Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы. 5 — 11 классы: пособие для студента-практиканта - Г. М. Кулаева 2010
9 - 11 КЛАССЫ
Дидактический материал этого раздела представлен текстами русской классики, текстами современных писателей и поэтов и текстами, содержащими оценочные высказывания литературоведов, лингвистов, писателей о языке русских поэтов и писателей. Текстам адресованы вопросы и творческие задания, ориентирующие на эстетическую составляющую художественного текста/текстов.
Основной целью включенного в раздел дидактического материала является организация лингвоэстетического анализа художественного текста, подготовка к осознанию эстетической индивидуальности текстов признанных мастеров русского художественного слова и созданию собственных оценочных высказываний учащихся о языковом эстетическом идеале, воплощенном в языковом творчестве русских писателей и поэтов.
Анализ текста завершается творческой работой, в основном сочинением-рассуждением (отзывом, эссе). Выбор этих форм не случаен: они помогут в подготовке учащихся к написанию сочинения для итоговой аттестации в 9 классе (ГИА) и экзамену по русскому языку в 11 классе (ЕГЭ). Учащимся предоставляется выбор творческого задания. В творческой работе учащиеся могут дать эстетические оценки языку анализируемого текста-образца, особенностям стиля и эстетической организованности языковых и выразительных средств, привести свои аргументы об эстетическом совершенстве владения русским языком мастерами русского художественного слова.
125. Прочитайте текст А. С. Пушкина из «Капитанской дочки».
Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. Я погрузился в размышления, большею частию печальные. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду. Между тем начало смеркаться. Мы ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» — спросил я у ямщика. «Недалече, — отвечал он. — Вон уж видна». Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны, стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой — скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость? — спросил я с удивлением. «Да вот она», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
1. Какие картины вы себе представили, читая текст из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина?
2. Какое чувство вызвали они у героя повести? Как настроение героя повести соотносится с увиденными им унылыми картинами степи близ Оренбурга?
3. Обратите внимание на синтаксические конструкции текста. Какие предложения преобладают? Как обилие коротких простых предложений, в том числе и в составе сложных, соотносится с содержанием текста, с картинами природы, состоянием героя?
4. Какие из сложных предложений употреблены в тексте? Как это связано с содержанием?
5. Как вы думаете, почему автор выбирал простые предложения, преимущественно распространенные обособленными согласованными определениями и обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами? Какова их роль в тексте?
6. Есть ли лексический повтор в тексте? Какую роль он выполняет в тексте?
7. Какое значение имеет слово крепость в словаре и как его значение раскрывается в тексте: сначала в романтическом представлении героя, затем в реально увиденной им картине Белогорской крепости? Выстройте цепь ключевых слов, раскрывающих значение понятия «Белогорская крепость».
8. Как характеризует текст частотность употребления личного местоимения я?
9. Встретились ли в тексте выразительные средства художественной речи? Почему они сведены до минимума? В чем, по- вашему, заключается художественная выразительность текста?
10. Сделайте вывод о том, как создается Пушкиным ощущение простоты, прозрачности языка, лаконичности, динамичности повествования, эмоционального напряжения в тексте.
11. Творческое задание.
Сочинение-рассуждение о языке пушкинского текста. В чем секрет гармонии пушкинской фразы? Приведите свои аргументы. Вспомните эстетические принципы, заявленные Пушкиным применительно к прозе. («Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат».)
Сделайте вывод, в чем, по-вашему, заключается совершенство пушкинского языка.
126. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина.
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня ...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу ...
1. Какое чувство вы передали при чтении? На чем основано ваше предположение о тональности текста? Какие слова выражают тревожное состояние поэта?
2. Какая лексика употреблена в тексте? Выпишите из текста слова, распределив по частям речи. Какая часть речи преобладает в тексте?
3. К каким группам относятся существительные: отвлеченная, конкретная, поэтическая, разговорная? Какой вывод можно сделать?
4. Какие глаголы употреблены в тексте? Что они обозначают? Ослаблена ли в них действенность, а что усилено? Какие местоимения употреблены в тексте? Какой вывод вы можете сделать, исходя из анализа по частям речи, об образном смысле стихотворения?
5. Что обозначает парка? Как сочетание высокого слова парка с разговорным выражением «бабье лепетанье», а также сочетание слова «жизнь» с разговорным выражением «мышья беготня» отражает эстетический принцип А. С. Пушкина об употреблении слов согласно принципу сообразности и соразмерности, точности выражения? Какие художественные приемы используются в тесте? Какова их эстетическая цель?
6. Какие предложения употреблены в начале текста? Как они связаны с эмоциональной тональностью текста, с выражением состояния тревоги? Как влияет на ритм текста употребление трех параллельных по структуре назывных предложений? (Парки бабье лепетанье ...) Отражают ли они размышления, внутреннюю речь лирического героя?
