимание на звуковые сочетания в словах (ослепительно пылает великолепное солнце).

3. Какова функция обратного порядка слов (инверсии): эмоциональная, эстетическая, выделительная, смысловая? Докажите.

111. Прочитайте текст, запишите его.

Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной: там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет зимой, а летом принюхаемся к земле, и поздней осенью пахнет нам снегом (М. М. Пришвин).

1. Какое эстетическое отношение испытывает писатель к родной природе?

2. На чем основана выразительность текста? Какими языковыми средствами достигается противопоставление в нем?

3. Какое эстетическое свойство тексту придает использование бессоюзной и сочинительной связи?

4. Обратите внимание на повтор слов, синтаксических конструкций в тексте. Как повтор способствует созданию эстетической организации предложений в единое целое — текст?

5. На каком принципе основана гармония в тексте: на противопоставлении, повторе, параллельности?

112. Прочитайте текст.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос, ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо. Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики (Г. Скребицкий).

1. Что для героя рассказа значит «было очень хорошо»? Умеет ли герой рассказа мальчик чувствовать красоту привычных явлений?

2. Вызвала ли у вас образная картина эстетическое чувство?

3. Какими языковыми средствами создается образный смысл?

4. Найдите в тексте сопоставление противоположностей. Что придает тексту использование однородных членов предложения, соединенных противительным союзом а? Какова выразительная роль противопоставления в создании образной картины?

113. Прочитайте описание весеннего расцвета деревьев.

Удивителен весенний расцвет дерева! А как он удивителен, если весна дружная, счастливая! Тогда то незримое, что неустанно идет в нем, проявляется, делается зримым особенно чудесно. Взглянув на дерево однажды утром, поражаешься обилию почек, покрывших его за ночь. А еще через некий срок внезапно лопаются почки — и черный узор сучьев осыпают несметные ярко-зеленые мушки. А там надвигается первая туча, гремит первый гром, свергается первый теплый ливень — и опять, еще раз совершается диво: дерево стало уже так темно, так пышно по сравнению со своей вчерашней голой снастью, раскинулось крупной и блестящей зеленью так густо и широко, стоит в такой красе и силе молодой крепкой листвы, что просто глазам не веришь ... (И. А. Бунин)

1. Вызвало ли у вас чтение текста эстетическое наслаждение?

2. Какова роль первых предложений в выражении эстетических чувств лирического героя? Какое это чувство — удивления, радости, счастья? В каких словах отражена эмоциональная оценка автора?

3. Какова роль повторяющегося слова первый в тексте?

4. В каких словах выражается чувство восхищения от происходящих весной изменений в природе? Каков эмоциональный фон текста?

5. Какие языковые средства придают торжественность и динамичность описанию? Какие лексические средства и синтаксические конструкции усиливают эстетическое воздействие текста?

6. Что поразило вас в бунинском живописании словом и владении писателем русской речью?

7. Творческое задание. Напишите подробное изложение, сохранив авторские эпитеты-определения.

114. Прочитайте стихи.

Еще заря не встала над селом,

Еще лежат в саду десятки теней,

Еще блистает лунным серебром

Замерзший мир деревьев и растений.

Какая ранняя и звонкая зима!

Еще вчера был день прозрачно-синий,

Но за ночь вдруг сошел с ума,

И выпал снег, и лег на листья иней.

Седых берез волшебные ряды

Метут снега безжизненной куделью.

В кристалл холодный убраны сады,

Внезапно занесенные метелью.

(Н. А. Заболоцкий)

• Кудель — волокнистая часть льна или пеньки (Словарь Ожегова).

1. Какие образные картины наступившей внезапно зимы вы представили себе, читая стихи?

2. Какие языковые средства помогли автору создать образную картину холодного зимнего утра и передать свое отношение к описанию?

3. Какая цветовая гамма преобладает в описании? Какова ее эстетическая роль в тексте? Какие поэтические слова употреблены в тексте?

4. С какой целью автор использует параллелизм синтаксических конструкций?