7. Какие языковые средства в последнем предложении помогают нам понять нравственную позицию поэта, твердость в поиске ответов на вопросы?
8. Творческое задание. Выполните письменный лингвистический анализ текста. Дайте оценку стихотворению А. С. Пушкина, его философскому смыслу.
127. Прочитайте два текста об особенностях художественного языка произведений А. С. Пушкина.
1. Все лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт» (Н. В. Гоголь).
2. Пушкин писал удивительно сжато, коротко, лаконично. Каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Он не любил подробно разъяснять свою мысль, он рассчитывал на внимательного читателя, умеющего разобраться в содержании стихотворения, правильно осмыслить его образы и расшифровать заключающиеся в нем намеки (С. М. Бонди).
1. Какие оценки творческой манере письма Пушкина дают его современник писатель Н. В. Гоголь и литературовед-пушкинист С. М. Бонди?
2. В чем видится Гоголю совершенство пушкинской поэзии? Как вы понимаете выражение «бездна пространства» в слове?
3. Творческое задание. Напишите сочинение-рассуждение. Согласны ли вы с мнением Н. В. Гоголя, что Пушкин писал кратко, лаконично и что «в каждом слове бездна пространства». Приведите свои аргументы.
128. Прочитайте текст Г. Н. Волкова из книги «Тебя как первую любовь ...». Спишите.
Одна из характернейших черт пушкинской поэзии — это лаконизм, предельная сжатость, спрессованность содержания. Никаких длиннот, никакого «разжевывания», ничего лишнего. Даже напротив, Пушкин часто недоговаривает, набрасывая лишь прерывистые штрихи образа, давая возможность самому читателю домыслить, достроить в своем воображении полную картину.
Черта эта особенно проявилась в лирике последних лет, в маленьких трагедиях, в «Медном всаднике». Современники поэта сетовали на эскизность, незавершенность, недосказанность, сложность этих произведений. Тут не недостаток, а высочайшее достоинство пушкинской лиры, ее образно-смысловая объемность, многоплановость, бездонность, неисчерпаемость, а значит — и бессмертность!
1. Какие черты не были осознаны его современниками как достоинство пушкинской поздней поэзии?
2. Какие черты поздней лирики Пушкина отражают его представления о языковом эстетическом идеале?
3. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса высказывание из текста: Одна из характернейших черт пушкинской поэзии — это лаконизм, предельная сжатость, спрессованность содержания. Подтвердите мысль, опираясь на суждения, высказанные в тексте.
129. Прочитайте текст из статьи Н. В. Гоголя «Петербургские записки 1836 года».
... В самом деле, куда забросило русскую столицу — на край света! Странный народ русский: была столица в Киеве — здесь слишком тепло, мало холоду; переехала русская столица в Москву — нет, и тут мало холода: подавай Бог Петербург! <...>
А какая разница, какая разница между ими двумя! Она еще до сих пор русская борода, а он уже аккуратный немец. Как раскинулась, как расширилась старая Москва! Какая она нечесаная! Как сдвинулся, как вытянулся в струнку щеголь Петербург! <...>
Москва — старая домоседка, печет блины, глядит издали и слушает рассказ, не подымаясь с кресел, о том, что делается в свете; Петербург — разбитной малый, никогда не сидит дома, всегда одет и похаживает на кордоне, охорашиваясь перед Европой, которую видит, но не слышит.
Петербург весь шевелится, от погребов до чердака; с полночи начинает печь французские хлеба, которые назавтра съест немецкий народ; Москва ночью вся спит, и на другой день, перекрестившись и поклонившись на все четыре стороны, выезжает с калачами на рынок. Москва женского рода, Петербург мужеского. В Москве все невесты, в Петербурге все женихи. <...>
Петербург — аккуратный немец, совершенный немец, на все глядит с расчетом и прежде нежели задумает дать вечеринку, посмотрит в карман; Москва — русский дворянин, и если уж веселится, то веселится до упаду и не заботится о том, что уже хватает больше того, сколько находится в кармане: она не любит средины. <...>
Москва всегда едет, завернувшись в медвежью шубу, и большею частию на обед; Петербург, в байковом сюртуке, заложив обе руки в карман, летит во всю прыть на биржу или «в должность». Москва гуляет до четырех часов и на другой день не подымется с постели раньше второго часу; Петербург тоже гуляет до четырех часов, но на другой день как ни в чем не бывало в девять часов спешит, в своем байковом сюртуке, в присутствие.
1. Что поразило вас при чтении гоголевского описания двух столиц?
2. На каком художественном приеме держится описание Москвы и Петербурга?
3. Как в композиции текста создается противопоставление?
4. Охарактеризуйте гоголевский синтаксис. Согласны ли вы с мнением А. Белого, что он «живописный», напоминающий искусную вязь?
5. Какова роль авторских восклицательных предложений? Как они влияют на эмоциональное восприятие их читателем?
6. Какими языковыми средствами (лексическими, морфологическими, синтаксическими) достигаются эмоциональность и экспрессивность (выразительность) текста? Найдите примеры употребления гиперболы в тексте.
7. Сделайте вывод на основе текста: что характерно для стиля Гоголя?
8. Творческое задание.
1) Сочинение-отзыв о тексте. Поделитесь размышлениями о том, что привлекло вас в тексте, какие образы вам показались необычными, удачными и точными, отметьте, какие языковые средства использовал Н. В. Гоголь для создания образов Москвы и Петербурга, выражения авторской иронии.
2) Выборочное изложение. Выберите из текста описание города Москвы и изложите его, сохранив манеру Гоголя.
130. Прочитайте отрывок из книги А. Белого «Мастерство Гоголя», посвященной анализу языка Гоголя.
Речевая ткань Гоголя есть прежде всего сумма фраз, отделенных знаков препинаний и расчлененных на главные и придаточные предложения, разделенные запятыми; знаки препинания Гоголя отличны от пушкинских: точка с запятой — чаще; точка — реже; широко использованы двоеточие и тире; двоеточием порой Гоголь распоряжается своеобычно...
В отличие от уравновешенной и короткой пушкинской фразы, фраза Гоголя и длинней, и насыщенней придаточным предложением; части неуравновешены в ней: всюду скопление одних частей речи в ущерб другим; всюду заторы друг друга теснящих глаголов и существительных, отчего текст беспорядочно толпится у глаз, раздражая порой неумеренной яркостью; и — пафос дистанции всюду Пушкиным соблюден; фраза Гоголя какая-то неравнобокая фраза, как здание, напоминающее цаплю, которое Тарас Бульба увидел, подъезжая к Варшаве; но и фразе Карамзина противопоставлена эта фраза. У Гоголя колоннада словесных повторов (существительных, глаголов, вместо повторов «хотя», «когда»), система колонн и колонок; вместо гладкой торжественности — барельефная гирлянда народных словечек.
Словом, — причудливое барокко.
Для Гоголя типична та фраза, которая летит на размахах придаточных предложений — «без меры в ширину, без конца в длину».
1. Как в целом оценивает А. Белый мастерство Гоголя?
2. Что поражает А. Белого в синтаксисе и пунктуации гоголевского языка. Какие образы вызывает у него гоголевский синтаксис?
3. Как вы думаете, возможно ли сопоставление стиля Гоголя с таким стилем в искусстве, как барокко? А какой стиль искусства применим, по-вашему, к языку Пушкина?
4. Какие аргументы А. Белого доказывают разницу в эстетических подходах двух писателей на примере используемых в их творчестве синтаксических конструкций?
5. Творческое задание. Напишите сочинение-рассуждение. Согласны ли вы с мнением А. Белого об эстетике языка Н. В. Гоголя? Приведите свои аргументы. Опирайтесь в доказательстве своей точки зрения на прочитанные вами произведения Н. В. Гоголя.
131. Прочитайте отрывок из книги С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника». О каком эпизоде детства вспоминает лирический герой? Какой русский обычай отражен в тексте?
Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой нам позволяли вдоволь. Мать сама была большая охотница до этих ягод. Вместо прежних бесцельных прогулок мать стала ездить в поле по ягоды, предпочтительно на залежи. Это удовольствие для меня было совершенно неизвестно и сначала мне очень нравилось, но скоро наскучило; все же окружающие меня, и мужчины, и женщины, постоянно занимались этим делом очень горячо. Мы ездили за клубникой всем домом, так что повар Макей оставался в своей кухне, но и его отпускали после обеда, и он всегда возвращался уже к вечеру с огромным кузовом чудесной клубники. У всякого была своя посуда: у кого ведро, у кого лукошко, у кого бурак, у кого кузовок. У нас с сестрицей были прекрасные с крышечками берестовые бурачки, испещренные вытисненными на них узорами.
По возвращении домой начиналась новая возня с ягодами: в тени от нашего домика рассыпали на широкий чистый липовый лубок, самые крупные выбирали на варенье, потом для кушанья, потом для сушки; из остальных делали русские и татарские пастилы; русскими назывались пастилы толстые, сахарные или медовые, поцеженные сквозь рединку, а татарскими — тонкие, как кожа, со всеми ягодными семечками, довольно кислые на вкус. Более всего я любил смотреть, как мать варила варенье в блестящих тазах на тагане, под которым разводился огонь, — может потому что снимаемые с кипящего таза сахарные пенки большею частью отдавались нам с сестрицей; мы с ней обыкновенно сидели на земле, поджав под себя ноги, нетерпеливо ожидая, когда масса ягод и сахара начнет вздуваться, пузыриться и покрываться беловатою пеленою.