5. Как называется художественный прием, основанный на повторе первых слов в предложениях?

115. Прочитайте стихи.

Осень. Тишина в поселке дачном,

И пустынно-звонко на земле.

Паутинка в воздухе прозрачном

Холодна, как трещина в стекле.

Сквозь песочно-розовые сосны

Сизовеет крыша с петушком;

В легкой, дымке бархатное солнце —

Словно персик, тронутый пушком.

На закате, пышном, но не резком,

Облака чего-то ждут, застыв;

За руки держась, исходят блеском

Два последних, самых золотых;

Оба к солнцу обращают лица,

Оба меркнут с одного конца;

Старшее — несет перо жар-птицы,

Младшее — пушинку жар-птенца.

(Н. Матвеева)

1. Какие картины природы поразили поэтессу? Какие образы создает она в стихах? При помощи каких языковых средств создается олицетворяющий контекст?

2. Какое слово придумано поэтессой? Какова его роль в передаче образной картины, нарисованной поэтессой?

3. Вызывают ли у вас образы, придуманные поэтессой, эстетическое и эмоциональное впечатление?

4. Какую роль выполняет цветовая лексика в тексте? Какой цвет доминирует? Как вы понимаете выражение «пышном, но не резком»?

5. Почему поэтесса объединила простые предложения в одно, соединив их точкой с запятой? Как это влияет на чтение, темп, ритм, смысл текста? Какова его эстетическая роль?

6. Если вам понравились стихи, запишите их по памяти.

116. Прочитайте текст. Определите основную мысль и стиль текста.

Синие тени

Люблю я первые, полные света и синих теней весенние дни, когда по-особенному свеж и чист воздух. И кажется, что весна вот тут, где-то рядышком. Наконец-то люди начинают сбрасывать с крыш домов и сараев толстый слой снега: тепло не за горами. И, несмотря на холодный еще месяц, как-то особенно, по-весеннему звонко и весело тенькает капель.

На дворе появились искрящие лужицы. К ним со всех сторон с веселым чириканьем слетаются взъерошенные, с грязными грудками воробьи. Забияки радуются свету и воде, купаются... Крупные брызги летят во все стороны, а воробышки от этого еще веселее чирикают, будто выкрикивают: «А у нас весна! Уже весна!» — и еще дружнее ныряют, забыв про студеный день, который хотя и выдался теплым, но по-зимнему короток. Не успело солнце подняться над лесом, как тут же разрумянившимся яблочком закатилось за горизонт (По А. В. Дорохову).

1. Как выражено в тексте глубокое чувство писателя к весенним первым дням? Понаблюдайте за порядком слов в первом предложении. Что придает тексту обратный порядок слов?

2. Что вызывает у писателя в ранней весне эстетическое чувство и как оно отражено в тексте? Согласны ли вы с мыслью автора, что весна, а значит и красота, может быть рядышком, ее только нужно уметь увидеть и почувствовать?

3. Каковы цвет, свет, запахи, звуки весны в восприятии писателя?

4. Какие слова и синтаксические конструкции придают особую экспрессивность описанию? Понаблюдайте за однородными, обособленными и уточняющими членами предложения.

5. Творческое задание. Напишите лирическую зарисовку на тему первых весенних дней. Начните сочинение со слов: Люблю я первые весенние дни ... Попробуйте увидеть красоту первых весенних дней рядом и описать ее.

117. Писатель С. Т. Аксаков вспоминает свое детство, проведенное в усадьбе у деда, в книге «Детские годы Багрова-внука». Попробуйте прочитать внимательно и не спеша текст — описание встречи зимнего рассвета, насладитесь чарующим и удивительно точным языком.

Длинна зимняя ночь, и особенно в деревне, где ложатся рано: бока пролежишь, дожидаясь белого дня. Я всегда просыпался часа за два до зари и любил встречать без свечки зимний рассвет. В этот день я проснулся еще ранее и сейчас пошел узнать, что делается во дворе.