1. Какова художественная задача, решаемая писателем в тексте?
2. О чем этот фрагмент? Как автор, используя языковые средства, выразил прямое отношение к описываемому?
3. В каком темпе читается текст? Какие синтаксические конструкции, использованные С. Т. Аксаковым, влияют на создание впечатления плавности, размеренности течения речи?
4. Какие предложения преобладают в тексте? Как их выбор, длина и протяженность связаны с содержанием, с детальным описанием сбора ягод и приготовления варенья?
5. Какая лексика употреблена в тексте? Есть ли слова с переносным значением? с оценочным значением? Употребляются ли в тексте образные средства?
6. Какие части речи преобладают в тексте? Какова их роль в создании эстетического фона, воспринимаемого при чтении?
7. Творческое задание.
1) Сочинение-рассуждение по тексту. Попробуйте охарактеризовать язык С. Т. Аксакова, оценить его мастерство в подробном и детальном повествовании, манеру предпочтения длинных сложных предложений, точного отбора слов.
2) Изложение с творческим заданием. Собирали ли вы когда- нибудь ягоды в лесу? Помните ли вы, понравилось ли вам или нет это занятие. Ответьте на вопрос: почему многие испытывают удовольствие от сбора ягод или варки варенья и берутся за это дело горячо.
132. Прочитайте высказывание И. С. Тургенева о языке произведений С. Т. Аксакова.
Слог его мне чрезвычайно нравится. Это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Ничего нет вычурного и ничего лишнего, ничего напряженного и ничего вялого — свобода и точность выражения одинаково замечательны.
1. Какие оценки дает писатель И. С. Тургенев языку произведений С. Т. Аксакова.
2. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Согласны ли вы с оценками Тургенева? Приведите аргументы, подтверждающие вашу позицию. Сделайте вывод, каково представление Тургенева о языковом эстетическом идеале?
133. Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Касьян с Красивой мечи».
Удивительно приятное занятие лежать на спине и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются, отвесно падают в те стеклянно ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень. Где-нибудь далеко-далеко, оканчивая собой тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плеса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака, и вот вдруг все это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, — все заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетанье, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби. Вы не двигаетесь — вы глядите: и нельзя выразить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце. Вы глядите: та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу, и как будто вместе с ними медлительной вереницей проходят по душе счастливые воспоминания, и все вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше и тянет вас самих за собой в ту спокойную, сияющую бездну, и невозможно оторваться от этой вышины, от этой глубины ...
1. Что поразило вас при первом чтении текста? Не возникает ли чувства головокружения от длинных предложений, от бесконечности рядов однородных членов предложений, ощущения словно тонешь в небесной бездне?
2. Какое чувство вызывает у писателя наблюдение за картиной небесной бездны? В каких словах передает ощущение радости и спокойствия, вызываемых красотой картин русской природы? Почему это не одно слово, а ряд?
3. Какие образы создает писатель? Понаблюдайте, как развивается метафорический образ «небо — море»?
4. Какими изобразительными средствами рисует писатель образные картины природы? Какими языковыми средствами они выражены? Какое образное приращение смысла придают они тексту?
5. Прочитайте текст еще раз. Можно ли прочитать текст быстро? Почему этот текст читается медленно, неспешно? Что, на ваш взгляд, влияет на темп текста?
6. Какие члены предложения способствуют неспешному темпу чтения, создают ощущение плавности речи? Что придает образному смыслу и гармонии текста употребление двух определений у существительного?
7. Какова роль рефренов «вы смотрите», «вы не двигаетесь», «вы глядите» в композиции текста?
8. Что тургеневского вы заметили в этом отрывке?
9. Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского о необыкновенном мастерстве Тургенева изображать картины русской природы?
10. Творческое задание.
1) Сочинение-рассуждение (отзыв). Поделитесь впечатлением о совершенном владении Тургеневым русским языком, его способностью создавать образные картины русской природы. Дайте эстетическую оценку языку тургеневского текста.
2) Сочинение-рассуждение на тему: Каково было представление о языковом эстетическом идеале в эпоху И. С. Тургенева, если он в совершенстве отразил его в своем творчестве.
3) Сочинение-стилизация по первому предложению текста: «Удивительно приятное занятие лежать на спине и глядеть вверх!».
134. Прочитайте отрывок из произведения Л. Н. Толстого «Детство».
День был жаркий. Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте; потом все ближе и ближе стал сгонять их маленький ветерок, так что изредка они закрывали солнце. Сколько ни ходили и ни чернели тучи, видно, не суждено им было собраться в грозу и в последний раз помешать нашему удовольствию. К вечеру они опять стали расходиться: одни побледнели, подлиннели и бежали на горизонт; другие, над самой головой превратились в белую прозрачную чешую; одна только черная большая туча остановилась на востоке. Карл Иваныч всегда знал, куда какая туча пойдет; он объявил, что эта туча пойдет к Масловке, что дождя не будет и погода будет превосходная.
1. Какие образы воплощены в тексте Л. Н. Толстого и при помощи каких изобразительных языковых средств?
2. Охарактеризуйте синтаксис текста. Как выбор синтаксических конструкций влияет на выразительность описания?
3. Сделайте вывод, какие синтаксические конструкции придают ритмичность и динамичность описанию? Что придает тексту обилие знака препинания — точки с запятой?
4. Творческое задание. Напишите сочинение-эссе о языке Толстого, о его мастерстве владения русским словом. В чем заключается, на ваш взгляд, представление о совершенстве художественного языка. Приведите аргументы, с помощью которых вы обосновываете свое мнение.
135. Прочитайте отрывок из повести «Степь» А. П. Чехова.
В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы и тенора и дисканты — все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота отпускает веки. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем — это сова. Для кого они кричат, и кто их слушает на этой равнине, Бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы...
1. Какую художественную задачу решает А. П. Чехов в этом тексте?
2. В какое время суток предстает перед нами степь? Как показывает писатель, что она прекрасна и полна жизни?
3. Как раскрывается тема жизни степи, ее живого разноголосия, сливающегося в монотонный гул? Как она связана с другой темой — темой человеческой жизни?
4. Какими языковыми средствами создается противопоставление дневной и ночной степи? Как раскрывается в тексте тема ночного сна, успокоения?
5. Какие части речи преобладают в тексте? Какие из них придают динамичность и энергию описанию? Приведите примеры экспрессивно окрашенных слов.
6. Вспомните свои ощущения при чтении. Как на темпе чтения отразилось то, что этот текст является одним абзацем?
7. Охарактеризуйте синтаксис текста: какие предложения употреблены в нем, чем они осложнены. Как они создают гармонию и симметрию чеховского текста?
8. Как синтаксические конструкции, использованные в тексте, создают впечатление монотонности движения и в то же время ритмичности, удивительного динамизма в жизни природы?
9. Почему в тексте доминируют определенно-личные предложения? Какое значение они приобретают в контексте? Уместно ли было бы употребление в тексте личного местоимения?
10. Творческое задание. Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту. Выскажите свое мнение о языке Чехова, о его манере живописать словом, использовать выразительные и точные слова, синтаксические конструкции, образные средства.
Каково представление А. П. Чехова о языковом эстетическом идеале, если судить по данному тексту?
136. Прочитайте фрагмент из книги И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева».
Прекрасна — и особенно в эту зиму — была Батуринская усадьба ...
Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по- зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за крутого ската, подобного снежной горной вершине, между двумя спокойно и высоко дымящими трубами ... На пригретых солнцем фронтонах крылец сидят, приятно жмутся монашенки-галки, обычно болтливые, но теперь очень тихие; приветливо щурясь от слепящего веселого света, от ледяной самоцветной игры на снегах, глядят старинные окна с мелкими квадратами рам.
1. Что вызывает у Бунина представление о прекрасном? Как опоэтизировал писатель простые картины русской усадьбы?
2. Охарактеризуйте синтаксис текста. Какие выразительные возможности синтаксических конструкций используются для создания образной картины и неспешного детального описания?
3. Какова роль многоточия в передаче эмоций автора, его восприятия красоты?
4. Докажите, что язык И. А. Бунина живописен. Назовите, какие изобразительные средства доминируют в этом описании?
5. Какова цветовая и световая гамма текста? Какова ее роль в реализации эстетических эмоций в тексте?
6. Творческое задание.
Сочинение-рассуждение по данному тексту. Выскажите свое мнение о языке Бунина, о его манере живописать словом. В чем, по-вашему, совершенство бунинского языка? Опирайтесь на ваш опыт прочтения текстов русского писателя. Приведите не менее двух аргументов в поддержку своей позиции.
137. Прочитайте текст К. Г. Паустовского. Определите стиль текста.
В области русского языка Бунин был мастером непревзойденным. Из необъятного числа слов он безошибочно выбирал для каждого рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, скрепленные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествованием и единственно для этого повествования необходимые.
Каждый рассказ и каждое стихотворение Бунина подобны магниту, который притягивает отовсюду все частицы, нужные для этого рассказа.
Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен. Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях — от кимвального пения до звона родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительно нежных, от легкого напева до громящих библейских обличений, а от них — до меткого, разящего языка орловских крестьян.