На дворе была совершенная тишина. Воздух стал мягок, и, несмотря на двадцатиградусный мороз, мне показалось тепло. Высыпались снежные тучи, и только изредка какие-то запоздавшие снежинки падали мне на лицо.

В деревне давно проснулась жизнь; во всех избах светились огоньки и топились печи, а на гумнах, при свете пылающей соломы, молотили хлеб. Гул речей и стук цепов с ближайших овинов долетал до моего слуха.

Я засмотрелся, заслушался и не скоро воротился в свою теплую комнату. Я сел против окошка на восток и стал дожидаться света; долго нельзя было заметить никакой перемены. Наконец показалась особенная белизна в окнах, побелела изразцовая печка, и обозначился у стены шкаф с книгами, которого до тех пор нельзя было различить.

В другой комнате, дверь в которую была отворена, уже топилась печка. Гудя и потрескивая, и похлопывая заслонкой, она освещала дверь в половину горницы каким-то веселым, отрадным и гостеприимным светом.

Но белый свет вступал в свои права, и освещение от топящей печки постепенно исчезало. Как хорошо, как сладко было на душе! Спокойно, тихо и светло! Какие-то неясные, полные неги, теплые мечты наполняли душу ... (По С. Т Аксакову)

1. Какое эстетическое впечатление произвело на вас чтение текста? Не правда ли, погружаешься вместе с героем в какое-то прекрасное и в то же время напряженное ожидание наступления утра?

2. Какое эмоциональное переживание испытывает герой от встречи утра? Что вызвало у него эстетическое наслаждение? Как вы думаете, почему тишина и свет обладают удивительной силой наполнять душу спокойствием, теплом и добром?

3. Как автору удалось передать в тексте ощущение спокойствия, совершенной тишины и неги?

4. Какие языковые средства придают тексту особую лиричность, помогают автору выразить свое состояние, чувства?

5. Какие синтаксические конструкции создают впечатление неспешности, плавности течения речи?

6. Какова роль в тексте заключительных восклицательных предложений? Какая часть речи, используемая в последних предложениях, придает особую лиричность в выражении чувств лирического героя?

7. Творческое задание. Напишите изложение по тексту. Сопоставьте свой текст и авторский, постарайтесь улучшить его, приблизившись к авторскому.

118. Прочитайте про себя текст.

Озеро Шуя

За рекой Прой мы поднялись на песчаный изволок и вошли в лес. Он встретил нас сыроватой тишиной, синью и блеском неба над вершинами.

Мы знали, что где-то здесь есть глубокое озеро Шуя. Каждую низину в лесу, заросшую непролазным темным ольшаником, мы принимали за берега этого озера. Но оно открылось неожиданно под крутым холмом между сосен, окруженное порослью молодых осин и старой, черной ольхи.

Круглое, как чаша, с прозрачной и совершенно спокойной водой, оно отражало этот синий и мглистый, струящийся день, всю его глубину и свежесть. Каждый куст остролиста, белые, почти прозрачные цветы водокраса, коряги, заросшие хвощом, застенчивые незабудки во мху, стаи мальков, уткнувшихся носами в подводные камни, — все это казалось таким сказочным, что мы говорили вполголоса.

Будто впустили нас в дремучий светлый край, где можно увидеть, как на глазах раскрываются лесные цветы, как с них медленно стекает на подставленную ладонь роса, как шевелится бурый лист и из-под него прорастает, выпрямляя плечи под своим маленьким коричневым армячком, коренастый гриб боровик.

Тень от нависших деревьев падала на воду. Вода в тени казалась необыкновенно глубокой, черной. Палый лист осины лежал на этой воде, как драгоценность, небрежно брошенная юной осенью (По К. Г. Паустовскому).

1. С каким чувством делится писатель К. Г. Паустовский со своим читателем?

2. Какие образы вам понравились? Какими языковыми средствами они создаются в тексте?

3. Какими словами вы охарактеризуете язык текста?

4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в тексте? Приведите примеры по тексту.

5. Какова роль синтаксических конструкций, последовательности следования слов, их сочетаемости в организации эстетики звучания текста?