1. Как писатель К. Г. Паустовский оценивает язык произведений И. А. Бунина? Выпишите эстетические оценки языка, данные им в тексте. Как вы понимаете эти характеристики: язык прост, скуп, чист и живописен, богат в образном и звуковом отношениях?
2. Какие языковые выразительные средства использует Паустовский в тексте?
3. Творческое задание. Изложение с элементами сочинения. Ответьте на вопрос: согласны ли вы с эстетическими оценками Паустовского в отношении языка И. А. Бунина. Приведите свои аргументы.
138. Прочитайте текст И. А. Бунина. Какие особенности звучания текста, его темпа и ритма вы уловили при чтении?
Тогда был как бы еще канун весны. Он сидел с книгой возле открытого окна гостиной, глядел меж стволов пихт и сосен в палисаднике на грязную речку в лугах, на деревню на косогорах за речкой: еще с утра до вечера, неустанно, изнемогая от блаженной хлопотливости, так, как орут они ранней весной, орали грачи в голых вековых березах в соседнем помещичьем саду, и еще дик, сер был вид деревни на косогорах, и только еще одни лозины покрывались там желтоватой зеленью ...
Он шел в сад: и сад был еще низок и гол, прозрачен, — и только зеленели поляны, все испещренные мелкими бирюзовыми цветочками, да опушился акатник вдаль аллей и бледно белел, мелко цвел один вишенник в лощине, в южной, нижней части сада ...
Он выходил в поле: еще пусто, серо было в поле, еще щеткой торчало жнивье, еще колчеваты и фиолетовы были высохшие полевые дороги.
И все это была нагота молодости, пора ожидания — и все это была Катя.
1. Какое эстетическое впечатление произвел на вас текст?
2. Охарактеризуйте композицию текста. Какова роль в тексте слова «как бы»? Как достигается гармония частей текста? С какой целью писатель использует синтаксический параллелизм? Какую роль выполняют в тексте повторяющиеся слова еще, союзы и, глаголы был, было, была, местоимение он?
3. Какова роль последнего слова в тексте «Катя»? Какое образное приращение в значении получает оно в тексте?
4. Какую синтаксическую доминанту бунинского языка вы заметили в тексте?
5. Какие слова, языковые конструкции экспрессивны и особенно выразительны?
6. Какая тематическая группа слов преобладает в описании ранней весны? Как раскрывается в тексте тема «наготы молодости», «поры ожидания»? Как она отражается в цветовой и световой палитре текста?
7. Творческое задание.
Сочинение-отзыв по тексту. Дайте эстетическую оценку языку текста в целом и употреблению языковых средств, вызывающих эстетический эффект. Поразмышляйте о том, каков языковой эстетический идеал И. А. Бунина.
139. Прочитайте текст.
По небу текли волнующимся караваном летние облака — облака-верблюды, облака-шатры. Солнце старалось проскользнуть между них, но они находили на него ослепительным краем, воздух потухал, потом снова назревало сиянье, но первым озарялся не наш, а супротивный берег, — мы еще были в тени, ровной и бесцветной, а там ложился уже теплый свет, там тени сосен оживали на песке, вспыхивали вылепленные из солнца маленькие, голые люди, — и внезапно, как счастливое, огромное око, раскрывалось сиянье и на нашей стороне. Тогда я вскакивал на ноги, серый песок мягко обжигал мне ступни, я бежал к воде, шумно в нее врезался. Хорошо потом высыхать на угреве, чувствовать, как солнце вкрадчивыми устами жадно пьет прохладный бисер, оставшийся на теле (В. В. Набоков).
1. Какое эстетическое впечатление вызвал у вас текст В. Набокова? Что поразило вас при первом чтении?
2. Какие образы воплощены в тексте? Какими языковыми средствами создается в тексте образ неба-пустыни, по которому движется караван, образ солнца-лица?
3. Какие языковые образные средства помогают изобразить картину неба, облаков, солнца?
4. Найдите экспрессивно окрашенные средства. Какова их роль в выражении чувств героя?
5. Охарактеризуйте синтаксис текста. Какие предложения употреблены в тексте? Какова их роль в передаче эстетического содержания?
6. Какие средства синтаксической выразительности использованы в тексте?
7. Творческое задание. Напишите сочинение-рассуждение об эстетических свойствах текста В. Набокова, его манере живописать словом. Опираясь на свой опыт прочтения, приведите доказательства вашей позиции в оценке языка В Набокова
140. Прочитайте про себя стихотворение М. А. Волошина. Какое настроение вы передадите при чтении вслух?
Над зыбкой рябью вод встает из глубины
Пустынный кряж земли: хребты скалистых гребней,
Обрывы черные, потоки красных щебней —
Пределы скорбные незнаемой страны.