6. Творческое задание. Напишите сжатое изложение. Оцените свой текст с эстетической стороны, удалось ли сохранить те языковые средства, которые способствуют восприятию текста как образного, выразительного.

119. Прочитайте текст Н. И. Сладкова из его книги «Иду я по лесу».

Иду я по лесу, а комары!.. Эти убийцы радости умеют даже светлый день превратить в черную ночь. Вззз! — и повиснет на ухе. Вззз! — и кольнет иглой в шею. Вззз! — и вопьется в нос. А ты с размаху бьешь сам себя!

Ни посмотреть, ни послушать. И думаешь об одном: как бы от них отбиться?

— Чтоб вы сдохли! — рявкнул я.

И комары сдохли. Все до единого. Не скулят, не липнут, не колют. Иди смотри, слушай в свое удовольствие. Радуйся! Но почему-то не радуюсь. Что-то не то и что-то не так! Все почему-то притихли и приуныли. Весничка почти не поет, некогда песни ей петь, птенцы есть просят, а комары куда-то исчезли. Полуголодный паук во все восемь глаз на паутину глядит, а в паутине пусто. Стрекозам некого стало ловить, лягушатам некого стало хватать.

Раньше комары смотреть не давали, а теперь и смотреть не на что. Все какие-то скучные и пришибленные. Себя пожалел — о других не подумал!

— Чтоб вы ожили.

Не задержались. И набросились. Вззз! — впились в уши, вззз! — залепили глаза. Снова не послушать, не посмотреть, снова бей себя!

А что делать? Может, подскажете?

1. Понравился ли вам текст? Какое эмоциональное впечатление он производит? В чем, по-вашему, его воздействующая сила на читающего? Легко ли будет читать его вслух?

2. Какие слова или синтаксические конструкции подтверждают разговорность и экспрессивность текста? Какие средства языка оказываются ведущими в создании эмоционального напряжения в выражении чувств?

3. Докажите, что язык текста выразительный и образный.

4. Творческое задание. Напишите продолжение, ответив на последний вопрос автора.

120. Прочитайте описание тихого летнего дождя.

В начале июня часто шли необычные для лета дожди: тихие, по-осеннему смирные, без гроз, без ветра.

По утрам с запада, из-за дальних бугров, выползала пепельно-серая туча. Она росла, занимая полнеба, — зловеще белели ее темные подкрылки, — а потом снижалась так, что прозрачные, как кисея, нижние хлопья ее цеплялись за крышу стоявшей в степи, на кургане, ветряной мельницы; где-то высоко добродушно еле слышной октавой разговаривал гром и спускался благодатный дождь.

Теплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших, пенистых лугах; и так тих и мирен был этот негустой дождь, что даже цветы не склоняли головок, даже куры по дворам не искали укрытия. С деловитой озабоченностью они рылись возле сараев и влажных, почерневших плетней в поисках корма, а мокрые и слегка утратившие свою величественную осанку петухи, невзирая на дождь, кричали врастяжку и по очереди, и бодрые голоса их сливались с чириканьем беззастенчиво купавшихся в лужах воробьев и писком ласточек, как бы пропадавших в стремительном полете и пахнущей дождем и пылью ласково манящей земле (По М. А. Шолохову).

1. С каким чувством описывает писатель М. А. Шолохов необычный и благодатный дождь? В каких предложениях и в каких словах отражается эстетическое отношение автора к дождю?

2. Какие образы, созданные в тексте, вам понравились, показались особенно точными и удачными?

3. Какие слова характеризуют дождь? Выпишите их. Как воспринимают дождь животные? Как их отношение к дождю способствует созданию целостного образа тихого дождя?

4. Какие средства выразительности на всех языковых уровнях вы заметили в тексте?

5. Как выбор синтаксических конструкций способствует ощущению плавности, неспешности речи?

6. Творческое задание. Напишите свободный (зрительный) диктант. После записи текста сравните свой текст с авторским. Совершенствуйте, если нужно, язык вашего текста.

121. Прочитайте стихи.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

(А. А. Фет)

1. Какое настроение передано в тексте?

2. Использование каких односоставных предложений придает особую лиричность поэтическим строкам?

3. Какие языковые средства и художественные приемы рождают образное приращение смысла в тексте?

4. Как создается на уровне звучания, отбора слов и синтаксических конструкций ощущение динамичности и экспрессивности в описании весеннего дождя?

5. Как можно объяснить употребление «неправильной» формы слова облак в поэтическом тексте?

6. Какие слова, употребленные в тексте, принадлежат поэтической речи, частотны в поэзии?

7. Выучите стихотворение наизусть. Напишите его по памяти.

122. Прочитайте описание весеннего вечера.

Вечер весны

Красой зеленой покрывает солнце землю, посыпает цветами, но в вечернем сумраке весны, в заре вечерней есть какая-то тайная печаль. Я всегда чувствовал в вечер весны грусть глубокую.

Среди серого мелколесья, у склона и ручья, где за сучьями обнаженной ольхи потухала вечерняя заря, где в тишине леса замирают звуки соловьиной песни, я стоял на тяге.

С тяги я шел домой по талой, потемневшей в сумраке вечера земле. Передо мной, далеко за мелколесьем, темнела среди больших берез крыша моего дома, и дом мой сливался с печалью вечера. Все кругом было в тишине вечерней.

Я вижу, как из дому идет мой дед-сторож, несет крынку молока, и все как-то тихо, печально.

И глухо у меня в доме. Я вхожу по ступеням крыльца в темную комнату, зажигаю лампу.

Над моховым болотом, за которым далеко расстилались рядами леса, взошел круглый месяц, как розовый кружок на лиловой мгле ночного неба. Весенняя ночь пахла сыростью земли, и я почувствовал: в далях лесов и в месяце была та же тайная печаль. И дом мой, освещенный лампой, был тих и сиротлив (По К. Коровину).

1. Какое эмоциональное состояние героя отражено в тексте?

2. Как в тексте раскрывается тема тишины, печали? К какой части речи относятся слова, отражающие эту тему? В каком значении они употреблены? Как они влияют на эмоциональное восприятие картины весеннего вечера?

3. Какие слова, синтаксические конструкции усиливают в тексте лиричность и чувство всеохватывающей печали? Обратите внимание на безличные предложения в тексте. Почему в тексте так частотно местоимение я?

4. Какова эстетическая роль повтора и обратного порядка слов?

5. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в тексте?

6. Какова роль сложных предложений в создании эстетики речи?

7. Творческое задание. Напишите изложение по тексту.

123. Прочитайте миниатюру М. М. Пришвина «Последние грибы».

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосинников, и подберезовиков.

Это и были последние грибы.

1. Какие образы создает писатель в тексте?

2. Употребление каких частей придает тексту динамичность и экспрессивность?

3. Какие синтаксические конструкции преобладают в тексте? Какова их роль в создании эстетического впечатления?

4. Творческое задание. Напишите сжатое изложение по тексту.

124. Прочитайте стихотворение Н. Асеева.

Глядя в небеса

Как лед облака, как лед облака,

как битый лед облака,

и синь далека, и синь высока,

за ними — синь глубока;

Летят облака, как битый лед,

весенний колотый лед,

и синь сквозит, высока, далека,

сквозь медленный их полет;

Летят облака, летят облака,

как в мелких осколках лед,

и синь холодна, и синь далека,

сквозит и холодом льнет;

И вот облака превращаются в лен,

и лед истончается в лен,

и лед и лен уже отдален,

и снова синь небосклон!

1. Что составляет, по-вашему, эстетическое воздействие стихотворения? Какова звукопись текста?

2. Какие образы созданы в стихотворении? Удачно ли сопоставление льда и облаков, облаков и льна? Для чего оно использовано в тексте?

3. Какую эстетическую роль выполняет прием использования повтора (слов, союзов, предложений)?

4. Какими языковыми средствами передается цветовое ощущение в тексте?

5. Подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на пунктуацию текста. Какое эмоциональное состояние поэта вы передадите при чтении