Я вижу грустные, торжественные сны —
Заливы гулкие земли глухой и древней,
Где в поздних сумерках грустнее и напевней
Звучат пустынные гекзаметры волны.
И парус в темноте, скользя по бездорожью,
Трепещет древнею, таинственною дрожью
Ветров тоскующих и дышащих зыбей.
Путем назначенным дерзанья и возмездья
Стремит мою ладью глухая дрожь морей.
И в небе теплятся лампады Семизвездья.
1. Чем поразило вас стихотворение М. А. Волошина? Какую тональность нужно передать при чтении?
2. Какие картины природы Крыма встают перед нами? Каким запечатлен погасший вулкан Карадаг в первой строфе? Какие части речи преобладают в строфе? Как определения характеризуют предметы, выраженные существительными?
3. Почему картины Крыма сменяются символическими? Какую роль играет первая строка второй строфы?
4. Какие группы слов (конкретная, поэтическая, разговорная, абстрактная) соединяются в стихотворении? Есть ли поэтическая лексика? Есть ли абстрактная отвлеченная лексика? Какова их роль в тексте?
5. Выпишите слова, характеризующие пространственные образы, распределив их по группам: земля, вода, море, небо. Какими пространственными образами завершается стихотворение?
6. Какие звуки слышим, какие цвета видим? Почему в конце появляется лексика света и другое пространство — небо? В какой части текста вы почувствовали символический смысл зыбкости, непрочности мира и человека в нем?
7. Найдите повторяющиеся и однокоренные слова. В каком — прямом или переносном — значении они употреблены, в одном ли значении? Есть ли синонимы, в том числе и контекстуальные? Какова роль лексических средств в создании ощущения хрупкости мира?
8. Что обозначает слово гекзаметр? Что такое Семизвездье? В каком значении эти слова употреблены в тексте?
9. Какой ритм, течение речи задает тексту употребление длинных строчек, насыщенность определений-эпитетов?
10. Творческое задание. Напишите сочинение-эссе по стихотворению М. А. Волошина. В чем вам видится совершенство языка поэта? Каков эстетический идеал, воплощенный в данном стихотворном тексте?
141. Прочитайте отрывок из произведения А. М. Горького «Сказки Италии».
Звенят цикады.
Словно тысячи металлических струн протянуты в густой листве олив, ветер колеблет жесткие листья, они касаются струн, и эти легкие непрерывные прикосновения наполняют воздух жарким, опьяняющим звуком. Это — еще не музыка, но кажется, что невидимые руки настраивают сотни невидимых арф, и все время напряженно ждешь, что вот наступит момент молчания, а потом мощно грянет струнный гимн солнцу, небу и морю.
Дует ветер, деревья качаются и точно идут с горы к морю, встряхивая вершинами. О прибрежные камни равномерно и глухо бьет волна; море — все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину, все они плывут в одном направлении, исчезают, ныряя в глубину, снова являются и звенят чуть слышно. И, словно увлекая их за собою, на горизонте качаются, высоко подняв трехъярусные паруса, два суда, тоже подобных серым птицам; все это — напоминая давний, полузабытый сон — не похоже на жизнь.
1. Какое эмоциональное состояние передано в тексте? Какие образы вас поразили, показались необычными? Почему автор заключает текст выражением: «все это не похоже на жизнь»?
2. Как развивается в тексте тема музыки, звучания музыкальных инструментов? Есть ли звукопись в тексте?
3. Какие изобразительные образные средства доминируют в тексте? Какова их роль в создании поэтического описания? Приведите примеры метафор, в том числе развернутые, сравнений, эпитетов, гиперболы.
4. Какой ритм, течение речи придает тексту использование предложений с сочинительной и бессоюзной связью?
5. С какой целью в тексте употреблено тире?
6. Как способствует повтор союза словно в эстетической организации текста?
7. Творческое задание. Сочинение-рассуждение по тексту об эстетической роли знаков препинания в художественном тексте.
142. Прочитайте про себя стихотворение А. Фета.
Ночью как-то вольнее дышать мне,
Как-то просторнее ...
Даже в столице не тесно!
Окно растворишь:
Тихо и чутко
Плывет прохладительный воздух.
А небо? А месяц?
О, этот месяц-волшебник!
Как будто бы кровли
Покрыты зеркальным стеклом,
Шпили и кусты — бриллианты;
А там, за луной, небосклон
Чем дальше — светлей и прозрачней.
Смотришь — и дышишь.
И слышишь дыханье свое,
И бой отдаленных часов,
Да крик часового,
Да изредка стук колеса
Или пение вестника утра.
Вместе с зарею и сон налетает на вежды,
Светел, как призрак.
Голову клонит, — а жаль от окна
оторваться!
1. Что поразило вас при чтении стихотворения? Почувствовали ли вы лиризм и силу чувств поэта?
2. Какова роль в тексте первых предложений? Как они связаны с содержанием?
3. Какие слова в тексте создают эмоциональное напряжение?
4. Какова роль темы «вольнее дышать», «просторнее», «видеть», «слышать» в развитии картины отворенного окна, воли и свободы?
5. Почему автор меняет безличные предложения на односоставные определенно-личные с обобщенным значением, назывные, двусоставное, а в конце вновь использует безличные предложения в составе сложного?
6. Какова роль в композиции текста фразы «Окно растворишь»? Каково значение слова растворить? (Раскрыть (затворенное)). Почему именно это слово употреблено, как оно связано с содержанием?
7. Какой мир видит и слышит лирический герой из растворенного окна? Какая лексика в тексте преобладает: конкретная, абстрактная, поэтическая? Какие оттенки света и цвета доминируют? Как они отражают состояние поэта? Какие изобразительно выразительные средства вы заметили в тексте?
8. Как создается в тексте лирическая экспрессия?
9. Сделайте вывод о том, как обеспечивается фрагментарность, лаконичность изображения, и, как следствие, импрессионистичность и недосказанность фетовского текста.
10. Творческое задание. Напишите сочинение-рассуждение. Согласны ли вы с мнением Л. Н. Толстого, отметившего, что стихам Фета свойственна «лирическая дерзость». Приведите свое мнение так, чтобы оно было аргументировано.
143. Прочитайте выразительно стихотворение Н. М. Рубцова.
Проснись с утра,
со свежестью во взоре
Навстречу морю окна отвори!
Взгляни туда, где в ветреном просторе
Играют волны в отблесках зари.
Пусть не заметишь в море перемены,
Но ты поймешь, что празднично оно.
Бурлит прибой под шапкой белой пены,
Как дорогое красное вино!
А на скале, у самого обрыва,
Роняя в море призрачную тень,
Так и застыл в восторге молчаливом
Настороженный северный олень.
Заря в разгаре — как она прекрасна!
И там, где парус реет над волной,
Встречая день, мечтательно и страстно
Поет о счастье голос молодой!
1. Как раскрывается в тексте тема «окна отвори»?
2. Как поэту удается выразить состояние счастья и ощущение красоты мира?
3. Какая лексика преобладает в тексте? Какие образные лексические средства есть в стихотворении?
4. Какую особенность вы заметили в структуре текста? На каком художественном приеме (ты и я) построено начало текста? Что придает тексту преобладание глаголов в повелительном наклонении?
5. Какие синтаксические конструкции использованы с целью воздействия на эмоциональную сферу читателя или слушателя? Какова роль восклицательных предложений в тексте?
6. Творческое задание. Напишите сочинение по стихотворению. Оцените выразительную и эстетическую сторону языка стихотворения Н. Рубцова, выбора им выразительных средств в создании экспрессивного эффекта.
144. Прочитайте текст.
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:
— Летите, летите!
Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему, тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится (М. М. Пришвин).
1. Какая основная проблема поднимается в тексте?
2. Какой образ создается в тексте?
3. Каков эмоциональный подтекст описания?
4. Какие синтаксические конструкции использует автор, чтобы соединить картины листопада и передать свое ощущение уходящего, соединения с природой?
5. Какую роль играет в тексте повтор (лексический повтор, употребление однокоренных слов)?
6. Как достигается в тексте параллелизм в описании осеннего утра и состояния лирического героя?
7. Какова эстетическая роль наречий и категории состояния в соединении двух планов — природного и человеческого?
145. Прочитайте текст К. Г. Паустовского о М. М. Пришвине.
О Пришвине писать трудно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетрадки, перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, погружаться в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.
В чем его тайна? В чем секрет этих книг? Секрет пришвинского обаяния, его колдовства — в его зоркости, что открывает в каждой малости интересное.
Колдовство пришвинской прозы объясняется и его обширными познаниями. В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. Поэтам давно надо было бы это понять.
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд.
1. Почему писать о М. М. Пришвине, по мнению Паустовского, трудно? Какие аргументы приводит писатель в подтверждение своего тезиса.
2. Как вы думаете, почему писатель К. Г. Паустовский дает эстетические оценки прозе М. М. Пришвина в метафорической форме.
3. В чем заключается пришвинское мастерство владением русской речью? Читали ли вы произведения М. М. Пришвина? Каким вам представляется язык его произведений?
4. Творческое задание. Напишите сочинение-рассуждение о языке пришвинской прозы. Согласны ли вы с мнением К. Г. Паустовского? Какие бы вы дали оценки пришвинскому языку? Опирайтесь на свое знание текстов произведений М. М. Пришвина.
Подтверждая свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов.